​​Как описать имущество при аренде квартиры

Аренда квартиры всегда подразумевает пользование всем, что есть снимаемом помещении. И даже если вы сдаёте квартиру без мебели и техники, то опись имущества необходима — ведь есть санузел, кухонный гарнитур и так далее.

Такой акт убережёт арендодателя от убытков в случае возможной порчи вещей и дисциплинирует жильца. Ведь в документе будут указаны все предметы, их стоимость и состояние на момент начала аренды. С описью безопасность сделки становится ещё более высокой и комфортной, причём для обеих сторон. Разбираемся, как описать имущество при аренде квартиры и ничего не упустить. 

Для чего нужна опись имущества

Составлять акт с описью имущества или нет, решает собственник: закон не предписывает делать это в обязательном порядке. Но если в квартире дорогой ремонт, а собственник оставляет жильцам новую мебель и технику, то опись необходима.

При заключении договора найма опись имущества добавляют как приложение, в котором перечислено всё, чем временно будет пользоваться арендатор. Разумеется, в рамках основного договора. В редких случаях опись даже включается в основной документ. Акт приёма-передачи квартиры с описью фиксирует все предметы, которые достаются арендатору. 

Жилец, подписывая документ, обязуется бережно относиться к чужому имуществу и содержать его в хорошем состоянии. В случае утраты или поломки, произошедшей по вине квартиранта, тот должен будет возместить ущерб.

Сдавайте квартиру легко с Яндекс Арендой
  • сами сделаем фотографии, 3D-тур и составим объявление
  • проведём показы и проверим жильцов на надёжность
  • будем переводить арендную плату вовремя, даже если жилец задержит платеж
Главное — всё это бесплатно.
Хочу сдать квартиру

Впрочем, опись нужна не только собственнику: интересы арендатора здесь тоже будут защищены. Ведь вся мебель и её состояние на момент заселения зафиксированы в документе. Да, любые вещи приходят в негодность, подвержены амортизации и естественному износу — это нормально. Но и здесь опись поможет правильно оценить степень износа, а значит не придётся оплачивать поломки, в которых виновато только время. Соответственно, и конфликты по окончании действия договора будут минимизированы.

Для арендатора опись несёт и вполне очевидные плюсы: гарантирует сохранность имущества или возмещение в случае утраты. Если квартира застрахована, как в случае с Яндекс Арендой, то и для страховой документы практически готовы: особенно если к описи приложены ещё и фотографии. 

Поэтому включить в список максимальное количество предметов — в интересах собственника. Не стоит забывать, что имущество — это не только мебель и техника. Это могут быть любые вещи из квартиры: например, дорогие ковры, посуда и т.д. Если предмет не указан в описи, юридически его и не существовало: для суда слова не будут представлять ценности, только зафиксированные на бумаге вещи.

Правила и особенности составления описи

Любая сторона сделки по квартире может быть инициатором составления описи имущества. Обычно собственник недвижимости составляет этот документ в присутствии жильца — так надёжнее и прозрачнее. И наглядно: сразу видно какие предметы попадают в опись и в каком они состоянии. 

Второй вариант — арендодатель заранее записывает все предметы имущества в квартире, а при заселении оба участника договора проверяют их по списку.

Собственник жилья может внести в опись абсолютно любые предметы. Но чтобы облегчить себе задачу, стоит всё же указывать действительно ценное имущество. А вот фамильных фарфоровых слоников из серванта лучше забрать с собой: жильцам они будут только мешать, а судиться из-за них вы вряд ли решите. Когда вещей много, записать всё, что есть в квартире, попросту трудно. Хотя, конечно, у собственника есть на это полное право. 

Имущество нужно внимательно осмотреть и задокументировать. Каждая вещь должна иметь характеристики: название, особенности (цвет, размер или иное), количество. Может быть указана и степень износа. Если в описи не будет уточнений по состоянию, будет считаться, что вещь в идеальном состоянии. 

И тут нужно быть начеку арендатору. Фиксация повреждений и износа — важная часть, которая при выезде покажет степень повреждений за период проживания. Исходя из описи будут предъявлены претензии и рассчитано денежное возмещение. Конечно, оценка имущества может быть глубоко субъективной и не совпадать с действительностью.

Совет как собственнику, так и арендатору: сфотографировать все предметы, особенно те, у которых есть дефекты. Фото станут приложением к описи, а также подстрахуют каждую сторону по окончании действия договора. Кстати, все пользователи сервиса Яндекс Аренды могут оформить опись с фото прямо в приложении, а затем подписать её с обеих сторон электронной подписью. Это очень экономит время — а собственнику такая опись пригодится для следующих жильцов.

Что же всё-таки включить в опись? Совершенно точно: бытовую технику, предметы мебели, всю сантехнику, приборы учёта, отделку. По желанию можно добавить элементы интерьера, посуду, если они представляют особенную ценность для владельца. 

Что необходимо указать: образец акта описи

Акт приёма-передачи квартиры с описью делается в двух экземплярах, в которых должны стоять подписи обеих сторон. Можно составить документ от руки либо на компьютере — это не имеет значения. Кроме непосредственно перечисления имущества, должны быть указаны ФИО сторон полностью, паспортные данные, адрес регистрации. Законодательство не устанавливает точной формы для акта, но образец можно скачать здесь

Обязательно зафиксировать, что акт — это приложение к основному договору найма (с указанием реквизитов). Правильное название прилагаемого документа — «Акт описи имущества». Далее идёт дата его составления, персональные данные сторон сделки. Отдельным пунктом арендодатель должен указать, что при материальном ущербе жилец обязан выплатить компенсацию. Вот для чего будет нужна таблица с перечнем предметов с их характеристиками и стоимостью: именно эту цену заплатит жилец за испорченную по собственной вине вещь.

Подписание акта приёма-передачи квартиры означает, что арендатор принял его в пользование и не имеет никаких претензий. Как только стороны подписали акт приёма передачи и согласовали опись имущества, никакие претензии уже не принимаются.

Когда закончится срок действия договора найма, нужно будет составить ещё один акт приёма-передачи квартиры — только уже в обратную сторону, от жильца к хозяину. И это тот самый момент, когда арендодатель будет проверять наличие и состояние всего имущества строго по описи.

Фото на обложке: Sidekix Media (Unsplash)

Комменты (0)
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Войти