Как заменить электросчётчик и сколько это стоит

Электросчётчик — прибор, который считает количество затраченной электроэнергии в квартире. Его работоспособность и срок плановой замены отслеживают энергетические компании. Пользователям достаточно ежемесячно передавать показания в управляющую организацию и платить по тарифу, у современных моделей эти данные передаются автоматически.

В статье расскажем, нужно ли самому менять счётчик, сколько это стоит и куда подавать заявку.

Какая организация отвечает за счётчики

Квартирный счётчик, который фиксирует показания затраченной электроэнергии в жилых помещениях, размещается в щитке на лестничной клетке или в коридоре квартиры. Собственники частных домов могут устанавливать такое оборудование практически в любом месте, но контролировать, насколько исправно работает счётчик, владельцы жилья не обязаны.

За исправную и стабильную работу электросчётчиков в МКД (многоквартирных домах) отвечает гарантирующий поставщик электроэнергии, в частных — сетевые компании. Уточнить, какая организация обслуживает такое оборудование, можно у председателя УК или ТСЖ, но ещё проще посмотреть в платёжку за ЖКУ — там указаны название, телефон и адрес компании.

В России ограниченное количество гарантирующих поставщиков. Полный реестр компаний находится на сайте ФАС — Федеральной антимонопольной службы.

Когда нужно менять счётчик

Во многих многоквартирных домах всё ещё стоят электросчётчики, изготовленные в СССР — отличить их можно по крутящемуся железному диску в центре. Такие модели могут работать до 32 лет, в середине срока проводится межповерочный интервал — других проверок не предусмотрено. Посмотреть дату производства можно на корпусе модели, обычно она указывается внизу. Ещё одна дата указывается и на пломбе — это межповерочный интервал или время запуска счётчика.

Счётчики меняют по мере истечения срока службы. С начала 2022 года во все частные и многоквартирные дома монтируют только умные модели — они автоматически передают показания в управляющую компанию или РСО (ресурсоснабжающую организацию).

При этом с начала 2024 года закончился мораторий на штрафы для гарантирующих поставщиков и сетевых организаций на замену счётчика. Если у него вышел срок эксплуатации, но его не поменяли, будет выписан штраф до 100 000 рублей. Для собственников наказания не предусмотрено.

Собственнику не нужно ничего делать для замены счётчика, даже если у него вышел срок эксплуатации, — это ответственность поставщика электроэнергии или сетевой организации. Обе организации производят замены по своему плану в соответствии с очередью. Если у счётчика вышел срок, у гарантирующего поставщика есть полгода на его проверку и замену.

Можно ли самому заменить счётчик в квартире

Возможны ситуации, когда счётчик нужно заменить, даже если у него ещё не вышел срок эксплуатации:

  • Оборудование было случайно сломано, к примеру, во время ремонта или залива квартиры.
  • Требуется установить двух- или многотарифный счётчик — в некоторых МКД тарифы на электричество ночью дешевле, чем днём.
  • Счётчик находится в квартире, и хочется установить более современную модель.

В таком случае нужно обратиться в организацию, которая занимается обслуживанием счётчиков, — к поставщику электроэнергии или сетевую организацию. Заявку можно оставить по телефону. В обращении важно указать причину замены — от этого будет зависеть, платно или бесплатно проведут работы. Менять такое оборудование самому или пользоваться услугами частных электриков нельзя.

Также всегда можно обратиться, если обнаружится, что счётчик перестал фиксировать показания. В этом случае замена оборудования будет бесплатной.

Стоимость и сроки замены

Если замена происходит не по графику организации и не связана со сроком проверки оборудования, услуга будет платной. Стоимость установлена в региональных тарифах, она отличается в зависимости от города. Например, в Москве установка одного счётчика обойдётся в 21 734 рубля. Тарифная стоимость всегда максимальная, гарантийный поставщик или сетевая компания может провести работы и дешевле, но не дороже.

Если замена счётчиков не связана с его работой или сроком, в течение пяти дней будет выставлен счёт на оплату. После перевода денег представители сетевой организации или поставщика свяжутся для согласования даты работы. Оборудование должны заменить в течение 30 дней.

Проверка и документы

Вне зависимости от того, платная или бесплатная была замена, счётчик нужно проверить на работоспособность. Достаточно посмотреть, горит ли зелёный индикатор и идут ли показания на табло.

После проверки сотрудник энергетической компании должен выдать акт допуска счётчика в эксплуатацию. Его нужно передать в УК или ТСЖ для того, чтобы правильно начисляли показания расхода электроэнергии для ежемесячной оплаты.

Замена счётчиков и мошенничество

Во многих городах работают мошенники, предлагающие платные услуги по замене счётчиков. Распознать их можно по следующим признакам:

  • Представители энергокомпании всегда заранее согласовывают с собственником время и дату встречи.
  • Сотрудники энергокомпаний работают только в фирменной одежде своей организации, всегда можно позвонить в офис и уточнить, работает ли у них такой человек.
  • Счётчики на лестничной клетке меняют сразу для всех квартир или примерно в один и тот же срок.

И самое важное — плановая замена счётчиков всегда бесплатна для собственника дома или квартиры. Если электрик просит деньги за работу, вероятно, это мошенник.

Коротко о главном

Электросчётчики в многоквартирных и частных домах подлежат замене, если вышел срок эксплуатации или устройство сломалось. За проверку и контроль этого прибора отвечают энергетические компании — гарантирующие поставщики и сетевые организации.

Плановая замена проходит по заранее установленному графику и бесплатно, если счётчик сломался — по заявке пользователя. Также собственники жилья могут запросить замену в любой момент, но в таком случае услуга будет платной.

Фотография на обложке: pvproductions (Freepik)