Дикие кролики и барбекю-вечеринки: жизнь в общежитии немецкого вуза
Готовы поспорить, что хотя бы раз в жизни каждый заглядывался на классные фото европейских студгородков и думал, каково это — пожить там и побыть европейским студентом. Героиня этого текста, Кристина Чернова, в студенческие годы провела один семестр в Германии по образовательной программе. Она делится своим опытом проживания в студенческом общежитии и рассказывает о поиске жилья, особенностях быта и отношениях с соседями.
Поступление
«В 2017 году я поступила в магистратуру НИУ ВШЭ по специальности «Культурология». Это была программа двойного диплома: по плану, один семестр студенты должны были провести в университетах Кёльна или Варшавы, написать выпускную работу на иностранном языке и на выходе получить диплом зарубежного вуза и диплом Вышки. Я изучала в бакалавриате немецкий язык, поэтому выбрала Кёльн.
К поездке мы с однокурсниками начали готовиться за полгода: подтягивали уровень языка, выбирали курсы, продумывали темы дипломов. А в марте 2018 года уже прилетели в Германию и начали осваиваться. Предстояло не только пройти через девять кругов учебного ада (все мои курсы были на немецком, который я на момент приезда знала довольно плохо), но ещё и решать просто огромнейшую гору бытовых вопросов в другой стране. Приключение на 20 минут, как говорится.
Поиск жилья
Варианты были стандартные: либо студенческое общежитие, либо аренда комнаты. Я выбрала общежитие, потому что это показалось мне более простым и дешёвым вариантом. Количество мест в общежитиях Кёльна сильно ограничено, и студентам рекомендуют позаботиться об альтернативных вариантах заранее. Но для приезжающих из-за рубежа мест обычно хватает, поэтому я на этот счёт сильно не переживала.
Чтобы получить место в общежитии, нужно за несколько месяцев до приезда заполнить анкету на сайте университета (в ней указываются в том числе источники дохода и арендная плата, которую студент вообще способен потянуть). Скажу честно, я указала самый низкий прайс из возможных.
Конкретно в университете Кёльна есть несколько типов общежитий: многоэтажные дома в центре города, в непосредственной близости от кампуса, а также студенческий городок в пригороде, в котором были как большие здания, так и двухэтажные домики с двухкомнатными квартирами. Именно в таком домике мне и предложили место.
При поиске жилья у меня постоянно возникали проблемы из-за языкового барьера: вести переписку с местным Wohnheimbüro (администрация, занимающаяся поиском временного пристанища) с моим уровнем немецкого было довольно сложно, а английского его сотрудница не знала. Вот вообще ни слова. Но был парень, который работал непосредственно в студенческом городке, и он, на счастье мне, оказался русскоговорящим. Его звали Саша, он переехал в Германию из России ещё в детстве и сразу же признал во мне соотечественницу по акценту. Здесь могла бы быть история о том, как Саша помог мне решить все бытовые проблемы, но, к сожалению, рабочий день сотрудников Wohnheimbüro длился всего два часа и совпадал с моими парами. Поэтому обращаться к нему за помощью было максимально неудобно, и все проблемы в итоге решались кое-как самостоятельно.
Арендная плата
Студентам необходимо заранее оплатить первый месяц проживания в общежитии. Арендная плата на тот момент списывалась с местной банковской карты и составляла 224 евро в месяц (коммунальные услуги студенты не оплачивают). Я тогда не работала: совмещать работу и учёбу в зарубежном вузе было тяжело. Близкие по возможности помогали мне финансово, но я старалась лишний раз их не беспокоить и максимально чётко планировать свои расходы на протяжении всей моей поездки. Оплата жилья съедала больше половины моей стипендии, а конский курс евро — значительную часть помощи от близких. Тем не менее, получалось не только как-то «выживать» в самом Кёльне во время учёбы, но ещё и крайне бюджетно путешествовать по городам Европы, покупать одежду и книги и довольно сносно питаться.
Помню, в самом начале мы с однокурсниками побаивались обязательного в Германии налога на общественное радио и телевидение. Он составляет около 18 евро в месяц — не супер большая, но всё же ощутимая сумма. Ни у кого из нас, иностранных студентов, не было телевизора, и такое налогообложение казалось нам несправедливым. Но я не помню, приходил ли мне вообще счёт, так что эта беда обошла стороной.
Заселение
Мне не хотелось тратить при переезде всего на один семестр много денег, поэтому многие бытовые мелочи (вплоть до канцелярии, плечиков для одежды и кружек) я привезла из дома. Уместить в один чемодан полгода жизни в чужой стране оказалось нетривиальной задачей.
В момент заселения всё пошло наперекосяк: Wohnheimbüro не работало, мне не смогли сразу передать ключи от комнаты, и в итоге, приехав, я простояла полчаса на пороге общежития с чемоданом. В этот день было довольно холодно, а я, чтобы не везти лишнего, прилетела в очень легкой куртке. Но мне повезло: как раз в этот момент домой возвращалась девушка из соседней квартиры, китаянка, и я попросилась к ней в комнату посидеть, пока мне не передадут ключи. Мы как-то сразу подружились: вечером она показала мне район и помогла закупиться продуктами, а потом мы поужинали под китайскую музыку.
В течение двух недель после прибытия нужно было зарегистрироваться в местном Bürgeramt — это управление по делам граждан. Кроме того, требовалось открыть местный банковский счёт, что оказалось затруднительно опять же из-за языкового барьера, а ещё из-за коротких сроков пребывания в Германии. Но в целом студентам стараются идти навстречу даже в таких изначально неприятных штуках, как оформление бумажной волокиты.
Быт
Большой плюс европейских общежитий — в том, что студенты живут в отдельных комнатах и делят друг с другом только санузел и кухню (у нас она была совмещена с прихожей). Комнаты в моём домике были довольно чистыми и уютными, площадью примерно 18 м2. В каждой комнате был свой Wi-Fi-роутер. Из мебели у каждого студента — свой стол, стул, книжный шкаф, гардероб, кровать и сушилка для белья. На батареях установлен регулятор температуры. Есть выход на небольшой балкончик, где можно было курить. Возле каждого домика стояли почтовые ящики с именами жителей квартир. В целом, вся бюрократическая коммуникация в Германии ведётся по почте — кажется, мне даже банковскую карту прислали в почтовом конверте.
Некоторые дома в студенческом городке обустроены специально для студентов с инвалидностью: в них установлены пандусы, а в квартирах (которые располагаются обычно на первом этаже, не выше) — поручни.
В общежитиях Германии организован раздельный сбор мусора. Первое время было сложно разобраться в этой системе, и кажется, не только мне, судя по содержимому контейнеров. Но идея раздельного сбора очень здравая и нужная, поэтому этот подход я в конце концов даже перевезла с собой обратно в Россию и продолжаю сортировать отходы дома.
Стиральных машин в квартирах нет: в студенческом городке есть платная прачечная. Воспользоваться её услугами можно с помощью студенческого билета — пластиковой карточки, которая совмещает в себе функции проездного билета, идентификационного документа и платежной карты. Её можно пополнить и расплатиться за прачечную и обеды в столовой, например. Ещё в общежитии не предполагалась выдача постельного белья и принадлежностей: я взяла с собой из России спальник, который использовала вместо одеяла, а простыню и наволочки купила в местном эконом-магазине Primark. Посуду, по-хорошему, надо было тоже покупать, но мне повезло: в квартире, куда меня заселили, оставалось много вещей от прежних жильцов, которыми я спокойно пользовалась.
В целом, в общежитиях Германии не такие строгие правила, как в российских. Можно использовать мангалы во дворе. Можно даже официально приглашать на ночь гостей: ко мне приезжали друзья из России, а у моей соседки по квартире несколько дней жили родители. Проверками никто не докучает. Главное — вовремя оплачивать проживание, и тогда никаких проблем быть не должно.
Район Кёльна, где располагается общежитие, — тихий и зелёный. На лужайке под окном носились кролики, что каждый день поднимало общий настрой. Неподалеку находится озеро, и летом, когда была аномальная жара, мы с соседями ходили купаться. Не думаю, если честно, что это было разрешено: судя по крикам, которые раздавались с другого берега, территория была частной, но судя по количеству купающихся, жителям городка было уже всё равно. Ещё рядом с общежитием есть большой парк, в котором всегда было много рыбаков и лебедей, я ходила туда по утрам на пробежки.
Транспортная доступность
Дорога от моего общежития до университета занимала примерно полчаса. Можно было воспользоваться U-Bahn — это скоростной трамвай-метротрам. Обучение в Университете Кёльна бесплатное, но перед началом каждого семестра студенты платят обязательный взнос (на 2018 год — 270 евро), в который входит стоимость безлимитного проездного билета, причем билет действует не только в городе, но и на территории всей Рейн-Вестфалии.
Но я сразу решила, что буду добираться до университета на велосипеде, который купила в первые же дни за 30 евро на местной барахолке. Это сильно экономило время: я не зависела от расписания транспорта и добиралась до университета даже быстрее, чем на трамвае. За пару дней до отъезда продала велосипед девушке из общежития — и все в конечном счёте были счастливы.
Соседи
Жизнь в общежитии зарубежного вуза — потрясающий опыт! Можно познакомиться со студентами из разных стран мира и узнать об их культуре и образе жизни. По моим ощущениям, немецких студентов из других регионов Германии в общежитии было намного меньше, чем иностранцев. Поэтому каждый день в общежитии был каким-то крутейшим мультикультурным фестивалем: все рассказывали про то, как живётся у них дома, и примеряли обычаи других культур на себя.
Моей соседкой по квартире оказалась девушка из Чехии. К сожалению, сдружиться близко нам не удалось, но в первый же вечер она рассказала, что каждый четверг в баре студенческого городка устраивают вечеринки для соседей. Это была моя первая наводка о том, чем можно было бы заняться в Кёльне. На одной из этих вечеринок я познакомилась с очень хорошей компанией — студентами из Колумбии, Бразилии, Марокко и Чили. Многие из них оказались, как и я, музыкантами, и мы много времени проводили вместе: из-за общего жизнеобразующего хобби нам всегда было и что поделать, и что обсудить.
Мы вместе смотрели трансляции с Чемпионата мира по футболу, ходили на студенческие спортивные соревнования, концерты и разные акции и даже собрали музыкальную группу. Ещё в общежитии жил парень из Украины: когда мы пересекались на вечеринках, всегда радовались встрече и возможности наконец-то поболтать не по-английски и не по-немецки. Сосед моей однокурсницы, студент-астрофизик из Ливана, часто устраивал барбекю-вечеринки в общем дворике. Однажды нам даже удалось пробраться на крышу общежития — это была хорошая моральная компенсация за вечера безжалостной подготовки к страшному экзамену по древнегреческому языку.
В целом, ребята из общежития были чрезвычайно дружелюбными и открытыми. Бытовых конфликтов у нас не было вообще. Лишь однажды — за весь семестр! — соседи попросили меня потише играть на укулеле. А ещё в последний месяц в квартиру заселилась новая соседка из Индии, которая часто готовила рыбу, но я с ней из-за этого не ругалась, потому что за мной было гораздо больше бытовых оплошностей.
Уезжала из общежития в слезах, понимая, что буду очень тосковать по новым друзьям, по образу жизни, и на почве этой воодушевлённости даже решила выучить испанский. Надолго моего рвения, впрочем, не хватило. Но вот запала и вдохновения точно хватило после такого опыта надолго».
Фотографии: Кристина Чернова