Вторая жизнь винных ящиков: как научиться делать стильные деревянные столики из подручных материалов
Наташа давно занималась столярным делом, но в самоизоляцию из-за проблем с логистикой осталась без материалов. Поэтому в ход пошли остатки готовых изделий и винные ящики из дружественного винного магазина. Постепенно апсайклинг — производство новых изделий из элементов старых — стало отдельным направлением её работы. Как философия повторного использования отслуживших вещей сочетается со столяркой, Наташа рассказала нашему журналу.
«По первому образованию я психолог, затем изучала маркетинг, а потом окончила искусствоведческую магистратуру по истории и теории моды. В какой-то момент моя деятельность сложилась так, что после основной работы я без перерыва начинала вторую. Полдня я могла заниматься изучением ребрендинга какой-то компании, проекта или направления, а вторую половину изучала, почему бороды снова стали модными. Это была двойная интеллектуальная нагрузка. Получалось, что я работаю почти всегда, мозг практически не отдыхает, а это сильно выматывает.
Однажды вечером я разговаривала с папой. Мы обсуждали жизнь и работу, и я вспомнила, что когда-то занималась столярным делом. В детстве на даче у меня был набор с топориком и тесаками, я делала игрушечное оружие для моих братьев. Тогда я подумала, что хорошо бы заняться этим снова: что-то делать руками. Отличный способ отвлечься от умственной деятельности. Так всё и началось.
Я поучилась во всех столярных школах России. В одну из них специально ездила в Санкт-Петербург в свой отпуск. Результат меня не обрадовал: в основном школы были ориентированы на то, чтобы зарабатывать деньги. Это edutainment, обучение с развлечением. Люди как бы осваивают какой-то навык, но по большей части, конечно, развлекаются. Ничего плохого в этом нет, но это было не то, что мне нужно. Табуретку на коленке я могла сделать и сама. Я сразу поняла, что хочу заниматься этим постоянно и профессионально, чтобы извлекать доход. Хотела, чтобы изделия выглядели хорошо с точки зрения эстетики и были пригодными к использованию.
Стул Гаврила
Я начала, как и многие ремесленники, с починки старых вещей. Столярному делу начинают учить со стула — ведь это предмет, который объединяет в себе все основные соединения. У меня дома был неудобный стул, и я решила сделать его удобным. Назвала его Гаврила — так звали моего дедушку — и после преображения подарила папе.
Первые деньги я тоже заработала на стульях. Ко мне обратился знакомый, сказал, что недавно закончил ремонт и хочет, чтобы я сделала ему стулья «вот такие как в Икее, но не как в Икее». Я сделала два стула, отвезла ему и заработала первые 10 000 рублей.
Деревянные котики на лечение кота
Поначалу для работы я арендовала коворкинг на заводе. Однажды я подъехала, припарковалась, и из-под моих колёс вылез котёнок – слепой, с гноящимися глазами, совсем больной. На тот момент у меня уже было пять животных, и усыновлять котят я не планировала. Отнесла его в клинику. Оказалось, что он болен всем, чем можно, и нужно его лечить. Свободных денег у меня на это не было, день в инфекционном стационаре стоил 7–12 тысяч рублей, пришлось организовать краудфандинг. Просто так собирать деньги я не хотела, поэтому написала пост, в котором рассказала, что вот такой кот чудом выжил, нужно его лечить, помогите, а я что-то для вас деревянное сделаю.
Сделала много подставок под горячее в виде котика и всех ими одарила за донат. Кота спасли, до сих пор живёт у меня. После этого мне стали заказывать столы, деревянную посуду. Постепенно я реанимировала аккаунт в социальной сети и стала использовать его как канал информирования и продвижения.
Столики из винных ящиков
Заниматься апсайклингом, то есть именно переделкой одних вещей в другие, я начала в пандемию. У меня появилось больше времени заниматься столярными историями, но возникла проблема — заканчивался материал. Добыть его стало затруднительно — нужно было куда-то за ним ехать, а ничего не работало. Тогда я решила посмотреть по сторонам и поискать, как можно использовать отслужившие вещи, реанимировать их и сделать что-то новое.
Я стараюсь все материалы расходовать экономно. Остался кусочек — откладываю. Так в процессе столярных работ я постепенно накопила много текстильных, кожаных, деревянных фрагментов. У дружеского винного магазина, в который можно было выйти во время самоизоляции, за символические 200 рублей я купила деревянные винные ящики. У них была интересная фактура: на поверхности остались принты производителей, трещины, подтёки от вина. Из этих ящиков я сделала портативные столики для ноутбука с подушкой снизу и столешницей сверху, вроде тех, что раньше продавались в «Икее» — только те были пластиковые, а я сделала деревянные. Мягкий материал для подушки я тоже нашла среди своих запасов: использовала куски кожи и плюшевой ткани. Получившиеся изделия я назвала Woodypad и начала их продвигать. Тогда же, в пандемию, я выделила у себя в квартире комнату под мастерскую — и стала все работы проводить там.
Третья жизнь дерева
Когда меня спрашивают, чем апсайклинг отличается от реставрации, я объясняю так: при реставрации мы возвращаем прежний вид и функционал изделию, у которого есть идея и предназначение. Например, если у кресла нет каких-то частей, сломан конструктив или изношена обивка, нет пружины, мы возвращаем ему функциональность и приводим его внешний вид в соответствие с тем, как оно выглядело раньше или как оно могло бы выглядеть без нарушений стиля.
Апсайклинг — это третья жизнь дерева. Первая — дерево выросло и жило. Вторая — дерево спилили и сделали из него предмет мебели или декора, а третья — новое изделие из старых материалов. Это необязательно что-то сломанное: это просто что-то, что теперь имеет другой функционал.
Мне кажется, реставрация — это вершина ремесла. Хороший реставратор должен быть хорошим столяром, резчиком, декоратором. У него должна быть насмотренность, он должен хорошо знать историю искусства и уметь атрибутировать каждый кусочек паттерна на предмете. Чтобы восстановить изделие, необходимо понять, что в нём подлинное и как оно выглядело изначально. Апсайклинг методологически проще — там можно делать всё, что хочешь. В реставрации так нельзя.
Для меня комфортнее всего совмещать столярное дело с апсайклингом. Это, безусловно, модно, но — что ещё важнее — это исходит из моего желания использовать максимально полезно какие-то элементы, вещи, которые ещё могут послужить. Не потому, что они для меня как-то особенно дороги, а потому, что мне это кажется правильным. Например, у нас на даче подпирал забор кусок доски. Оказалось, что это окаменелый кусок лиственницы. Я распилила его на ламели и сделала из них столярный щит, а уже из него — основу для столешницы. Получившееся изделие подарила другу на день рождения.
Woodypad с целебным песком
Хочется, чтобы все вещи, которые я делаю, были продуманными. Поэтому при работе учитываю анатомические особенности человека, для которого это предназначено, и когда делаю стол, думаю о возрасте и росте, а ещё о том, какое освещение человек использует.
Покупателями сначала были люди из круга моего общения, поэтому было просто ориентироваться на конкретного человека и его образ жизни. Они просто знали меня, им нравилась моя эстетика. Потом люди стали находить мой аккаунт и что-то специально заказывать.
Бывают и экзотические заказы: недавно попросили в двух спиленных берёзах сделать отверстия для баков. Есть креативные проекты. Вместе с архитектором мы делали подоконники, откосы, мебель, которая позволила бы расставить акценты в интерьере, который они с дизайнером придумали. Оригинальные запросы тоже встречаются. Как-то девушка попросила, чтобы я внутрь Вудипада поместила целебный песок.
Некоторые изделия я делаю впрок, если знаю, что модель популярна и будет пользоваться спросом. Иногда, наоборот, у меня появляется новый материал, хочется попробовать новую фактуру. Бывает, что ты заходишь в мастерскую и не знаешь, что будешь делать, но есть потребность реализовать внутренний эстетический запрос. Выходишь потом такой довольный — хорошо тебе. Часто это совпадает с желаниями клиента: получившееся в результате эксперимента изделие кому-то нравится — и его покупают.
Ценообразование у меня простое. Я знаю себестоимость работы, конкурентное окружение, если оно есть, и мои трудозатраты. Если изделие серийное, его цена укладывается в конкурентную вилку. Если оно кастомное («сделайте мне такое, только с перламутровыми пуговицами»), это повышает стоимость серийного изделия максимум на треть.
С чего начать, если руки чешутся поработать с деревом
На самом деле, ответ содержится в вопросе: руки нужно сначала как следует почесать. Делая это, важно одновременно представлять, что при занятии столярным ремеслом чесать руки придётся регулярно, потому что занозы, порезы, ссадины, разнообразные несмываемые с рук пятна — всё это спутники столярного дела.
Следующий шаг — это купить пластырь, перекись, СИЗы (средства индивидуальной защиты — маска, очки), крем для рук (древесная пыль очень сушит кожу). В перчатках столяр не работает (исключение — нанесение морилок, окрашивание и прочее), потому что это небезопасно — теряется чувствительность, инструмент может соскочить и нанести более серьёзные травмы или испортить изделие, а электро-инструмент тем более — может зацепить за перчатку и затащить вместе с рукой, например, под пильное полотно. Приятного в этом мало, чревато увечьями. Всё перечисленное понадобится в любом случае и вне зависимости от того, хочется попробовать себя в новом хобби или вы осваиваете полноценную профессию.
Третий шаг — решить, чего собственно хочется от столярки, зачем оно вам, чего вы ждёте. Иногда, даже чаще всего, это проще сделать, записавшись в любую столярную школу. Даже если она окажется из тех, где вас ничему не научат, главное вы поймёте и сами — по пути вам с деревом или нет и какое направление столярного ремесла больше подходит. Что хочется делать, с чем и как нравится иметь дело — с каким инструментом, с каким материалом.
Важно понимать, что столярка не бывает «курсом на пару часов»: это не картина по номерам и не букет из сухоцветов, при всём уважении к этим жанрам. Любая столярка должна начинаться с техники безопасности. Кстати, если первое или нулевое занятие в школе начинается не с мер предосторожности — нужно потребовать назад деньги, развернуться и уйти. Это важно.
В чём ещё важно отдавать себе отчёт на входе в столярное дело — в том, что столярка — это недёшево. Инструмент стоит денег, содержание его в рабочем состоянии тоже стоит денег, аренда чужого тоже не бывает бесплатной. Выбирая курс в какой-либо из школ, держите в уме, что кроме платы за обучение придётся как минимум тратиться на расходные материалы.
Если всё перечисленное не испугало — можно отправляться за вдохновением на ютуб, искать и выбирать школу и запомнить дату 28 августа — в этот день отмечается День столяра, наш профессиональный праздник. И если профессиональным столяром вы стать не решитесь, то будете знать ещё один повод совершенно легитимно выпить с друзьями в конце лета.
Фотографии из архива героини статьи