Многие мечтают о своём доме, который, как правило, стоит больших денег. Исключение — недвижимость без удобств в глухих деревнях. Если же думать о комфортных условиях в хорошем районе, это всегда недёшево. Простой способ решить эту проблему — продать квартиру и переехать в дом. Но даже объект в хорошем районе столицы удаётся поменять разве что на дом в глубоком Подмосковье, что уж говорить о менее престижном городском жилье.
Однако — всё решаемо. Да, не всегда просто и гладко, зачастую с колоссальными личными усилиями, но кто ищет, тот всегда найдёт. Этот тезис подтверждает история Елены и Сергея Пензиных, авторов YouTube и Telegram каналов «Ремонт старого дома». Они поменяли трёхкомнатную квартиру в Долгопрудном на двухэтажный дом в Люберецком районе, построенный в сороковых годах прошлого столетии и не видавший ремонта. И вот уже больше года семья приводит его в порядок, рассказывая в своём блоге обо всех этапах масштабной переделки.
Жизнь за городом — наша мечта
«Меня зовут Лена, я жена и мама двух чудесных детей — Насти и Степана. По профессии я реставратор художественного металла, а мой муж Сергей госслужащий.
В свой дом в Люберецком районе мы переехали в 2023 году из трёхкомнатной квартиры в Долгопрудном. А ведь чтобы её купить, собрали первоначальный взнос, вложили материнский капитал, взяли ипотеку. Три года жили в ремонте, превратили жильё в «конфетку», но, после того, как прожили так два года, решили искать свой дом.
Очень хотелось свободы: мечтали о своём дворе, где дети могли гулять самостоятельно. Они маленькие, поэтому невозможно оставить сына и дочь на улице без присмотра в городе. Своя территория с забором решила бы эту проблему. Да и муж, выросший в частном доме, всегда о нём мечтал.
А ещё нам нужно было пространство для мастерской: у нас была своя артель по созданию ёлочных игрушек из прессованных опилок. Дело росло и ему стало тесно в пространстве типовой трёшки.
Нам подходил далеко не любой объект
И вот, не успели оглянуться, как уже ищем дом своей мечты. Но не абы какой! Составленный нами список требований включал в себя множество пунктов:
- Быстрый доступ к МЦД — системе линий внеуличного пассажирского железнодорожного транспорта Московской агломерации.
- Школа в пешей доступности. Этот пункт сразу отметал множество коттеджных посёлков и СНТ.
- Наличие всех коммуникаций на участке.
- Большой двор — не менее десяти соток.
- Магазины поблизости.
- Площадь дома — не меньше 100 кв. м.
- Вид на лес.
Пропасть между ожиданием и реальностью
Разумеется, предложений на рынке достаточно, а вот достойных и недорогих почти не было. Мы посмотрели множество объектов, но часто что-то не подходило: то кухня маленькая, то ванная комната узкая, то школы нет поблизости, то двор всего три сотки.
Причём, нередко всё это открывалось нам только при осмотре — в объявлениях подобная недвижимость может выглядеть вполне достойно. Конечно, попадались интересные предложения, но все они находились за пределами наших финансовых возможностей.
Судьба нам улыбнулась, но не без нюансов
Наконец в феврале прошлого года мы нашли свой дом! Он подходил нам по всем параметрам — участок 20 соток, площадь 126 кв. м, удачная планировка, кирпичные стены, центральный газ и водоснабжение. Магазины, школы, сад, МЦД — всё рядом. Ну и цена — дом стоил 11 000 000 рублей. Всё это мы узнали из объявления, а в реальности нас ждали сюрпризы.
И первый мы даже не увидели — почувствовали! Стоило переступить порог, как нас едва не сшиб с ног непередаваемый аромат. Запах дома, в котором последние восемь лет не жил никто, кроме двух собак и полчища крыс и мышей. В общем мы поняли, откуда такая «вкусная» для этого региона цена.
К слову, у нас и этих денег не было: квартиру мы продали за 9 000 000 рублей, а ведь предстоял ещё огромный ремонт. Выручила ипотека — в качестве первоначального взноса мы заплатили 6 000 000 рублей, а часть полученных после продажи средств оставили на обустройство.
В самом начале мы тратили примерно по 1 000 000 рублей ежемесячно. Сколько всего вложили на данный момент, точно не знаю, но, думаю, не меньше 10 000 000 рублей.
Достоинств больше чем недостатков
Да, мы понимаем, как выглядит нарисованная выше картина. И это мы ещё не рассказали о захламлённости…
После смерти хозяев наследники вообще ничего в нём не трогали. Нам отдавали дом в том виде, в котором он застал последних живших в нём людей. Так мы стали обладателями множества артефактов.
Однако при разборе завалов (не скрою, хлама выбросили немало) нам попадались настоящие сокровища — винтажная одежда, мебель, предметы быта и так далее. И, если вещи я планирую отправить в музей, то остальное точно никому не отдам. Мы с мужем обожаем подобные изделия и раньше часто покупали их по объявлениям. А здесь они достались нам просто так.
Конечно, не обошлось без курьёзов. Большинство находок мы сделали на втором этаже, где, с трудом расчистив пространство, обнаружили пять кладовок! Думаю, даже продавец не подозревал об их существовании — так надёжно они были спрятаны среди старых вещей.
Немало сюрпризов ждало нас за этими дверцами. За одной мы нашли старый чемодан с мужскими панталонами и женскими платьями конца XIX века, за другой — латунный таз для варенья с клеймом Кольчугинского товарищества, старинную бульотку и серебряную фруктовницу. За третьей — запас продуктов, на котором наша семья легко может продержаться пару лет, решись мы питаться крупами и макаронами девяностых годов выпуска.
Но, конечно, всё это лишь приятные «бонусы» к основным достоинствам дома. Нам достались:
- Удачная продуманная планировка.
- Потолки высотой 3,5 м.
- Великолепная хорошо сохранившаяся лепнина на стенах.
- Большие окна.
- Отсутствие влажности.
- Толстые, почти метровые стены.
Когда-то это был лучший дом в округе
В тридцатых годах прошлого столетия заслуженный строитель СССР получил сталинскую премию за разработанную им печь для ускоренного обжига кирпича и черепицы. Вместе с денежным вознаграждением ему предложили и земельный участок площадью 40 соток.
Советские люди отличались скромностью, поэтому мужчина отказался от половины участка и взял только 20 соток, на которых решил строить дом. В 1938 году создал и утвердил его проект, а в 1939 году приступил к реализации. Следующие два года велось активное строительство, которое, по понятным причинам, было остановлено в июне 1941 года.
Возобновить стройку удалось только после войны, и уже очень скоро в посёлке появилась невиданная для тех мест недвижимость — большой двухэтажный каменный дом. В то время далеко не каждый мог получить разрешение на подобный объект, поэтому долгое время в округе не было постройки лучше. Такие дома в сороковые годы строили мало, так как для второго этажа требовалось отдельное разрешение, которое сложно было получить. Так, в нашем посёлке такой дом был один и про него даже писали в газетах.
Трудностей, разумеется, хватает
Мы думали, что представляем, во что ввязываемся, но реальность оказалась страшнее. Например, мы полагали, что обойдёмся без выравнивания стен и замены полов хотя бы на втором этаже, хотели оставить старые окна, радиаторы. Одним словом, планировали обойтись, по возможности, «малой кровью» — поменять протекающую крышу и напольное покрытие на первом этаже, где жили собаки.
Но потом всё пошло не по плану. Сначала посыпалась штукатурка, затем выяснилось, что из-за разной высоты пола на втором этаже там много порогов. С окнами тоже вышла интересная история: мы планировали их реставрировать, понимая, что натуральное дерево всегда выигрышно смотрится, но не учли один важный нюанс — наличие двух раздельных «пакетов» — проветриваемого и открывающегося летнего и съёмного глухого зимнего. Мало того, что это не очень удобно снимать и открывать пусть и раз в сезон рамы, так ещё и в холодный период нужно было забыть о проветривании помещения. Современные люди к такому не привыкли, поэтому план по реставрации провалился.
Как и по восстановлению старых батарей — привести их в порядок внешне, конечно, не проблема, но работоспособность никто не гарантировал. Сантехники сразу предупредили — скопившаяся внутри ржавчина в итоге может вывести из строя дорогое котельное оборудование. Рисковать мы не стали.
Но главной проблемой, конечно, оказался запах! Мы полагали, что будет достаточно просто отшлифовать полы, но, когда их увидели, поняли, что только полная замена спасёт дом от витающих в нём «ароматов». Пришлось полностью менять доски, заново штукатурить стены. Зато сразу после этого мы наконец-то смогли вздохнуть полной грудью, в прямом смысле слова.
Нужно упомянуть, что мы с детьми всё это время живём в доме. Пока ремонтировали первый этаж, обитали на втором, который представляет собой летнюю мансарду со входом с улицы. Именно потому там никогда не было собак.
Разумеется, нам пришлось проводить туда отопление, организовывать вход из дома. Из-за перепланировки какое-то время мы пробирались к месту своего жительства по обычной приставной деревянной лестнице. Страшно было очень!
Но, пожалуй, самым неприятным для меня было отсутствие кухни. Летом ещё терпимо — мы обедали на веранде, а вот зимой каждый раз приходилось искать неохваченные строительством уголки. В итоге одно тянуло другое, и вместо запланированной небольшой реставрации мы внезапно оказались в центре большого ремонта, который продолжается по сей день.
Но сделали мы уже немало — заменили полы, кровлю и коммуникации, организовали септик, отреставрировали лепнину, привели в порядок много хозяйской мебели и элементов декора, оштукатурили, но пока не покрасили весь первый этаж.
Впереди много работы
В этом году мы ещё и участком занялись. К сожалению, пока не очень удачно — сменили двух специалистов, потратили много денег впустую. Вот только сейчас нашли грамотных ландшафтных архитекторов, которые помогают спасти то, что уже сделано.
В участок на данный момент вложено больше 1 000 000 рублей, которые рискуют оказаться под водой из-за ошибок предыдущих специалистов, так как никто из них не позаботился о дренажной системе. Она в условиях нашего сложного рельефа с большими перепадами высоты, как выяснилось, нужна была в первую очередь.
А ещё есть яблоневый сад, в котором мы насчитали больше 35 деревьев. Все они старые, неухоженные, загущенные и вытянувшиеся, поэтому большинство пришлось удалить. Мы оставили только четыре дерева, да и их придётся омолаживать с помощью специалистов. На месте вырубленных деревьев планируем разбить огород, построить детскую площадку, зону отдыха.
Одним словом, скучать в ближайшие несколько лет нам точно не придётся. Но это нас нисколько не огорчает, наоборот, вдохновляет. Нет ничего более приятного, чем идти к намеченной цели, наблюдая день за днём за тем, как преображается наш дом!
Фотографии из личного архива героев статьи