АналитикаАрендаВторичное жильёДизайнНовостройки
Все статьи
25 декабря 2018, 10:00

Этапы ремонта в квартире. Подготовка и демонтаж

Вам предстоит ремонт, и вы не уверены, что всё сделаете правильно. Мы составили пошаговый план, который поможет не растеряться. В этой статье расскажем, к чему подготовиться, как составить смету, найти бригаду и начать демонтаж.

Подготовительный этап

Посмотрите интерьерные журналы и сайты, чтобы примерно понять, чего вы хотите, проконсультируйтесь с дизайнером и поездите по строительным магазинам и рынкам, чтобы составить более или менее полную картину и соотнести свои желания и возможности.

 Дизайнер Виктория Золина

Определитесь, насколько ремонт будет масштабным и какую сумму вы готовы потратить. Капитальный ремонт «средней руки» обходится примерно в 30–35% от стоимости квартиры в старом доме и в 20–25% от цены квартиры в новостройке (ремонт в старой квартире стоит дороже, так как нужен демонтаж, но некоторые новостройки сдаются с некачественной черновой отделкой, и тогда затраты в них тоже могут возрасти).

Решите, будете ли вы делать ремонт сразу во всей квартире или по частям, самостоятельно или с помощью строительной бригады, будете ли вы жить в квартире или переедете на это время.

Если ремонт «по частям», начинать его нужно с самой дальней комнаты и постепенно двигаться к выходу, чтобы потом не таскать строительный мусор через уже отремонтированные помещения.

Даже если ремонт вы планируете делать сами, для работы с электричеством, системами водопровода и отопления рекомендуется пригласить специалистов. Их поиск можно начинать уже на этом этапе: у хороших мастеров очередь на несколько месяцев.

Предварительный расчёт бюджета

В смету ремонта внесите все неизбежные траты и «хотелки». Скорее всего, от каких-то пунктов из второй части придётся отказаться. Можно воспользоваться онлайн-калькуляторами ремонта, но эти сервисы часто делают ремонтные компании, заинтересованные в привлечении клиентов.
Затраты по ремонту обычно выглядят так:

  •  строительные, монтажные и отделочные работы — 40%;
  •  материалы — 25%;
  •  мебель и техника — 25%;
  •  дизайнерский проект — 5%;
  •  непредвиденные расходы — 5%.

Статью «непредвиденные расходы» можно смело удвоить: как правило, стоимость ремонта всегда возрастает в процессе.

Будьте морально готовы к тому, что смету придётся на каждом этапе корректировать: например, вы выбрали двери из белого дуба, а позже осознали, что они вам не по карману. Или ожидали, что бригада обойдётся вам в одну сумму, а в реальности эти услуги стоят дороже. Поэтому нужно вести таблицу и вносить в неё даже небольшие траты.

Проектирование

Проект ремонта (хотя бы и сделанный самостоятельно) необходим для того, чтобы меньше ошибаться, продумать все детали в новом интерьере и учесть технические стороны процесса.

Помните, что по закону нельзя переносить так называемые «мокрые зоны» (кухню и санузел), а также сносить несущие конструкции и стену между кухней и гостиной, особенно если в доме есть газ (можно установить лёгкие раздвижные перегородки или двери типа «гармошка», но совсем от разделителей между гостиной и кухней избавиться нельзя). Также в списке основных табу объединение балкона и комнаты (или кухни). Другие детали перепланировки лучше уточнять в каждом конкретном случае в БТИ или у дизайнера (или и там, и там — для верности).

Один из самых важных пунктов планировки — расположение и количество розеток. Оно зависит от того, где какая техника и светильники у вас будут, а также от плана расстановки мебели. Обратите внимание, где будут рабочие зоны с компьютерами, напольными и настольными светильниками, где установлена кухонная техника и стиральная машина, а также где вы планируете гладить бельё, смотреть телевизор и ставить на зарядку телефон. В этих местах обязательно должно быть несколько розеток (и лучше устанавливать сдвоенные, чтобы минимизировать число удлинителей в квартире). Предусмотреть розетки нужно также в ванной комнате, на лоджии и в коридоре.

То же касается тёплого пола: необходимо точно знать, где пол будет подогреваться, а где — нет. Например, на кухне, непосредственно под мебелью, прогрев не нужен, а под холодильником и вовсе вреден, но важно, чтобы пол согревал ноги, когда вы готовите: поэтому на схеме должно быть указано, какое место займёт кухня, где будет стоять техника, а где нужно укладывать систему подогрева.

Также желательно запланировать установку водонагревателя: к сожалению, отключение горячей воды летом никто не отменял.

Для каждой позиции в вашем проекте нужно предусмотреть все коммуникации.

Удобнее всего заказать проект интерьера (в том числе с визуализацией и пояснениями для строительной бригады) у дизайнера или студии. Вы сразу получите готовое решение, которое будет учитывать перепланировку и прокладку коммуникаций. 

Для типовых квартир можно найти в интернете уже готовые идеи (есть специальные сайты-агрегаторы проектов), планы расстановки мебели и визуализацию дизайна, однако там не будет рабочей документации и списка стройматериалов — их придётся составлять самостоятельно.

Если вы решили действовать своими силами, постарайтесь создать максимально подробный проект. Измерьте квартиру и сделайте чертежи, которые будут учитывать перепланировку (снос и возведение перегородок), разводку коммуникаций и схему расположения мебели и техники.

Не обязательно рисовать от руки — можно воспользоваться бесплатными приложениями и программами для дизайна интерьера. Такие есть у IKEA: один для кухни, Kitchen Planner, другой — для остальных помещений, Home Planner.

Красивые картинки помогают создать и такие программы, как Planner 5D (есть мобильное приложение), Sweet Home 3D, Homestyler и другие. В них можно долго «играть» с интерьером, используя типовые решения или придумывая что-то своё.

Правда, функционала этих программ недостаточно, чтобы просчитать, например, расположение всех коммуникаций. Это нужно нарисовать отдельно.

Прежде чем приступать к ремонту, перепланировки согласовывают в отделе архитектуры вашего муниципалитета (их могут не разрешить). В этом случае придётся делать новый проект.

Составьте список стройматериалов и подсчитайте их стоимость. На этом этапе хотя бы примерно.

Выбор бригады и уточнение сметы

Проект покажет, какие работы и специалисты вам понадобятся.

Как правило, все черновые работы и отделочные задачи выполняет одна бригада, а на сантехнические, электротехнические и кафельные работы приглашают мастеров. Например, для разводки электросетей есть смысл вызвать электрика из местного ЖКУ (это особенно удобно для старых домов: он в курсе всех особенностей коммуникаций).

Установку дверей, натяжных потолков, кухни и встроенной мебели, как правило, также производят отдельные бригады, специалисты той компании, в которой вы оформляли заказ.

Что касается основной бригады, то, к сожалению, надо признать: пока отечественный рынок строительно-ремонтных услуг достаточно «дикий». Как правило, все ориентируются на опыт друзей и знакомых и ищут бригады через «сарафанное радио».

В соцсетях, особенно «Инстаграме», сейчас популярны «дневники ремонта»:  там люди делятся своим опытом, рассказывают обо всех сложностях, с которыми они столкнулись. Можете написать нескольким блогерам, попросить совета или помощи в комментариях.

Посмотрите форумы про ремонт. Там тоже можно найти хорошие рекомендации и выяснить, насколько комфортно было работать с бригадой.

Читая о работе ремонтников в интернете и соцсетях в первую очередь, обращайте внимание на отзывы и фотоотчёты. Хорошо, если отзывы будут содержательными и не только положительными (это может свидетельствовать о том, что они заказные), а в альбомах выставлены не только фотографии конечного «красивого» результата, но и снимки промежуточных работ (значит, строители гордятся качеством отделки на любом этапе).

С осторожностью отнеситесь к бригадам, которые называют слишком низкие или слишком высокие цены на услуги. Обратите внимание, насколько строители готовы к диалогу и компромиссу (например, если вы собираетесь сделать бюджетный ремонт, а вам активно предлагают элитную отделку, навязывают дополнительные работы, дальнейшее общение с этими специалистами может быть очень непростым).

Съездите к бригаде на объект. Это распространённая практика. Познакомьтесь с рабочими, посмотрите, что и как они делают или уже сделали, насколько аккуратно на стройке (понятно, что идеального порядка там ждать не стоит, но горы коробок из-под лапши быстрого приготовления и разбросанные грязные инструменты — не лучший признак). Поговорите с бригадиром о квалификации бригады, сколько объектов они уже сдали, какие работы умеют проводить, с какими сложными материалами или процессами приходилось сталкиваться.

Выбрав бригаду, обсудите с ней все затраты и откорректируйте смету. Это очень важно. После утверждения списка работ он не должен радикально меняться. Нормальным считается рост расходов на бригаду на 5–10%, при масштабном демонтаже — до 20%. Если во время ремонта стоимость работ меняется драматически — вы либо не сообщили строителям все вводные данные, либо они сделали неправильные расчёты (но тогда это их вина).

Лучше составить договор с перечнем работ, сроками и ответственностью бригады за качество и дедлайны (компании это делают, а вот частники далеко не всегда). В противном случае качество работы стройбригады нужно будет тщательнее контролировать на всех этапах. Иногда ремонт начинает одна бригада, а заканчивает другая — такое тоже бывает, по разным причинам, хотя это и нежелательно: растут время и затраты. 

Упаковка вещей и мебели

Даже если вы собираетесь сделать небольшой косметический ремонт, нужно защитить дом от строительной пыли. Отложите жизненно необходимые вещи (представьте, что вы едете в командировку на месяц-два и действуйте с этим расчётом), а остальные сложите в коробки, заклейте щели скотчем, пронумеруйте и напишите, что где лежит.

Мебель закройте строительной плёнкой, шторы и другой текстиль снимите и упакуйте герметично. Если ремонт делается в одной комнате, можно дополнительно завесить строительной плёнкой дверь, чтобы пыль не разлеталась по квартире.

В случае «глобального» ремонта желательно освободить квартиру: вывезти вещи к родственникам или на съёмное жильё, арендовать бокс на складе или уберать коробки и мебель в кладовую в подвале. Чем меньше вещей останется в квартире, тем проще будет заниматься её обновлением.
 

Демонтаж старой отделки

На этом этапе нужно избавиться от старых обоев, межкомнатных дверей, кафеля и краски, сломать ненужные перегородки и встроенную мебель, снять покрытие с пола, потолков и остекление на лоджии. Можно это сделать самостоятельно или поручить стройбригаде. Не забудьте закупить прочные пропиленовые мешки для мусора, а также респираторы и рабочие перчатки.

«Ломать» всё нужно на совесть. Например, если вы планируете закрыть натяжными потолками неровности, старую отделку всё равно нужно удалить, чтобы она потом не осыпалась. Иначе полотно натяжного потолка может прорваться или некрасиво провиснуть из-за кусков штукатурки.

Окна на первое время лучше оставить: наш климат не располагает к тому, чтобы квартира стояла с открытыми оконными проёмами долго. Тем более, демонтажом старых рам, как правило, занимаются оконные компании, устанавливающие новые стеклопакеты.

В конце работ нужно заказать вывоз строительного мусора — просто отнести на помойку его нельзя.

В итоге у вас должна получиться «голая» коробка квартиры. Продолжение — в следующей статье.

Авторы: команда Яндекс.Недвижимости. Консультант: архитектор Мария Зайцева. Иллюстратор: Родион Китаев