Технический паспорт на квартиру — зачем он нужен и где его взять
Фотография: freepik (Freepik)
Пакет документов на недвижимость, необходимый при проведении многих видов сделок, включает в себя технический паспорт на квартиру. В этой статье мы расскажем, что это такое, зачем нужен технический паспорт и где его можно заказать.
- Что такое паспорт БТИ
- Срок действия технического паспорта на квартиру
- Где можно заказать техпаспорт на квартиру
- Как заказать справку в БТИ онлайн
- Сколько стоит техпаспорт на квартиру
- Какие документы нужны для оформления технического паспорта
- Чем отличается технический паспорт от технического плана
- Какие ещё бывают выписки из БТИ
Что такое паспорт БТИ
Технический паспорт на недвижимость — это документ, содержащий основные характеристики объекта, которые хранятся в Бюро технической инвентаризации (БТИ).
Без паспорта БТИ не обойтись в следующих ситуациях:
- строительство дома и его ввод в эксплуатацию;
- снос объекта;
- перепланировка;
- регистрация права собственности.
Нужен ли техпаспорт при продаже квартиры? По законодательству, это необязательный документ для подобных сделок с недвижимостью. Но с помощью этого паспорта банк, при оформлении ипотеки, или потенциальный покупатель смогут проверить, производилась ли в квартире перепланировка и соответствует ли описание жилья его реальному состоянию. Довольно часто техпаспорт просят приложить к базовому пакету документов для подстраховки, поэтому советуем всё-таки его получить.
Если собственник задумал сделать перепланировку, то администрация также запросит техпаспорт с информацией об экспликации — пояснению к постройке — и поэтажным планом.
А ещё техпаспорт нужен для постановки здания на кадастровый учёт и для получения права собственности, если мы говорим об отдельно взятом доме. Для строительства нового здания понадобится также техпаспорт на землю.
Технический паспорт должен содержать следующие данные:
- год постройки здания;
- адрес объекта;
- общую площадь жилья;
- этажность дома, а также конкретный этаж, на котором расположена квартира;
- сведения о материалах, используемых при строительстве;
- информацию об отделке здания;
- уровень изношенности (в случае, если документ оформляется на вторичную недвижимость);
- информацию о собственнике объекта;
- сведения о проектной документации, по которой велось строительство;
- пригодность объекта для проживания;
- наличие или отсутствие удобств;
- сроки проведения капитального ремонта;
- технические характеристики;
- сведения об экспликации помещений, полученные во время проведения технической инвентаризации, когда строение сдавали в эксплуатацию;
- количество жилых комнат, расположение несущих стен, дверей и окон;
- схему объекта — вид сверху в границах других помещений.
Фотография: freepik (Freepik)
Срок действия технического паспорта на квартиру
Законодательство не регламентирует сроки действия техпаспорта, но БТИ рекомендует обновлять данные каждые пять лет. Нередко во время сделки купли-продажи просят предоставить свежую справку.
Где можно заказать техпаспорт на квартиру
Итак, кто делает техпаспорт квартиры и где его заказать? БТИ хранит информацию о техническом учёте недвижимости — она и понадобится для изготовления техпаспорта.
БТИ — единственное ведомство, где можно получить этот документ. На каждое здание оформляется индивидуальное инвентарное дело. Сведения из архива БТИ могут запрашивать собственники, кадастровые инженеры, управляющие компании и государственные органы.
Если по каким-то причинам ведомство не обладает нужной информацией, тогда стоит заказать выезд инженера-замерщика на объект. В таком случае паспорт будет изготовлен после снятия параметров. Специалисты БТИ оформляют документ после замеров как самого здания, так и помещений внутри.
Справка БТИ на квартиру может отличаться в зависимости от региона. Так, например, в Санкт-Петербурге этот документ называется «справкой формы 7» и изготавливается в проектно-инвентаризационном бюро. Поэтому стоит уточнить информацию по выдаче подобных паспортов в своём регионе.
Как заказать справку в БТИ онлайн
В Москве можно заказать технический паспорт через портал Mos.ru, но забирать документ придётся всё же в бюро — PDF-копии на почту не высылают. На оформление обычно уходит до 10 дней. В некоторых регионах выписку можно заказать и на сайте Госуслуг.
Сколько стоит техпаспорт на квартиру
Технический паспорт в Москве стоит 2850 рублей. В Чувашии можно заказать такую справку через Госуслуги бесплатно, но ждать документ придëтся около месяца. Поэтому здесь всё то же самое: уточняем правила выдачи и оформления в своём регионе.
Какие документы нужны для оформления технического паспорта
Что же взять с собой на оформление техпаспорта? Вот стандартный пакет документов:
- заявление;
- паспорт, удостоверяющий личность;
- документы, подтверждающие право собственности.
Если заявление подаёт посредник, то ему понадобится нотариальная доверенность. Юридические лица предоставляют гарантийное письмо в БТИ или офисе, где в конкретном регионе выдают техпаспорта.
Фотография: freepik (Freepik)
Чем отличается технический паспорт от технического плана
Ещё один документ, с которым легко спутать техпаспорт, — это технический план. Но кроме созвучных названий у них мало общего. Если выдачей техпаспортов занимается БТИ, то за техпланы отвечает кадастровый инженер.
В паспорте содержится подробное описание деталей строительства. План же состоит из двух частей. В текстовой указываются сведения о заказчике справки и причины выдачи, сюда же включают данные о кадастровом инженере, а также номер его телефона — на случай, если понадобится что-либо уточнить. Вторая, графическая часть — это схема строения здания.
Инженер обязан заверить документ электронной подписью. За достоверность техплана он несёт ответственность. Этот документ изготавливается в электронном виде и понадобится при получении технического паспорта. Также техплан — основание для постановки объекта на кадастровый учёт. Только после этого его можно продавать и совершать другие договорные действия.
Какие ещё бывают выписки из БТИ
Также в БТИ можно заказать форму 1А, где указывается краткая информация из технического паспорта. Кроме того, ведомство выдаёт справки об инвентаризационной стоимости и соответствии адреса реальному объекту. Также желающие могут заказать форму 5 о состоянии здания и форму на земельные участки. Ранее БТИ выдавала ещё и кадастровый паспорт, но с 2017 года его отменили. Необходимые данные сейчас можно получить в Едином государственном реестре.