Можно ли приватизировать служебную квартиру

Фото: Freepik

Многие государственные служащие и работники частных компаний живут в домах и квартирах, предоставленных работодателем. Чаще всего люди в таких случаях получили жильё для временного проживания и не знают, как будут решать квартирный вопрос после увольнения. Считается, что приватизация служебного жилья невозможна, но на самом деле иногда подобную недвижимость можно приватизировать и стать её полноправным собственником. Разберёмся, в каких случаях можно оформить на себя ведомственное жильё и как это сделать.

Что такое служебное жильё и кто может его получить

Служебными называют объекты жилой недвижимости, предоставленные работодателем для проживания работника на время трудоустройства. Служебным может быть и частный дом, и квартира. Наниматель не платит за аренду такого жилья, но оплачивает коммунальные услуги.

Служебное жильё предоставляют на период трудовых отношений и только тем, кто в нём нуждается: например, кто переехал по рабочей надобности в другой регион или вовсе не имеет своего жилья. Если в этом регионе у работника уже есть недвижимость — даже если это дача — ведомственную квартиру ему не дадут. 

Вместе с работником в ведомственной квартире могут жить его дети, супруг, родители и другие члены семьи, которые указаны в договоре найма. Все они могут оформить временную прописку в ведомственной квартире на срок действия трудового договора своего родственника, которому выдали жильё.

Служебные квартиры чаще всего предоставляют государственным служащим и военным (ст. 93 ЖК РФ):

  • военнослужащим по контракту;
  • сотрудникам полиция, Росгвардии, прокуратуры, ФСО и ФСБ;
  • работникам МЧС, в том числе тем, кого отправляют в командировку для помощи другим регионам;
  • научным работникам; 
  • учителям и врачам, которые переезжают в сельскую местность;
  • работникам жилищно-коммунальной сферы;
  • работникам министерств и ведомств, судьям и аналогичным госслужащим;
  • депутатам на время нахождения в должности. 

Также служебные квартиры могут выдавать сотрудникам частные компании: большие производственные предприятия, строительные компании, торговые фирмы.

Как получить служебное жильё

Дать или не дать «бюджетнику» служебную квартиру, решают государственные или муниципальные органы власти (ст. 104 ЖК РФ). Чтобы получить недвижимость, нужно подать следующие документы в местный муниципалитет или работодателю:

  • заявление о предоставлении жилья;
  • паспорта работника и членов его семьи;
  • доказательство того, что у работника нет пригодной для жилья недвижимости в собственности или в пользовании в регионе (это можно подтвердить выпиской из ЕГРН);
  • трудовая книжка для подтверждения того, что человек действительно работает в организации;
  • свидетельство о браке, справка о составе семьи — для включения членов семьи в договор найма;
  • трудовой договор — для определения срока найма жилья;
  • ходатайство от работодателя о предоставлении квартиры.

Полный список документов зависит от требований работодателя или организации — владельца недвижимости. В коммерческих структурах иногда достаточно написать заявление, дополнительно работодатель может запросить только выписку из ЕГРН.

Если муниципалитет принимает решение выдать квартиру, с работником заключают договор найма. Жильё передают по акту приёма-передачи, в котором описываются все особенности, неисправности и недостатки квартиры. На основании аналогичного акта недвижимость будут принимать после завершения трудового договора.

Фото: Freepik

Как остаться жить в служебной квартире после увольнения

Служебное жильё выдаётся только на время работы: работодатель предполагает, что работник покинет ведомственную квартиру сразу после расторжения трудового договора. Но закон предусматривает несколько категорий жильцов, которых нельзя выселить из служебной недвижимости, не предоставив им альтернативного жилья (ст. 103 ЖК РФ).

К таким жильцам относятся следующие категории граждан.

  • Члены семей военнослужащих или сотрудников МВД, которые погибли при выполнении служебных обязанностей. 
  • Члены семей умерших работников.
  • Работники, которые получили инвалидность I или II группы в результате профессиональных заболеваний или ранений во время исполнения служебных обязанностей.
  • Сотрудники, вышедшие на пенсию.
  • Родители детей, которым ещё не исполнилось 14 лет.
  • Дети до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей.

Чтобы получить жильё взамен служебного, у перечисленных граждан не должно быть другой квартиры в социальном найме или на праве собственности. Новую квартиру должны предоставить в том же населённом пункте, где было служебное жильё, условия проживания должны быть не хуже.

Также можно остаться в ведомственной квартире, если она была передана в фонд социального найма до увольнения сотрудника с текущего места работы. С администрацией получится заключить договор соцнайма, если семья нуждается в поддержке.

Фото: Freepik

Можно ли приватизировать служебное жильё

Закон (ст. 4 ФЗ №1541-1) прямо и недвусмысленно запрещает приватизировать ведомственное жильё. Но есть нюансы.

  • Квартиру, предоставленную работодателем, можно приватизировать, если работодатель согласится изменить её статус, передав жилплощадь муниципалитету. Претендовать на социальное жильё могут малоимущие граждане, жильцы ветхих домов, люди с хроническими заболеваниями, дети-сироты, ветераны и военнослужащие с увечьями, инвалиды I и II групп. После заключения договора соцнайма с администрацией недвижимость можно приватизировать. 
  • Разрешена приватизация служебных квартир, которые находятся в совхозах и колхозах, без одобрения собственника.
  • Жильё можно выкупить. При этом не важно, предоставлено оно частной компанией или госструктурой: если прожить в нём 10 лет и все эти годы проработать в предоставившей жильё организации, цена будет заметно ниже среднерыночной.
  • Военнослужащие могут приватизировать служебное жильё без изменения его статуса. Это правило распространяется на военных пенсионеров, военнослужащих, уволенных раньше срока из-за плохого состояния здоровья, преждевременно переведённых в запас и членов семьи погибших военных.
  • Жильё, которое находится в собственности частной компании, но не имеет статуса служебного, могут передать работнику за многолетнее добросовестное исполнение своих обязанностей. Такую служебную квартиру можно получить в собственность через 10 или 15 лет работы. Передачу чаще всего оформляют по договору дарения.
  • Если компания не оформила жильё как служебное, а затем обанкротилась или была реорганизована, можно обратиться в суд с иском, чтобы признать право жильцов на приватизацию. Свою позицию придётся отстоять, суды далеко не всегда идут навстречу подобным заявлениям.

Ни при каких условиях нельзя приватизировать ведомственную недвижимость, если она расположена в закрытом военном городке, общежитии или находится в аварийном состоянии. Если жильё уже было однажды кем-то приватизировано, эту служебную квартиру нельзя оформить в собственность во второй раз.

Как оформить служебное жильё в собственность

Сначала необходимо определить статус недвижимости и то, кому она принадлежит. Если жильё служебное, можно обратиться к работодателю с просьбой перевести его в статус муниципального. Для этого потребуется написать соответствующее заявление и ждать решения до 1 месяца. 

Работодатель может передать квартиру муниципалитету или изменить её статус через Росреестр. В первом случае нужно обращаться в администрацию и заключать договор соцнайма, во втором случае — заключать договор с работодателем. Для заключения договора соцнайма потребуется собрать документы, подтверждающие, что гражданин имеет право на подобное жильё: например, справку об инвалидности, наличии хронических заболеваний, доходе и составе семьи.

Заключив договор социального найма, можно подавать документы для приватизации. Обязательный комплект включает:

  • письменное согласие на приватизацию от граждан, проживающих в квартире;
  • отказ от приватизации, оформленный нотариально или в комитете по жилищным вопросам — для проживающих в квартире лиц, которые не хотят участвовать в приватизации;
  • копии паспортов и свидетельств о рождении всех проживающих в квартире лиц;
  • постановление о переводе ведомственной квартиры в муниципальный фонд;
  • договор социального найма;
  • справку со списком граждан, прописанных в квартире;
  • техпаспорт недвижимости из БТИ;
  • выписку из лицевого счёта;
  • заявление на приватизацию.

Наличие долгов за ЖКУ не мешает приватизировать квартиру, но зачастую паспортисты из УК или ТСЖ не выдают выписки, пока квартиранты не оплатят задолженность. В таких случаях можно обращаться в суд или погасить долг.

Муниципалитет может не перевести служебное жильё в собственность, если не включить в заявление несовершеннолетних детей или использовать право на бесплатную приватизацию жилья повторно — один гражданин может только один раз в жизни воспользоваться этой возможностью. 

Военнослужащим для оформления права собственности нужно предоставить паспорт, приказ об увольнении, доказательство отсутствия другого жилья — выписку из ЕГРН — и другие документы, точный список которых стоит уточнить у руководства.

Коротко о главном

  • Служебное жильё — это недвижимость, предоставленная работодателем на время действия трудового договора. Ведомственные квартиры выдают работникам и частные компании, и бюджетные организации.
  • Прописаться в служебной квартире можно работнику, его детям, супругу, родителям — но только на время трудоустройства.
  • Чтобы получить служебную квартиру, нужно написать заявление работодателю и доказать, что у работника нет другой недвижимости в регионе.
  • Остаться в служебной квартире после увольнения могут социально незащищённые категории граждан. Если недвижимость перешла к муниципалитету до увольнения сотрудника, съезжать тоже не придётся.
  • Чтобы понять, как приватизировать служебную квартиру, нужно выяснить, кому она принадлежит, а затем обратиться с заявлением к владельцу. 
Подпишись на наш телеграм-канал!
Комменты (0)
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Войти