Приватизация квартиры через Госуслуги: как оформить и что для этого нужно
Фото: Freepik
Приватизация помогает человеку стать полноправным собственником жилья. По сути, это получение бесплатной квартиры от государства. Приватизировать квартиру не очень сложно: не нужно бегать по инстанциям и собирать разные бумажки, практически всё можно сделать электронно. В этой статье рассказываем, в каких случаях можно приватизировать жильё, как провести процедуру приватизации через Госуслуги и какие документы для этого понадобятся.
Что такое приватизация и кто может ей воспользоваться
Приватизация — передача имущества от государства в собственность гражданина (ст. 217 ГК РФ). После приватизации человек может полностью распоряжаться квартирой: продавать, сдавать, передавать по наследству. Если квартира муниципальная, таких прав у жильцов нет.
Подать заявление и стать участником приватизации может любой гражданин РФ, зарегистрированный в муниципальной квартире. При этом проживать в ней не обязательно.
Согласно закону о приватизации № 1541-1 от 4 июля 1991 г., бесплатная приватизация доступна для граждан России один раз в жизни. Исключение делается для тех, кто участвовал в приватизации до 18 лет (ст. 11, Закона N 1541-1): после совершеннолетия можно ещё раз приватизировать жильё.
По закону для проведения приватизации требуется письменное согласие всех зарегистрированных в квартире жильцов. Эти бумаги нужно заверить у нотариуса. Следует учитывать, что дать согласие или отказ не могут следующие лица:
- несовершеннолетние младше 14 лет — за них решение принимает представитель (после 14 лет ребёнок может сам давать согласие и подавать заявление на приватизацию, но с согласия родителей или опекунов);
- те, кто уже воспользовались правом приватизации;
- незарегистрированный, то есть не прописанный в квартире человек, даже если он в ней проживает.
Приватизировать только часть квартиры не получится: все участники приватизации получают равные доли в квартире. Если в квартире прописан человек, который отказывается от приватизации, с ним остаётся только договариваться. Например, его опасения могут быть в том, что после приватизации придётся оплачивать коммуналку, капремонт и налог. Проживающие в соцжилье от этого освобождены. Чтобы уговорить несогласного, нужно привести плюсы приватизации и предложить взять все расходы на себя. Если несогласный никак не идёт на уговоры, решить спор можно через суд.
Какое жильё можно и нельзя приватизировать
Можно приватизировать жильё, которое предоставлено по договору социального найма. При этом человек обязательно должен быть в нём зарегистрирован.
Нельзя приватизировать следующие виды недвижимости:
- комнату в общежитии, которое принадлежит предприятию, а не местной администрации;
- служебное жильё;
- квартиры, расположенные на территории военных городков;
- жильё в аварийном состоянии;
- жильё, принадлежащее фондам соцзащиты в сельской местности;
- квартиру с незаконной перепланировкой.
Как приватизировать квартиру через Госуслуги: пошаговая инструкция
Документы на приватизацию можно подать не только в МФЦ или жилищный отдел муниципалитета, но и через Госуслуги — единый портал государственных и муниципальных услуг, коротко — ЕПГУ. На сайте можно электронно получить справочную информацию или услугу. Рассказываем, как приватизировать квартиру через Госуслуги.
Шаг 1: регистрация на портале. Существует три способа, как зарегистрироваться на Госуслугах.
- Онлайн через один из банков-партнёров — это самый простой и быстрый способ: банк самостоятельно подтвердит личность с помощью данных, которые были указаны при оформлении счёта. Проверка займёт от 10 минут до 5 дней. После банк пришлёт пароль от портала по номеру телефона.
- Лично в центре обслуживания: нужно выбрать удобный центр и прийти туда с паспортом и СНИЛС, а с оформлением поможет сотрудник МФЦ. Проверка также займёт до 5 дней, а после на телефон придёт пароль от портала, который позже можно изменить.
- При помощи номера телефона и электронной почты: на главной странице Госуслуг необходимо выбрать вариант «Другой способ регистрации», указать ФИО, телефон и электронную почту. На телефон придёт код для проверки, который нужно ввести на сайте. Также можно подтвердить запись через электронную почту.
Важно: в отличие от первых двух способов, при такой регистрации учётная запись будет упрощённой или стандартной с ограниченными возможностями. Чтобы получить доступ к полному функционалу сайта, придётся воспользоваться интернет-банком, электронной подписью или прийти в центр обслуживания.
Шаг 2: выбор услуги и заполнение заявки. Приватизация жилья через Госуслуги доступна только тем, кто подтвердил свою учетную запись. С подтверждённой учётной записью на Госуслугах можно оформить приватизацию онлайн. Для этого нужно выбрать услугу «Приватизация жилищного фонда».
В заявлении первым делом нужно указать, кто обращается за услугой:
- единственный участник приватизации — если человек проживает в квартире один или другие прописанные жильцы отказываются от участия в приватизации;
- несколько участников приватизации — если вместе с заявителем в квартире проживают другие люди, которые дали согласие на приватизацию;
- родитель, опекун, попечитель, приёмный родитель несовершеннолетнего — если в квартире проживают только несовершеннолетние, включая сирот;
- иные представители — например, если за услугой обращается представитель по доверенности.
Далее нужно подтвердить личные данные представителя (они заполняются автоматически):
- паспортные данные;
- контактный номер телефона и адрес электронной почты;
- адрес регистрации.
Если в приватизации участвуют несколько жильцов, нужно будет прикрепить их согласие, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса. Затем необходимо указать, отказывается ли кто-то из зарегистрированных в жилом помещении от участия в приватизации.
Также нужно будет внести данные о квартире, которую хотят приватизировать:
- сведения о документе, подтверждающем право пользования жилым помещением: наименование («договор социального найма» или «ордер на получения государственного жилья»), номер, дату и кем выдан;
- адрес жилого помещения.
Далее нужно загрузить документ, подтверждающий наличие права на приватизацию жилья. Например:
- справку из БТИ или органа исполнительной власти;
- справку с места прохождения военной службы с указанием периода прохождения службы;
- справку об освобождении гражданина из мест лишения свободы;
- вступившее в законную силу решение суда (о наличии или лишении (отсутствии) жилищных или имущественных прав на жилое помещение);
- вступивший в законную силу приговор суда, а также документ, подтверждающий отбывание наказания гражданами, осуждёнными к лишению свободы или к принудительным работам.
Файл для загрузки должен весить не более 50 Мб.
Шаг 3: подача заявления. На этом шаге нужно выбрать подразделение, то есть местную администрацию, которая будет рассматривать заявление.
Электронный результат услуги будет предоставлен в личном кабинете на Госуслугах. Также можно получить документ: для этого в заявлении нужно выбрать МФЦ или лично обратиться в уполномоченный орган. Финальный шаг — нажать кнопку «Подать заявление».
Таким образом для процедуры приватизации через Госуслуги требуются следующие документы:
- паспорт (уже загружен и подтверждён на портале);
- договор социального найма или ордер на получения государственного жилья;
- согласие других жильцов, заверенное у нотариуса;
- документ, подтверждающий сохранение права или неиспользованное право на приватизацию жилья.
Шаг 4: ожидание результата. После отправки заявления уполномоченный орган может связаться с заявителем по электронной почте или телефону и попросить загрузить дополнительные документы. Например, выписку из ЕГРН о том, что у заявителя нет другого жилья в собственности.
Запрос должны рассмотреть в течение двух месяцев после подачи документов. Результатом услуги является решение о заключении договора передачи жилого помещения в собственность граждан. В случае положительного решения все заявители подписывают договор с муниципалитетом, за несовершеннолетних это делают родители или опекуны, то есть законные представители.
Шаг 5: регистрация собственности. После того, как договор подписан, его нужно передать в Росреестр и зарегистрировать право собственности. Проще всего это сделать через МФЦ.
Госпошлина за услугу — 2000 рублей. Если в приватизации участвуют несколько человек, сумма делится между ними.
Налоги при владении приватизированной квартирой
Собственники недвижимости обязаны платить налог на имущество. Если собственников несколько, налог делится между ними. Стандартная налоговая ставка — 0,1% от кадастровой стоимости в год. При этом муниципалитеты могут установить свои ставки: как меньше, так и больше стандарта. Также есть послабления: владельцы квартир меньше 20 кв.м и комнат меньше 10 кв.м налоги на имущество платить не должны.
Если продавец владел квартирой менее 5 лет, при продаже он обязан оплатить налог 13% от стоимости. Срок владения отсчитываетсяя с момента регистрации права собственности. В случае с приватизированной квартирой минимальный срок сокращается до 3 лет: после него можно продавать приватизированную квартиру без уплаты налога.
Коротко о приватизации через Госуслуги
- Воспользоваться приватизацией может любой гражданин, который прописан в муниципальной квартире. При этом не всё социальное жильё можно приватизировать.
- Приватизировать квартиру можно полностью электронно через Госуслуги. Приехать в администрацию нужно будет только в самом конце для подписания договора.
- Подать документы на приватизацию квартиры через Госуслуги достаточно просто. Для этого потребуются паспорт, договор социального найма квартиры, справка, подтверждающая, что заявители ещё не использовали своё право на приватизацию, и согласия других жильцов, если они есть.
- Приватизировать квартиру без согласия всех прописанных жильцов не получится.