Семья с ребёнком-школьником купила в Ставрополе «сталинку», где давным-давно не было ремонта. Они снесли перегородки, вывезли мусор и принялись искать дизайнера — профи, который сможет создать wow-интерьер, где каждая деталь будет созвучна и духу пространства, и современным представлениям о комфорте, и внутреннему эстетическому камертону заказчиков.
За проект взялась Ирина Козкина, дизайнер семейной студии Ирины и Олега Козкиных. С хозяйкой квартиры, Линой, они с первых же секунд встречи поняли, что говорят на одном языке — поэтому ремонт прошёл легко, несмотря на то, что сам проект необычный, эклектичный и многодельный. Вот история этого яркого интерьера, рассказанная самим дизайнером.
Начало: поиск планировки и проектирование
Когда меня пригласили, чтобы сделать замеры и начать работу над планировкой, бригада уже закончила демонтаж — моему взору предстала картина пустого пространства 75,6 кв. м с высокими 3-метровыми потолками и четырьмя большими окнами, выходящими на три стороны света.
Примерно посередине квартиру делила несущая стена — это накладывало существенные ограничения на перепланировку. Были здесь и типичные минусы квартир того времени: тесные туалет и ванна и маленькая кухня. В 1930–1940-е, когда строился дом, есть на кухне считалось дурным тоном, так что накрывали на стол всегда в гостиной или столовой.
Мокрые точки были расположены рядом, по одной стене, справа от входа в квартиру, что по сути не давало нам никакой гибкости в увеличении пространства для кухни или санузлов.
Так что границы помещений мы двигали очень деликатно, тем более, что семье заказчиков нужны были две изолированные спальни, гостиная и кухня — хозяйка отдельно подчеркнула, что не хочет open space.
Таким был план квартиры до демонтажа
Разработка и детализация плана расстановки мебели и техники заняла две недели — кое-где нам пришлось буквально заниматься миллиметражом:
- Мы немного подвинули перегородку в прихожей и уменьшили спальню заказчиков, чтобы в коридоре встал шкаф.
- Двойной холодильник и дополнительное кухонное хранение спрятали в нишу у короткой перегородки, которая отделяет коридор от гостиной-столовой. За счёт этого наполнение самой кухни получилось полноценным, а между плитой и мойкой даже удалось поместить стиральную машину.
- В ванную вывели второй унитаз — это серьёзно увеличивает комфорт для семьи.
Утверждённая планировка уже нового интерьера
Обсуждая с заказчицей образ будущего интерьера, я поняла, что она мечтает о ярком, творческом пространстве, которое при этом будет вневременным, с нотками ретро и французского стиля. Материалы выбирали экологичные, дышащие, натуральные — хозяева мечтали о настоящем паркете во всей квартире (плитку на полу использовали только в прихожей и на кухне), высоких дверях из ясеня и лепнине на потолках и стенах.
Особенно ценным для меня было то, что хозяйка была готова к экспериментам и мечтала сохранить дух времени в квартире — например, она предложила взять оттенок для стен в спальне с осколка голубой плитки, найденной в ванной.
Реализация: эскизы, чертежи и отделка
Ещё до того, как хозяева пригласили меня на проект, они необдуманно закупили газобетон для внутренних перегородок — это лёгкий и экономичный материал, и возвести стены из него можно очень быстро. Но он плохо подходит для последующего монтажа розеток, плюс на него нельзя дать серьёзную нагрузку — а по проекту к стенам должны были крепиться встроенные и навесные шкафы.
В итоге для тех мест, где предполагалось что-то повесить, мы купили силикатный кирпич, а газобетон использовали только частично.
Процесс проектирования от первой встречи до комплекта чертежей занял два месяца. Но так как интерьер предполагался необычный, сложный и требовал привлечения разных специалистов — и чёткой согласованности действий между исполнителями! — мы старались ускорять процесс там, где это было возможно.
В чертежах: сделав план расстановки мебели, мы оперативно начертили планы электрики и сантехники и отдали их в работу для бригады, а также сразу заказали кондиционер. Пока строители возводили стены, протягивали кабели и трубы, мы работали над дизайн-проектом.
В закупках: проект стартовал в феврале 2022 года, и всеобщая неопределённость немного спутала карты — мы не были уверены, что сможем в будущем без проблем купить нужные материалы, поэтому иногда у нас «телега ехала впереди лошади». В частности, плитку в ванную и санузел мы купили раньше, чем нарисовали проект — но благодаря доверию, которое сложилось между мной и заказчицей, всё прошло на ура, без недопониманий, и мы попали с выбором в точку.
В работах: у нас был хороший мастер по гипсовым элементам — и мы запустили его на объект сразу, как только элементы были посчитаны и нарисованы на раскладках стен. Мы знали, что он справится без накладок, так что мастер начал работу до того, как был финально готов полноценный проект с «картинками». Параллельно с гипсовыми работами шла отделка и штукатурка.
Мастер действовал деликатно и предусмотрительно: например, он не стал замазывать стыки карнизов со стояками — в будущем в доме планируется капитальный ремонт, и нужно было предусмотреть возможность замены стояка без нарушения целостности отделки.
Кроме того, в квартире были припрятаны технические «подарки» прошлого — нам пришлось их учитывать и при проектировании, и при ремонте.
Проблема №1. Тонкие плиты перекрытий. Несмотря на то, что в доме перекрытия бетонные, а не деревянные, сделать обычную мокрую стяжку не получилось. Как только рабочие попытались залить цементный раствор в ванной, на потолке соседей снизу проступили потёки …
Пришлось устранять эту проблему и делать во всей квартире сухую стяжку. Сухим способом монтировали и тёплый пол в зоне прихожей и санузлах. Для этого укладывалась специальная мембрана, на которую монтировалась система электрического тёплого пола, а уже сверху клали плитку.
Отдельная гордость — то, что мастера сумели положить паркет и плитку без стык-планок, идеально совместив один материал с другим, поэтому смотрится пол просто великолепно.
Проблема №2. Газовая колонка в ванной. По современным требованиям безопасности газовые колонки вообще не должны размещаться в ванных комнатах и санузлах — но дом был построен по старым нормам.
Мы заранее, ещё на этапе «бетона», заказали у газовиков проект переноса колонки на кухню — причём смогли убедить их разместить колонку там, где она меньше всего бы испортила гарнитур. На все согласования и перенос ушло 2 месяца.
В итоге колонку спрятали в шкафу за дверьми, которые складываются гармошкой и открывают полноценный, удобный доступ к техническим вентилям.
Проблема №3. Старые общедомовые коммуникации. В этом доме сантехнические коммуникации проложены в шахте, которая проходит через все этажи. Капитальный ремонт с заменой стояков есть в планах — но пока непонятно, когда он состоится.
Соседи сверху и снизу тоже не захотели менять стояки сами — поэтому нам нужно было предусмотреть план «Б».
В санузле мы спрятали шахту за дверкой из белого стекла: её можно снять с петель, снять унитаз, поменять стояки, а затем всё вернуть на место — и интерьер не пострадает.
Мебель, текстиль и финальная картинка
Вот каким стало пространство в итоге — и какие хитрости мы применили, чтобы сделать интерьер незабываемым.
Прихожая получилась компактной, но уютной, стильной и очень светлой — за счёт стеклянных дверей сюда попадает много естественного света. Слева от входа располагается большой встроенный шкаф под потолок, где размещаются верхняя одежда и сезонные вещи, справа — компактная банкетка.
Коридор. Стены и даже потолок здесь мы покрасили в цвет яркого летнего неба — на первый взгляд кажется, что оттенок слишком активный, но его уравновешивает тёплый тон паркета, двери из ясеня, а также нейтральный белый, серый и чёрный в других элементах обстановки.
Я очень рада, что заказчики выбрали именно такой неординарный цвет для коридора — находиться здесь очень приятно, и интерьер подчёркивает невероятный парижский флёр всей квартиры.
Двери играют очень важную роль в этом интерьере: высокие, 230 см, из натурального ясеня, с бронзовой итальянской фурнитурой — ручками и петлями — они задают тон и статус всему пространству. Чтобы получить такие эксклюзивные двери, мы заранее заказывали ясень: дереву нужно дать время, чтобы оно отлежалось.
Три двери — одностворчатые и глухие — ведут в санузел, в ванну и в спальню хозяев. Ещё четыре — двустворчатые, стеклянные с фацетом. Они делают квартиру удивительно воздушной, наполняют пространство естественным светом.
На схеме видно, что одни такие распашные двери ведут в коридор, отделяющий кухню, ванну и санузел от гостиной-столовой. Они также «разводят» приватную часть квартиры со спальнями от зоны, где происходит основная часть активной дневной жизни, где собираются родственники и гости.
Две пары распашных дверей симметрично стоят в столовой-гостиной: получается, что в эту комнату можно попасть с двух сторон. Такое решение — и дань уважения архитектуре середины XX века, и отсылка к французским интерьерам, и требование безопасности: поскольку в доме есть газ, кухня должна быть отделена от жилых комнат.
Последняя пара распашных дверей ведёт в детскую — они тоже с расстекловкой, но дополнены плотной шторой, чтобы сохранить приватность.
Кухня. Здесь мы тоже использовали ярко-голубой оттенок для стен, на фоне которого прекрасно смотрятся и элементы из натурального дерева, и белые фасады гарнитура, и напольная плитка.
Кухня простая на вид, но очень проработаная: несмотря на довольно скромный размер (всего 7,6 кв. м), здесь помещаются посудомоечная и стиральная машины, система фильтрации воды, духовой шкаф и два холодильника, замаскированные под цвет стен.
На кухонный гарнитур мы довольно долго искали исполнителя: когда посчитали фабричное изготовление, поняли, что не проходим по бюджету. Но мастера нашли очень удачного — он сделал кухню за 30 дней.
Обеденного стола на кухне нет — есть барная стойка вместо подоконника: здесь можно позавтракать или посидеть с ноутбуком. Зато рядом есть полноценная столовая — достаточно распахнуть двери.
Гостиная-столовая: комнату площадью 20,7 кв. м композиционно организует круглый стол в центре. Кроме него, здесь есть также диван и эффектное испанское кресло, которое мы нашли в салоне — оно словно специально ждало именно нас и идеально подошло к интерьеру.
Стены в гостиной-столовой окрашены не в один тон: есть акценты сложного серого оттенка, которые придают пространству характер и глубину. Шторы в гостиной закрывают витражные двери и позволяют при необходимости уединиться.
Спальня хозяев — это довольно компактная (всего 13,4 кв. м) комната. Вся мебель для неё, включая кровать, изготавливалась индивидуально по нашим чертежам, чтобы создать максимум мест для хранения. Для кровати сделали короб под матрас с дополнительными ящиками, шкафы разместили справа и слева от кровати, а в изголовье сделали полочку, куда можно положить телефон или книгу.
Пространство над кроватью также задействовали для шкафчиков с полками, а напротив кровати поставили вместительный комод.
Детская сравнима по площади с гостиной: её размер — 19 кв. м. Яркая, светлая, современная, но при этом с тем же оттенком классики в паркете и дверях — в нашу задачу входило не потерять баланс и сохранить единство стиля и в этой комнате.
Мебель в детской, как и в спальне родителей, делали на заказ по нашим чертежам — здесь спланировано хранение одежды, книг и творческих принадлежностей.
Ванная и санузел. Стандартную стальную ванну мы превратили в дизайнерскую французскую. Для этого пригласили декоратора, которая облагородила типовые железные ножки лепниной и покрасила ванну с внешней стороны специальной краской.
В сочетании с узорной напольной плиткой Kerama Marazzi и настенной плиткой «кабанчик» сложного тёмно-синего оттенка мы получили нужное ощущение стиля с нотками ретро и французского дизайна.
Пространство, в котором хочется остаться — и пространство, которое запоминается надолго — именно такой получилась эта квартира в итоге.
Цветовая гамма интерьера довольно смелая, со сложной игрой на нюансах, а в стилистике замешано несколько направлений — но всё в итоге смотрится удивительно гармонично.
По итогу эта квартира была отмечена поощрительным призом в международном конкурсе реализованных интерьеров от Kerama Marazzi GRAND PRIX–2023, несмотря на достаточно скромное количество плитки этого самого бренда в проекте.
Фотографии семейной студии Ирины и Олега Козкиных