Свидетельство о госрегистрации: что это такое и как получить
Обновлено 13 февраля 2024 года
Регистрация права собственности — это процедура, после которой собственник становится полноправным хозяином недвижимости. До 2016 года в конце процесса оформления людям выдавали красивое свидетельство о государственной регистрации права, а сейчас сведения заносятся в государственную базу (ЕГРН) и права владельца подтверждает выписка из неё. Это удобнее, поскольку информация о владельцах квартиры, её кадастровой стоимости, площади и возможных обременениях стала общедоступной и собрана в одном месте. Мы уже писали о том, что можно узнать из этой выписки и как её получить.
В этой статье расскажем, что и как положено регистрировать, какие правоустанавливающие документы должны быть у собственника квартиры или дома для проведения этой процедуры, сколько она стоит и чем грозит отсутствие регистрации.
Что такое право собственности и когда оно возникает
Неважно, каким образом вы стали владельцем объекта недвижимости — он достался в наследство, получен в подарок или куплен, — нужна регистрация прав собственности. Иными словами, в общероссийскую базу информации нужно добавить запись, что теперь это имущество принадлежит собственнику.
Процедуру регистрации проводит Росреестр, а дата возникновения права будет определена правоустанавливающим документом (договором купли-продажи, ДДУ, свидетельством о вступлении в наследство, дарственной и т.п.).
Раньше недвижимость оформлялась иначе, и документы, подтверждающие право собственности на квартиру или другую недвижимость, тоже были другими.
До 1998 г. | Государство только подтверждало факт совершения сделки. Единого реестра не было, а заверяли сделку в разных организациях: в городах отметку можно было поставить в БТИ, в сельской местности обычно обращались в местную администрацию. Основным документом, подтверждающим право собственности, считалось регистрационное удостоверение БТИ. |
С 31.01.98 | Заработал закон № 122-ФЗ от 21.07.97. У владельцев жилья появилось обязательство после сделки регистрировать своё право на владение. Информация о праве попадала в базу ЕГРП, инженерные данные о строении — в базу кадастровых бюро, а владельцу недвижимости выдавали свидетельство о праве собственности на квартиру. |
С 15.07.16 | Государство внесло поправки в закон — выдачу свидетельств прекратили, а базы объединили в одну, ЕГРН. Выписка из неё на сегодня — основной источник данных об имуществе и главный документ, подтверждающий право собственности на квартиру или дом. |
Теперь право собственности на квартиру подтверждает выписка из ЕГРН.
В зависимости от формы там будет содержаться следующая информация:
- вид недвижимости;
- кадастровая стоимость;
- форма собственности;
- адрес местонахождения;
- общая площадь;
- кому принадлежит в настоящее время и о владельцах в прошлом;
- дата и номер регистрационной записи;
- паспортные данные собственников;
- история перехода прав;
- назначение для зданий и помещений (жилое помещение или нежилое);
- планы помещений с инженерными сетями, окнами, дверями;
- информация о кадастровом инженере, который проводил межевание и составлял акт;
- отметка о том, что дом признан аварийным, если это так;
- наличие обременений (правовых ограничений на использование имущества) — например, арест или залог имущества, нахождение в аренде или ренте, запрет на совершение сделок;
- какие документы подтверждают право собственности на квартиру или другой объект, фигурирующий в выписке;
- информация о резервировании земель под госнужды;
- проект межевания территории;
- сведения о том, есть ли согласие супруга/супруги правообладателя на продажу недвижимости;
- зарегистрированные в здании договора долевого участия.
Сведения в выписках делятся на общедоступные и закрытые. Полный комплект информации может получить только собственник или лицо, упомянутое в ч. 13 ст. 62 №218-ФЗ — нотариус, судья, наследник и т.п.
Остальные могут заказать стандартную выписку из ЕГРН, сведения в которой позволят проверить недвижимое имущество перед возможной сделкой. Максимальный срок ответа по федеральному закону №218-ФЗ от 25.12.2023 — до трёх рабочих дней.
Зачем нужна регистрация права и чем грозит её отсутствие
Регистрация перехода права собственности — это не абстрактное требование закона (ст. 551 ГК РФ), она несёт реальную пользу для владельца. Вы сможете законно распоряжаться имуществом — сдавать его в аренду, продавать, менять, оформлять в залог, дарить и совершать другие сделки.
Регистрация права даёт возможность получить компенсацию за повреждения недвижимости от стихийных бедствий или возмещение при резервировании земель для государственных и муниципальных нужд (по ст. 281 ГК РФ).
При оформлении правоустанавливающих документов на квартиру собственник может обезопасить себя от мошенников — например, подать заявление о том, что он должен лично присутствовать на всех сделках с вашим имуществом.
Кроме того, зарегистрированное право поможет собственнику в следующих ситуациях:
Ситуация | Как поступить |
Нужно проверить, правильно ли вам рассчитывают налог на имущество | Закажите выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости жилья |
Вы потеряли договор о покупке квартиры (либо другой договор, согласно которому стали собственником) | Закажите дубликат — его третий экземпляр находится в Росреестре |
Вам приходят требования об уплате налога на чужое имущество — на жильё, которое вы уже продали или на постороннее | Закажите выписку о правах на объекты недвижимости. В ней будут перечень объектов и период, в течение которого вы были владельцем. Если предъявить документ в налоговую инспекцию вместе с заявлением о перерасчёте, они внесут изменения в свою базу |
Вы покупаете квартиру на стадии строительства дома по договору уступки | Закажите выписку о зарегистрированных на объекте ДДУ и узнайте, сколько квартир в доме уже продали — они будут числиться как обременения на участок |
Если вы не подали сведения о своих правах на имущество в Росреестр, то могут возникнуть проблемы. Как выглядит ситуация с точки зрения налоговой инспекции? Вы владеете имуществом, но не ставите государство в известность — оно не может начислить налог, а значит, вы уклоняетесь от его уплаты. Это грозит необходимостью выплатить от нескольких десятков до сотен тысяч рублей, а в худшем случае может привести к конфискации.
Герман Салказанов, руководитель юридической компании S&K Svoboda, так описывает последствия отказа от регистрации: «Регистрация недвижимости относится к вещным правам и регламентируется ст. 131 ГК РФ, и №218-ФЗ от 13.07.15. Регистрация права собственности на объект недвижимости является обязанностью физического или юридического лица с целью полной защиты его вещных прав и с целью не допустить нарушения вещных прав других лиц.
Стоит отметить, что №218-ФЗ распространяет своё действие на правоотношения, которые возникли до его вступления в силу. Если вы не регистрируете вещные права на объект недвижимости, это (неуплата налогов на недвижимость — прим. автора) может повлечь последствия, предусмотренные положениями НК РФ, в частности ст. 122, 129.3 и 129.5 НК РФ.
В случае добросовестного поведения лица, привлечённого к административной ответственности, закон предусматривает оплату обязательств в пределе санкций, установленных настоящими статьями. А в случае неисполнения требований Федеральной налоговой службы лицо могут привлечь уже к уголовной ответственности по ст. 199.1 и 199.2 УК РФ — обычно это назначение наказания в виде штрафа размером от 100 000 до 500 000 руб.
Если у привлекаемого лица не имеется достаточно денежных средств, то суд может принять решение о конфискации некоторых объектов собственности, в частности земельных участков, зданий, квартир либо иных объектов с целью реализации и возмещению вреда, причинённого преступлением».
Как оформить права собственности
- Перед обращением оплатите госпошлину. Её размер определяет ст. 333.3 НК РФ. В 2022 году для физлиц, в зависимости от вида права, действуют следующие тарифы:
Вид регистрируемого права | Сумма госпошлины в рублях |
Покупка, дарение, аренда, рента, пожизненное наследуемое владение и обмен недвижимости | 2000 |
Ипотека | 1000 |
ДДУ | 350 |
Доля в праве на общую собственность в многоквартирном доме | 200 |
Собственность на участок для ИЖС, гаража или подсобного хозяйства | 350 |
Регистрация ранее возникшего права — если вы были владельцем до 31.01.98, но не вносили информацию в кадастр | Не уплачивается |
- Напишите заявление.
- Соберите пакет документов. Вам понадобятся удостоверение личности (паспорт) и правоустанавливающие документы на объект недвижимости — это документы, которые служат причиной проведения регистрации. Позже, в выписке из ЕГРН, они попадут в графу «Документы-основания». К ним относятся следующие бумаги:
Обстоятельства | Правоустанавливающие документы |
Ипотека | Договор залога с банком |
Покупка квартиры в новостройке, дома или вторичного жилья | Договор купли-продажи |
Покупка на стадии строительства | ДДУ или уступка права требования |
Обмен недвижимости | Договор мены |
Регулярные выплаты или уход за человеком в обмен на передачу недвижимости | Договор ренты или договор пожизненного содержания с иждивением |
Подаренная недвижимость | Договор дарения |
Наследование | Свидетельство о вступлении в наследство |
По суду | Решение суда на момент, когда оно вступит в законную силу |
Что ещё может потребоваться при регистрации права на недвижимость:
- заявление супруга о согласии на сделку, заверенное у нотариуса;
- доверенность на совершение сделки, заверенная у нотариуса, — если документы о праве собственности на квартиру, например, подаёт не собственник;
- разрешение органов опеки — когда имущество принадлежит несовершеннолетнему.
Чтобы оформить право, необходимо обратиться в Росреестр. Сделать это можно одним из следующих способов:
- через МФЦ в вашем населённом пункте;
- лично или почтой в отделение сети Росреестра;
- онлайн через сайт Росреестра — нужно будет авторизоваться на Госуслугах.
Для ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов 1-й и 2-й групп есть бесплатная услуга приёма правоустанавливающих документов на объект недвижимости на дому. Остальным категориям граждан придется заплатить. Актуальную цену лучше уточнять у сотрудников ведомства.
Процесс регистрации занимает от 5 до 12 дней. Проверить достоверность внесённых сведений можно в выписке ЕГРН — онлайн на сайте Росреестра, через сервис Kadastr или при заказе бумажного документа на квартиру через МФЦ.
Какие права на недвижимость нужно регистрировать
В обязательном порядке регистрируют возникновение, изменение и переход права, связанного с земельными участками, жильём и капитальными постройками, которые нельзя перенести на другое место (к примеру, покупка гаража с фундаментом подлежит регистрации, а металлического разборного гаража — нет).
Права, регистрацию которых требует ГК РФ:
Право | Основание — статья ГК РФ | Примечание |
Собственность, приобретённая в ипотеку | 339.1 | Залог появляется в день регистрации. Для снятия залога нужно подтвердить погашение ипотеки. |
Недвижимость, приобретённая по договору купли-продажи | 558.2 и 560.3 | Соглашение считается действительным со дня регистрации. |
Построенная недвижимость | 219 | Право возникает со дня регистрации. |
Подаренная недвижимость | 577.3 | Без регистрации договор признаётся ничтожным и при рассмотрении в суде не будет признан. |
Унаследованная недвижимость | 1152.4 | После регистрации право возникает со дня открытия наследства. |
Арендованная недвижимость | 609.2 и 651.2 | Регистрируется, если объект сдаётся в аренду на срок более года. |
Арендованное предприятие | 658.2 | Нужно регистрировать вне зависимости от того, на какой срок арендуется. |
Доверительное управление недвижимостью | 1017.2 | Регистрируется передача недвижимости с обременением. Для регистрации нужно присутствие обеих сторон — учредителя управления и доверительного управляющего, каждый из них уплачивает госпошлину. |
Рента или пожизненное содержание с иждивением | 584 | Регистрируется переход права собственности и ипотека в пользу получателя ренты. |
Пожизненное наследуемое владение | 601 | Только если землевладение — государственная и муниципальная собственность. |
Итак, кратко: если у вас в собственности оказался участок земли или жильё, нужно оформить на него свои права. Так они попадут в базу данных государства. Эта процедура несложная и малозатратная. Зато вы обезопасите себя от попыток незаконных сделок с вашим имуществом и избежите проблем с налоговой инспекцией.
Фото: Domenico Loia, PxHere, rawpixel.com (PxHere)