От тарелки «Душнила» до собственного бренда посуды для дома: история основателя бренда керамики «(Не)душно»

На всех тех, кто в детстве видел «Привидение» с Патриком Суэйзи, фильм наверняка произвёл неизгладимое впечатление — и не столько игрой или сюжетом, сколько той самой сценой в гончарной мастерской. Помимо того, что такой вариант досуга — классная возможность разнообразить рутину, он ещё даёт и отличное «наследие» в виде керамики ручной работы, которую можно принести домой и вложить тем самым частичку себя в обстановку и интерьер. 

Наш герой Илья основал бренд керамической посуды под названием «(Не)душно» и поделился с нашим журналом историей своего пути, а также рассказал о трудностях профессии, тонкостях производства и ценности изделий для дома ручной работы. 

Где хочу, там и творю

В детстве я не ходил ни на какие творческие кружки, но у меня было огромное желание рисовать. Помню, как сидел в комнате и делал наброски в блокноте 24/7. Когда начались старшие классы, пришлось отодвинуть рисование на задний план и готовиться к экзаменам. Потом поступил в университет — сначала на социолога, а потом на переводчика. И где-то на третьем курсе задал себе вопрос: «Хочу ли я заниматься тем, что делаю сейчас? Правильную ли я выбрал дорогу?» И тут-то понял, что нет. Начал вспоминать, что любил делать в детстве: благо, есть есть такой приём — если пытаешься понять, чем хочешь заниматься, то обратись к себе маленькому, вспомни, к чему у тебя лежала душа. И я вспомнил про рисование. Правда, конкретно к нему почему-то не хотелось возвращаться, но вот делать руками — точно да. 

Увидел на просторах интернета, что идёт набор на гончарный курс, где можно смастерить четыре предмета посуды на круге по своему дизайну. Сразу же записался, прошёл курс, а потом попробовал ручную лепку. Стало понятно: «Это — моё, к этому лежит душа». Начал ходить на коворкинг — это такой формат, когда ты приходишь в студию, платишь за материалы, часы, обжиги и занимаешься керамикой самостоятельно. На коворкинге я делал очень много тарелок, и в один момент меня попросили уйти, потому что моё производство стало сильно масштабироваться — места для изделий просто физически не хватало. Я начал искать другую мастерскую и обнаружил пустую студию на Таганке, где было раздолье для моих тарелочек. И началось. 

Психуй, но делай 

Я всегда говорю, что керамика — не для слабонервных. Во-первых, это долгий процесс: если хочешь быстрый результат, то даже не суйся сюда. Во-вторых, это непредсказуемо: в керамике 10% брака — это норма. В начале пути было очень много косяков: я открывал печку и обнаруживал всю партию в трещинах. Конечно, было обидно, но не опускал руки лишь благодаря своему внутреннему огоньку, который и возвращал меня обратно к керамике. Открываешь печку, видишь брак и думаешь: «Окей, вызов принят!» — и пытаешься спасти партию. По такому принципу намного легче работать — и, если честно, жить тоже. Новичок может повлиять на отсутствие брака лишь постоянной практикой, но секрет в том, что даже суперские мастера сталкиваются с этим, потому что глина — природный материал, который ведёт себя как ему вздумается.

Почему стоит покупать изделия ручной работы

Когда знаешь, что за какой-то вещью стоит человек, начинаешь относиться к предмету совершенно иначе. Он становится для тебя чем-то большим, чем просто тарелка или что-то другое. Ты понимаешь, что точно такого же изделия больше ни у кого нет, а у твоего дома благодаря этому появляется свой характер — такой же уникальный, как посуда ручной работы. На тарелках может быть одна и та же надпись, но это не имеет значения, ведь вся партия, сделанная вручную, отличается друг от друга. Дело именно в уникальности, неповторимости и в какой-то связи с человеком, который стоит за этой вещью. Именно в этом принципиальная разница чашки из «Пятёрочки» и чашки от бренда ручной работы: в первом случае покупатель получает просто ёмкость для жидкости, во втором — предмет декора с историей и характером.

Тонкости производства

В мастерской «(Не)душно» мы используем два вида лепки — ручную и на круге. Они отличаются своей техникой и некой неровностью: тарелки — ручная лепка, кружки — на круге. Процесс довольно прост: сначала ты берёшь сухой кусочек глины, отминаешь его и начинаешь продумывать форму — например, какой-нибудь боул. Лепишь, а дальше посылаешь на сушку. В зависимости от размера изделие сушится от двух до семи дней, после чего отправляется на первый суточный обжиг при температуре 1200 градусов. Далее мы расписываем и глазуруем изделие — это тоже занимает примерно день. Следом идёт второй суточный обжиг, а за ним начинается последний этап — осмотр на брак и шлифовка изделия. Весь процесс длится минимум 14 дней. На каждом этапе есть свой брак — например, трещины после обжига или пузырьки на глазури. 

Мы не делаем дизайны на заказ — и это как раз связано с браком. Представим, что мы получили индивидуальный заказ тарелки с надписью «Доброе утро» и сказали, что её производство займёт две недели, но на последнем обжиге изделие треснуло. Мы просим прощения и говорим, что на повторное производство уйдёт ещё две недели, а человеку тарелка была нужна к определённой дате. Если мы начнём брать индивидуальные заказы, то рано или поздно переделок станет так много, что из этого будет трудно вылезти.

Что есть кроме «Душнилы»

Сейчас мы изготавливаем несколько видов посуды — со штампиками, которые делятся по формам и надписям, и с рукописным текстом. Форма тарелок может быть круглой, овальной (похожей на авокадо) и волнистой. Скоро у нас появятся боулы, а ещё мы делаем кружи с большими и маленькими буквами на выбор. 

Сегодня «Душнила» — уже не самая популярная тарелка, и я этому очень рад. Естественно, она ещё пользуется спросом, но не таким бешеным, как раньше. Её место заняли «Вкусовые сосочки», «У тебя всё получится» и «Шерсть — это приправа». 

А почему так дорого? 

Керамическая посуда ручной работы — удовольствие недешёвое: например, маленькая тарелка стоит 2300 рублей, а большая — 2600. Цена изделия — это, в основном, его себестоимость. Сюда можно отнести несколько параметров: размер посуды, занимаемое место в печи, количество электроэнергии и материалов, вид росписи. Ручная роспись занимает гораздо больше времени, из-за чего увеличивается и цена изделия. 

К сожалению, не все понимают, что такое ручной труд в керамике и почему изделие нельзя получить в течение одного дня и прочее. Многие не осознают, что между чашкой из Fix Price за 60 рублей и кружкой ручной лепки есть огромная разница. Наши изделия, как и у любого бренда ручной работы, нужно ждать, но это того стоит — как минимум идентичного такому предмета не будет ни у кого, здесь всё — от формы до прорисовки каждой буковки — сделано каким-то человеком вручную.

Отсюда вытекает хороший совет для тех, кто хочет попробовать себя в керамике: если вы не очень часто делаете что-то руками, то идите на ручную лепку (парадокс!), потому что на гончарном круге 70% работы сделает за вас мастер и сам круг. Безусловно, вы почувствуете «движение» глины, поймаете какие-то новые ощущения, но изделие выйдет не полностью вашим. Другое дело — ручная лепка.

Снова эти повторюшки

В начале пути я очень остро реагировал на копирование своих работ. Думал: «Как? Мою надпись стырили? Да ещё и в такой же цвет покрасили? Треш!». Но потом я заходил на страницы этих ребят и видел, что все их изделия скопированы, причём не только у меня, но и у других керамистов. Возможно, это просто такой период, когда новичок учится керамике и хочет что-то пробовать. Как найти свой стиль? Посмотреть на других, смешать то, что понравилось, и выдать это за своё. Возможно, человек именно это сейчас ищет. Но когда подобный период затягивается на долгое время, — всё становится бессмысленным. Получается, что ты не самореализуешься и не выражаешь себя.

«(Не)душно» для меня — это любимое дело, а не бизнес. Мне иногда пишут: «Красавчик, бизнес сделал». Сразу так противно от этого становится! У меня просто не поворачивается язык назвать это бизнесом, хоть я и понимаю, что сегодня это основной вид моей деятельности. 

А вы цените ручную посуду для дома?
Поделиться
Как обуютить дом?
Будем присылать в почту лучшие статьи для вдохновения — об интерьерах, личном опыте, необычных квартирах. И ничего лишнего
Комменты (0)
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Войти