Плохие окна в новостройке: как поступить, если проблему выявили после приёмки
Фото: lookstudio (Freepik)
Качественные пластиковые окна в квартире считаются нормой, а вот дешёвые стеклопакеты серьезно ухудшают качество жизни. Действительно, о каком комфорте может идти речь, если из закрытого окна дует, на раме выросла плесень, а вы отлично слышите лай собак и разговоры во дворе?
В подробной статье мы уже писали, что говорит закон о гарантии на окна ПВХ. Сегодня добавим, как сохранить гарантию и что делать, если дефект проявился через несколько лет после эксплуатации.
Сколько действует гарантия на окна и что её отменяет
Если вы купили квартиру по ДДУ
Федеральный закон 214 в статье 7, пункт 5 устанавливает гарантию в три года на инженерное оборудование и пять лет — на здание в целом.
Окна не относятся к инженерному оборудованию. По ГОСТ 34378-2018, окна и балконные дверные блоки — часть ограждающих конструкций, тогда как инженерное оборудованию — это системы отопления, электросети, водопровод, канализация и далее по списку, А значит, застройщик отвечает за окна в течение пяти лет.
Если вы купили квартиру по ДКП
Гарантия на окна от застройщика по закону полагается не только при покупке по ДДУ, но также и тем, кто приобретал квартиру по договору уступки права требования или купли-продажи. При обращении по гарантии срок в любом случае считается от момента сдачи квартиры первому владельцу. Закон о защите прав потребителей даёт такую гарантию в течение двух лет.
Фото: katemangostar (Freepik)
Как не лишиться права на гарантию: пояснение эксперта
Не пытайтесь устранить недостатки самостоятельно или с привлечением сторонних компаний — со всеми претензиями нужно обращаться только к застройщику. Также нужно соблюдать правила эксплуатации: протирать механизм от пыли и грязи и регулировать плотность прилегания окна в зависимости от сезона.
Главный инженер компании «Приёмка.Москва», оказывающей услуги по профессиональной приёмке квартир у застройщика, Дмитрий Баженов поясняет:
«Если квартира была куплена по переуступке, то есть первым покупателем не подписан акт приёмки, то права на гарантию переходят новому вместе с договором. Согласно 214-ФЗ, по договору цессии передаётся тот же объём прав, что был у первоначального дольщика.
Поскольку гарантийные обязательства распространяются на объект строительства, то приобретение квартиры по ДКП также даёт новому владельцу право предъявлять требования к качеству окон. Особенно, если в передаточном акте на квартиру были замечания.
Факторы, отменяющие гарантийные обязательства:
- осуществление работ, влияющих на функционирование неисправных элементов (п. 7 ст. 7 закона N 214-ФЗ);
- аварийные ситуации из-за действий жильца или управляющей компании».
Как подстраховаться от установки некачественных окон
Вы можете облегчить себе жизнь на этапе подписания ДДУ. Нужно чётко прописать, какие стеклопакеты должен поставить застройщик: материал конструкции, размер открывающихся секций, толщина и тип стёкол, наличие на них энергосберегающего покрытия, количество камер, ширина подоконника, отделка откосов и так далее. Тогда при приёмке возникнет меньше спорных моментов.
Куда обращаться, если проблема проявилась не сразу: пошаговый план
При осмотре окон вы не можете предусмотреть всё: многие дефекты дают о себе знать лишь в процессе эксплуатации — например, с наступлением первой зимы. Или даже через пару лет: если окно поставили только на строительную пену, без жёсткого крепления, оконный проём со временем станет негерметичным.
Фото: Freepik
В этом случае нужно привлечь независимого эксперта для оценки, получить заключение об ухудшении потребительских свойств квартиры и переправить его строительной компании вместе с требованием устранить проблему.
Важный момент — чтобы получить гарантийный ремонт, нужно уложиться в сроки гарантии: в случае с ДДУ это 5 лет, в случае с ДКП — 2 года.
Адвокат Александр Скобцов предлагает следующие шаги:
- «При выявлении проблем с окнами нужно обратиться к специалисту для соответствующего экспертного мотивированного заключения.
- О дате и времени проведения экспертизы обязательно уведомляется застройщик. Это можно сделать заказным письмом с уведомлением.
- С полученным экспертным заключением и претензией уже следует обращаться к застройщику. Требования обязательно подаются в письменном виде и с приложением экспертного заключения.
- В претензии укажите, какой способ устранения недостатков вы требуете от строительной компании: выплатить компенсацию за предстоящий демонтаж или замену, устранения недостатков, снижения покупной цены или компенсации причинённых убытков.
- Если вам не ответили в установленный 10-дневный срок, то обращайтесь в суд по месту расположения объекта недвижимости.
Владелец квартиры вправе, помимо устранения дефектов, требовать также выплату неустойки, штрафа, компенсации морального вреда, возмещения расходов на экспертные заключения и юридические услуги»
Подведём итоги
Позаботиться о качественных окнах лучше всего на этапе подписания договора: то есть подробно перечислить в нём материалы и технологии. При обнаружении дефектов не пытайтесь отремонтировать окно своими силами: вызывайте эксперта и обращайтесь к застройщику с претензией.
Можно рассчитывать на ремонт, если вы укладываетесь в сроки гарантии: 5 лет в случае с ДДУ, 2 года в случае с ДКП.