Дом на набережной, Дом правительства, Дом ЦИК, Дом на Берсеневской набережной — всё это разные названия одного из главных исторических жилых комплексов Москвы. Своё основное имя здание получило после выхода повести Юрия Трифонова «Дом на набережной». Этот дом — настоящая легенда, жизнь которого стала символом советской эпохи со всеми её противоречиями. В своё время здесь жили военачальники, герои, писатели, академики, деятели партии и правительства. В военное время жителей дома переселяли и эвакуировали, а в период правления Сталина из 2000 жителей Дома около 800 были репрессированы.
Дом на набережной — это уникальный комплекс из 505 квартир с клубом, кинотеатром, парикмахерской, магазинами, который расположен на пересечении Бересеневской набережной и улицы Серафимовича. А характерная особенность местных квартир — настоящий дубовый паркет и расписанные потолки высотой 3,5 метра.
Каково это — жить в доме-легенде — нам рассказала Ира, которая снимала там квартиру несколько месяцев. Ире 26 лет, она оператор и режиссёр монтажа. В историческом доме в центре она хотела пожить давно, район Музеона и Парка Горького ей нравился всегда, но специально такие варианты она не искала. Однажды Ира листала соцсети и увидела, что знакомый продюсер ищет соседей в квартиру в Доме на набережной. Она написала ему и получила приглашение посмотреть комнату. Через полчаса Ира добежала до места, успешно прошла «кастинг» и поселилась в Доме. Вот её история.
«Первое, что я увидела, когда зашла в квартиру — снимок девушки, рисующей своим телом на большом фотофоне. Его сделал мой сосед-актёр. Когда я только въезжала, друзья моих соседей, художники, договорились, что квартира на пару дней превратится в помещение для выставки. Они организовали живое выступление, картины висели везде — даже в ванной. Какие-то арт-объекты остались в квартире после того, когда выставка уже закончилась. Так я практически с порога поняла, что творчества в нашей жизни в этой квартире будет много.
В новой квартире меня поразили в первую очередь огромный коридор, высокие потолки и окна, большая кухня и два балкона. Одна сторона квартиры (и моя комната в том числе) выходила окнами на Красный Октябрь, памятник Петру и немного на набережную, вторая — на Кремль. В квартире была одна большая общая комната, комната поменьше, в которой жила я, и ещё две большие комнаты – там жили другие ребята.
До карантина я платила за аренду 32 000 рублей за самую маленькую комнату (около 10 квадратов). Жить в ней было не очень удобно, но общие размеры квартиры компенсировали этот дискомфорт. За комнаты побольше (около 17 квадратных метров) до карантина мои соседи платили по 37 000 рублей. После карантина собственник поднял цены: за свою комнату мне пришлось отдавать чуть больше 33 000 рублей, а соседи стали платить чуть больше 38 000 рублей, включая коммунальные платежи.
Любимым местом для меня стала ванная с высокими потолками и большим окном — по размеру даже больше, чем комната, в которой я жила. Размеры ванной — настоящее утешение на карантине. Как адепт принятия ванн, я наполняла её себе каждый день, зажигала свечи, ставила цветы, смотрела кино или в окно, слушала музыку — это очень успокаивало.
Во время самоизоляции мы с соседями оказались запертыми прямо в центре города. Несмотря на все сопутствующие сложности, это было прикольным опытом — не было ощущения, что жизнь остановилась и развлекаться мы могли довольно активно. Внутри квартиры было достаточно места, чтобы играть в бадминтон или кататься на скейте прямо по дому или рядом с ним.
Я спускалась к набережной, где обычно швартуются кораблики — которых на тот момент не было, потому что отменились все водные экскурсии. Было круто там сидеть с кружкой кофе или чая, которую я наливала ещё в квартире. Есть, слушать музыку, отмечать праздники и смотреть салюты.
Как-то раз на небе появилась двойная радуга, мой сосед вышел на балкон и закричал: «Ура, это двойная радуга, и это всё мне?». Так мы познакомились с соседями по дому — девочка из этого же дома процитировала соседа в сториз.
В Доме на набережной собралось особенное творческое комьюнити, и наша квартира не стала исключением. Среди моих весёлых соседей были оператор, актёр, архитектор и продюсер. Когда актёр съехал, на его место приехал профессиональный танцовщик. Он поселился в комнате, которая служила общей зоной, и постелил в ней и на балконе искусственный газон. Квартира располагала к таким экспериментам. В лотки на балконе мы тоже посадили немного газона — туда всё время прилетали голуби и пытались его уничтожить.
Как-то раз я загорелась идеей снять клип и попробовать себя в роли оператора-постановщика. Бюджета на проект не было, поэтому на аренде студии хотелось сэкономить. В общем зале квартиры были белые стены, напоминавшие студию. На них пустили изображение с проектора, на этом фоне сняли музыкантов и инструменты — места хватило всем и всему. Второй фрагмент снимали на балконе, с размытыми огнями, третий — в ванной, большой и удобной. Она отлично подходила для съёмок, можно было поставить пару приборов, посветить проектором и не тесниться.
Мои соседи тоже использовали коридор, ванную и свои комнаты для фотосессий. Там отличный свет, стильный цвет стен и классный паркет — чем не фотостудия! Один из соседей принёс домой каркас стола, прозрачные панели и снизу всё подсветил прибором для фотосъёмки моделей на этом столе. Размеры квартиры позволяли все эти эксперименты.
Вообще, в той квартире много интересных идей приходило в голову — она располагала и вдохновляла на творчество. Какие-то из них за полгода жизни в Доме я даже успела реализовать. Например, мы с тогдашним бойфрендом «встроили» зверушек в обычное видео нашего коридора. А однажды я сняла с балкона часть фасада и анимировала её — это до сих пор один из любимых моих роликов.
Когда карантинные ограничения сняли, мне очень нравилось наблюдать из окна, как оживает город. По мере снятия запретов росло число машин, проезжающих по Крымскому мосту. Рядом, на Красном октябре, находился моя любимый на тот момент паб, Howard Loves Craft. Там можно было выпить пива и встретиться с друзьями в очень приятной обстановке, не уходя далеко от дома.
Жизнь в центре имеет свои преимущества. Например, по всем делам я ездила на самокате или велосипеде и почти не пользовалась другим транспортом. Летом протестировала множество студий йоги в центре города. Но сфера услуг обходилась, конечно, тоже сильно дороже, чем в местах, отдалённых от центра — тут всё дороже.
В инфраструктуре Дома есть и пара негативных моментов, которые, впрочем, жизнь омрачали не сильно. Дом стоит на острове, идти к метро надо через мост, и в непогоду на нём просто-напросто сдувает. Ветер, дождь, снег — всё летит в лицо. Парковочных мест рядом с Домом мало, а въезд во двор дома согласовать сложно — вахтёры очень трепетно относятся к своим обязанностям.
Выбор магазинов вокруг невелик — выбирать приходилось между «Азбукой вкуса» и «Красным и белым». Всё, конечно, хорошо, но если полениться дойти до супермаркета с невысокими ценами, то есть риск потратить в «Азбуке» на еду и быт больше, чем хотелось бы. С другой стороны, напротив Дома была Яндекс Лавка, и это решало проблему.
Съехала из Дома я из-за того, что в квартире начался ремонт. К тому же, со временем в моей комнате мне стало тесно, да и платить после карантина стало тяжеловато.
По периоду жизни там я искренне скучаю. Время выдалось уникальное: карантин, исторический дом, классные соседи. Я почувствовала себя почти как в детстве, потому что появились время и ресурс на реализацию пусть небольших, но заряжающих творческих идей. Их очень важно воплощать — это как тренировка «креативной мышцы». Квартира очень к этому располагала.
Сейчас все мои бывшие соседи тоже съехали. Пока кто-то из знакомых оставался — заходила, ностальгировала по периоду жизни в квартире, есть у меня к этому склонность. Сейчас каждый раз, когда прохожу или проезжаю мимо, вспоминаю с теплом и радуюсь, что у меня был такой опыт.
Кому я бы посоветовала пожить в Доме? Думаю, тем, кто любит вдохновляться окружающим пространством, вне зависимости от профессии. Потому что хорошие идеи с большей вероятностью будут чаще приходить в «месте силы»: там, где есть простор, где красиво, где у стен своя история.
Среди документальных книг о Доме советую обратить внимание на книгу «Дом правительства. Сага о русской революции» Юрия Слезкина, написанную на основе архивных материалов и личных источников, дополненных редкими фотографиями. Больше узнать об истории Дома можно в музее Дома на набережной, он находится на первом этаже Дома.