Нотки шаманства и мечты о космосе: яркая история керамистки с Севера

Нотки шаманства и мечты о космосе: яркая история керамистки с Севера

Некоторые люди созданы, чтобы привносить в жизнь других неповторимую атмосферу: через музыку, картины или причудливые формы керамических фигурок. Марина, героиня нашей новой истории, обожает новые ощущения и умеет наделять ими свои произведения. Мы поговорили с Мариной о том, зачем нужна космическая керамика, как стать мастером с большой буквы «М» и почему брать заказы — это риск.

О себе

Я родилась в чукотском городе Певеке — в самой северной жилой точке России, на берегу Ледовитого океана. Отсюда первая часть моего керамического «бестиария», навеянная шаманским духом.

Главным вдохновением для меня всегда была и есть природа. С детства я прониклась особой нежностью к водоёмам — от болот до океанов, а в юности полюбила горы и леса. Всё это тоже так или иначе находит отражение в моей керамике. Вместе с тем мои мысли часто уносит за пределы нашей планеты, и я вместе с космонавтами отправляюсь на поиски новых небесных тел и неизведанной жизни.

Я очень люблю путешествовать. До пандемии не раз уезжала с рюкзаком в далёкие страны, чтобы свесить ноги в жерло вулкана, прогуляться по берегу озера или под воздействием солнечного удара побродить по руинам древнего города, поглощённого джунглями. А ещё до часа ночи вытаскивать иголки кактуса из ладоней, объезжать на велосипедной прогулке слонов, пережить нападение краба и даже съесть крокодила... Путешествия всегда скрыто интегрируются в мою керамику, хотя и неявно на первый взгляд.

Почему mimi

Любители керамики знают меня под псевдонимом mimiceramic. Он возник не сам собой: когда моя младшая сестрёнка была маленькой и только начинала говорить, вместо «Марина» у неё упорно выходило «Мими». Позже так меня начали называть и родители — это имя стало домашним и родным. Задумавшись о том, как назвать свой керамический уголок, я решила: «mimi» —  идеальное название для бренда. А ещё оно довольно точно отражает первое впечатление от моих работ многих покупателей: они часто пишут в комментариях что-то вроде: «Как мимимишно!»

О бухучёте, путешествиях и увольнении 

Непрекращающееся стремление заниматься творчеством с ранних лет мотало из стороны в сторону, но у меня никак не выходило найти то, что  поглотило бы полностью. Хотя странная уверенность в том, что работа с глиной полюбится — стоит лишь попробовать, не покидала меня вот уже много лет. Только пробы раз за разом срывались, а катализатором реальной деятельности стал переезд из зоны комфорта в другую страну.

По профессии я специалист по бухучёту, анализу и аудиту, и это, конечно, очень далеко от творчества. Семь лет я работала по специальности и грустила. Небольшие бонусы в виде более отпуска и премий позволили окунуться в мир путешествий, но не чаще пары раз за год.

Хобби для пары и призвание для одного

Пока я наслаждалась звёздным небом пустыни и шумом медин в одном из путешествий, моего кота приютил коллега Евгений, он же мой будущий муж, который только подобрал котёнка, тоже чёрного. В этот же период меня увлекло вырезание деревянных фигур лобзиком, а Женя занялся резьбой по дереву. Мы вместе творили на балконе разные изделия, в том числе повторили фигурку козла, которая мне понравилась в Марокко. Потом Евгению предложили работу в Минске, и мы переехали.

Я начала думать, чем можно заниматься на новом месте, и вспомнила о керамике. Быстро нашла понравившееся предложение в студии и записалась. Всё оказалось примерно таким, как я и представляла, только участников было много. Глина прекрасно слушалась и принимала нужную форму. В тот день с занятий я ушла последней, так как хотела сделать всё и сразу. Домой принесла пару килограммов глины, купленной втридорога в той же мастерской, и сразу села лепить. Сделала тарелочку-лисичку (по сей день с неё едим) и чертовски нефункциональную кружку-лису: правша рисковал выколоть её ушами глаза, а левша из-за тех же ушей вообще не смог бы из неё пить.

Век учись

Поняв, что керамика мне по душе, я нашла кружок «Керамания» в Минске и начала ходить на занятия дважды в неделю по 4 часа. Не то чтобы это было полноценное обучение: здесь давали азы и сохраняли принцип коворкинга с обжигами. Зато рядом всегда был мастер, с которым можно устроить мозговой штурм и попробовать воплотить в жизнь даже самые необычные идеи.

Жизнь подкидывала задачи, и мне приходилось искать дополнительные возможности для их решения. Всё далеко не всегда шло удачно: один раз при перевозке изделия оно серьёзно треснуло, а обжиг остальных прошёл совсем не так, как должен был. В другой раз в пути отломился хвост у кита… В тот год я слепила свою первую луну и шамана. Последний в итоге стал моим хранителем, талисманом, который я часто беру с собой в путешествия и на маркеты.

Первый шаман

Спасительный карантин и первые «Хранители леса»

В 2020-ом началась пандемия, разного рода проблем становилось всё больше, и мы приняли решение пожениться и переехать в Питер. Путь оказался очень трудным, но он того стоил… Мы везли с собой кучу хрупких вещей, гитару и конечно же немного глины на первое время. Рук не хватало, мы ужасно устали, пока добирались до арендованной в Мурино квартиры, и тогда две недели домашнего карантина стали для нас спасительными.

Я заказала материалы, нашла большой стол на продажу по соседству, оборудовала уютный уголок у окна, который по вечерам купался в закатном свете. Мы часто гуляли в парке, ездили с палатками в лес, собирали красивые сухие ветки, мох, кору, камни — всё, что мне нравилось. В это время я завершала первую серию «Хранителей леса». Вместе с Женей мы придумали фигуркам истории, а на обжиг я относила изделия в Девяткино: ходила пешком по 40 минут в одну сторону, с коробкой в руках, аккуратно, чтобы не треснули хрупкие необожжённые фигурки или глазурь не осыпалась.

Разрушительная красота

В конце лета мы переехали на Петроградку. Поначалу квартира показалась нам светлой и просторной, но на деле она была тёмной, сырой и неприятно холодной. Я начала часто болеть, обострились хронические проблемы с почками. Несмотря на это, много работала и даже создала новых персонажей. 

Так у Хранителей появился антагонист — Марога, и в Северном лесу начались тёмные времена. Женя предложил сделать фотографии «битвы» персонажей. Мы установили стол посреди комнаты, выложили инсталляцию леса, Хранителей, Марогу и начали эксперименты со спецэффектами. Всё делали вручную, пробовали разные варианты: бенгальские огни, горящую бумагу, а лучше всего вышло с фруктовым маслом и зажигалкой — но это штука опасная и вызывает привыкание. Часть декораций подгорела, жаль только, что наш скромный фотоаппарат не смог передать всей происходящей разрушительной красоты.

Что в керамике самое сложное

В керамике считается, что ты мастер, если сделаешь не менее ста экземпляров одного изделия. При этом желательно выбрать конкретное направление и чётко следовать ему. Это весьма непросто, ведь интересы (особенно в начале пути) слишком обширны, и выбор в пользу одного вместо загадочно влекущих мириад мучителен!

Со временем я пришла к тому, что перестала брать заказы на новые изделия, которые далеки по тематике и стилю от моих собственных. Как-то раз я согласилась воплотить в жизнь задумку моей постоянной покупательницы, шамана Юлии. Она просила сделать в подарок для своей подруги Хранителя-дракона. Я слепила первое изделие и тут же сломала — результат мне не понравился совершенно. Второй вариант был неплохой, и реализация удалась прекрасно: дракон лежал на шкатулке, голова поднималась на длинной шее и являлась одновременно ручкой изделия, а хвост спускался и обвивал нижнюю половину. Но заказчица попросила переделать и эту фигурку: в её понимании дракон должен был быть отдельно и просто сидеть.

Третья попытка увенчалась успехом: всех всё устроило, и наконец изделие отправилось к заказчику. Но потраченное на пробы создания фигурки время, а также никудышная работа доставляющей компании сыграли против нас, и дракон пришёл покупательнице с опозданием.

В керамике часто что-то идёт не так, очень сложно предсказать результат, особенно с эффектарными глазурями. Есть много правил, которые нужно соблюсти, и всё равно нет гарантии, что получится то, что задумывалось. Каждый раз открывая печь, я с замиранием сердца достаю по одному изделию и осматриваю: не повело ли, нет ли трещин, хорошо ли легла глазурь, нет ли отскоков. И только после этого воспринимаю изделие целиком и оцениваю, насколько удалось задуманное. Бывает так, что вещица получилась не такой, как хотелось, но стоит дать немного времени, посмотреть свежим взглядом — и понимаешь, что у неё свой характер, своя личность, и это круто.

О том, как делать космос

Тема космоса привлекала меня давно. Ещё в Минске на коворкинге я слепила луну диаметром в 25 см. Позже, когда ездила к родителям в гости, создала первого космонавта. Делала больше, больше, и в итоге решилась соединить спутник Земли с человечком. Хотелось добавить функционала — так появилась тематическая шкатулка. Я нарисовала макет и приступила к её созданию: слепила две полусферы, к одной из них приделала ножки, а к другой — ручку-космонавта. Экспериментальным путём придумала зубцы, чтобы части шкатулки стыковались и не слетали.

Сложностей с изготовлением шкатулок хватает до сих пор. Трудно сделать равные и ровные полусферы, которые вместе должны образовать шар. Половинки создаются отдельно, нужно, помимо их размера и формы, стараться выдерживать одинаковую влажность глины, ведь лишняя усадка одной половины до срока может испортить изделие. Например, в итоге половинки могут не закрыться или при сушке чрезмерно давят в каких-то местах, из-за чего получается трещина. Половинки должны подсохнуть с одной стороны, чтобы глина держала форму и не деформировалась, пока на неё клеятся нужные элементы, в том числе наносится рельеф самой луны, но нельзя давать ей слишком высохнуть, иначе все эти элементы могут или плохо приклеиться, или дать трещины.

Сейчас на лепку большой шкатулки уходит около 8 часов, не считая космонавта. Это только лепка, дальше ей нужно пройти обжиг в 1000 градусов, после наносится глазурь, и изделие снова отправляется на обжиг в 1050–1250 градусов (в зависимости от глины).

Может случиться так, что красивая шкатулка, которая была ровная, хорошо сходилась в стыке даже после первого обжига, после второго выдаст «нелюбовь ко второй половине». Дело в том, что в печи из глины выпаривается вся влага и органика, при этом изделие может поменять форму, особенно, если есть перепады толщины. Вообще керамика — дело часто непредсказуемое. Стараюсь понять, простить и идти дальше.

Сколько стоит космос

В 2020 году ту первую шкатулку-луну в моём блоге увидела и захотела купить одна девушка. Также она заказала четырёх больших космонавтов, чтобы они были фишками в космической настольной игре. Вся эта компания полетела из Минска в Москву. Девушка была ужасно рада своим новым друзьям, а я — тому, что кто-то так сильно захотел мои работы, что купил их. Тогда я оценила шкатулку в 2500 рублей, а одного космонавта в 500 рублей. Сейчас стоимость шкатулки начинается от 3600 рублей, а космонавта — от 700 рублей. 

Изготовление лун требует много сил и терпения, но я их ужасно люблю. С первой большой шкатулкой я не смогла расстаться: она стоит у меня на прикроватном столике и хранит мои сокровища. Не перестаю любоваться ей визуально и тактильно: получившаяся фактура завораживает!

Постепенно луны доросли и до светильников. Теперь я могу нести тёплый лунный свет желающим! Мои изделия — и хранители леса, и шаманы, и другие фантастические существа — созданы, чтобы нести тепло и уют в места своих обитаний. А космонавты — чтобы с ними покинуть пределы нашей планеты в поисках новых звёзд. Атмосфера космоса, загадки бытия и чуть заметные нотки чего-то инопланетного — это то, что привносят в дома все мои керамические герои.

Фотографии из архива героини статьи

Прикупили бы себе домой персонального космонавта или шамана?
Поделиться
Как обуютить дом?
Будем присылать в почту лучшие статьи для вдохновения — об интерьерах, личном опыте, необычных квартирах. И ничего лишнего
Комменты (1)
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Войти
Quendorn
Замечательные работы! Успехов на творческом пути!