Куда жаловаться на управляющую компанию и как сделать это правильно
Заключая договор с жильцами многоквартирного дома, управляющая компания обязуется добросовестно выполнять возложенные на неё обязанности: убирать территорию и подъезды, своевременно проводить ремонт, устранять аварии и многое другое. Если собственников квартир не устраивает качество услуг УК, а диспетчер не реагирует на звонки — можно написать жалобу. Чтобы решить проблему быстрее, нужно не только правильно составить обращение, но и знать, куда его отправлять.
Разбираем, какие жалобы могут быть на УК, как правильно составить обращение и куда его направить.
В каких случаях стоит жаловаться на УК
Основная задача управляющей компании — качественное содержание многоквартирного дома. Организация должна следить за порядком, работоспособностью коммуникаций, своевременно ремонтировать лифт, менять лампочки в подъездах и многое другое. Основной перечень работ описан в Постановлении Правительства № 290.
УК выбирают на общем собрании собственников (ОСС) на пять лет, отношения между компанией и жильцами регулирует договор, а также ряд законов. В общем виде управляющая компания должна своевременно и добросовестно выполнять свои обязанности, а жильцы — регулярно и в полном размере оплачивать её работу. Это строка «Содержание имущества» в квитанции ЖКУ, которая приходит каждый месяц.
Если УК не справляется со своими задачами или выполняет работу некачественно, для начала стоит написать заявление на имя директора этой организации. Если это не помогает, нужно обращаться в контролирующие ведомства: Жилищную инспекцию, прокуратуру или Роспотребнадзор.
Помимо этого, выяснять отношения с недобросовестной управляющей компанией можно в суде. Если доказать, что обслуживающая организация не справлялась со своими обязанностями, ей придётся не только выполнить все работы, но и возместить убытки жильцам, а также заплатить административный штраф.
Куда жаловаться на управляющую компанию
УК физически не может ежедневно контролировать состояние домов, которые она обслуживает. Чаще всего компания реагирует на просьбы жильцов, а также проводит работы по своему плану. Если проблема не решается всего несколько дней, не стоит сразу подавать иск в суд — можно начать с малого.
В аварийно-диспетчерскую службу
Звонок диспетчеру — первое, с чего стоит начать, если нужно решить какую-то проблему, связанную с домом. Например, если в подъезде некачественно убирают, на лестничной клетке нет света или батареи отопления недостаточно тёплые.
Обращаться в «аварийку» УК можно не только по телефону, но и письменно — во многих компаниях есть чаты в социальных сетях, возможность связаться с оператором на сайте или в мобильном приложении.
При обращении диспетчер обязан уточнить данные заявителя (достаточно назвать имя, фамилию, номер дома и квартиры), а также сообщить номер обращения и ориентировочный срок выполнения. УК не может игнорировать сообщения, так как она отчитывается за каждую заявку.
Директору УК
Когда управляющая организация систематически игнорирует обращения жильцов, начисляет неправильные суммы в платёжке или не выполняет свои задачи, стоит написать жалобу на имя директора.
Жалобу руководству УК рекомендуется отправлять только лично, образец обращения должен находиться на стенде в её офисе. Суть претензии можно описать своими словами, важно оставить контактные данные, дату и подпись. Жалобу на имя директора надо оформить в двух экземплярах: один остаётся в УК, второй нужно оставить себе, предварительно проставив печать организации — это можно сделать у администратора или в канцелярии компании.
Если в течение 30 дней проблему так и не устранили, можно обращаться в контролирующие УК ведомства.
В Жилищную инспекцию
В Жилищную инспекцию стоит обращаться, если мирные способы урегулирования не привели к решению проблемы. Это ведомство контролирует работу всех УК, а также рассматривает все вопросы, касающиеся эксплуатации многоквартирных домов. Возможные поводы для обращения:
- УК систематически нарушает обязанности по договору на содержание дома.
- Не реагирует на жалобы жильцов, нарушает сроки.
- Самовольно выполняет какие-либо работы, завышает цены или устанавливает свои правила использования МКД.
Отправить жалобу в местное отделение Жилищной инспекции можно через портал «Госуслуги» и ГИС ЖКХ. Для этого нужно иметь доступ в свой личный кабинет. Также можно обратиться письменно, отправив заказное письмо через Почту России. В некоторых регионах на сайте Жилищной инспекции есть форма обратной связи — оставить жалобу несложно и там.
В Роспотребнадзор
В Роспотребнадзор стоит отправлять жалобу на УК, если организация нарушает любой из пунктов договора с жильцами дома — это нарушение прав потребителей. Однако предварительно важно попытаться решить вопрос мирным путём: обратиться к диспетчеру или написать обращение на имя директора.
Оформить жалобу можно через «Госуслуги», заказным письмом с уведомлением о получении или оставить претензию на сайте Роспотребнадзора. В последнем подавать жалобу рекомендуется только с авторизованного аккаунта — в этом случае ведомство сможет запустить процедуру внеплановой проверки.
В прокуратуру
Если проблему не получилось решить с помощью Жилищной инспекции или Роспотребнадзора, жаловаться на некачественную работу или бездействие управляющей компании можно в районную прокуратуру. Это ведомство следит за тем, чтобы не нарушались права жителей РФ.
Уточнить адрес и контакты ведомства в конкретном городе можно на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. Здесь же есть удобная карта, где можно посмотреть расположение ведомства.
Отнести жалобу можно лично, отправить по почте или дистанционно — через форму обратной связи. Прокуратура обязана проверить обстоятельства и дать официальный ответ в течение 30 дней.
В Федеральную антимонопольную службу
В ФАС рекомендуется подавать жалобу в случае, если управляющая компания начисляет больше утверждённых в регионе тарифов, необоснованно повышает цены на свои услуги. Помимо этого, жаловаться стоит, если УК навязывает услуги. Например, обязует оборудовать место консьержа и оплачивать его работу, даже если это не было утверждено на совете жильцов.
Подать жалобу можно в местное отделение ФАС или оформить претензию дистанционно, на сайте ведомства есть электронная форма. Проверка жалобы и обстоятельств дела может занять до 30 дней.
В суд
Последняя инстанция, куда стоит обращаться, если УК не выполняет свои обязанности или не идёт на контакт, — суд. Подавать иск рационально только в том случае, если ни один из вышеперечисленных способов не помог, так как процесс может затянуться надолго.
Подавать иск нужно в районный суд по месту регистрации, отлично, если заявление будет групповым (от имени всего дома или нескольких жильцов) — в этом случае шансы на одобрение выше. Форму иска можно заполнить на месте, также дополнительно следует предоставить все документы, подтверждающие нарушение, факты обращения в другие инстанции — копии жалоб, распечатка переписок с диспетчером и письма.
Оплачивать госпошлину при подаче жалобы на управляющую организацию в суд не требуется, если сумма иска менее 1 млн ₽, если сумма больше — она будет рассчитана исходя из требований жалобы.
Вместе с требованием решить проблему можно запросить компенсацию морального вреда и взыскание штрафа с управляющей компании — его сумма будет зависеть от нарушения.
Оформление жалобы
В тексте жалобы нужно подробно донести суть проблемы. Чем детальнее будет прописана суть нарушения, тем быстрее и эффективнее рассмотрят обращение. Составить жалобу можно самостоятельно или обратиться к профильному юристу в сфере недвижимости. Что должно быть в жалобе:
- Полное название УК или должность руководителя — его можно найти на сайте компании.
- Данные о правообразующих документах (выписка ЕГРН, договор купли-продажи или договор аренды).
- Подробное описание сути обращения письменно.
- Контактные данные, куда будет отправлен ответ.
- Ф. И. О. заявителя, дата обращения.
Также потребуется копия договора между жильцами и управляющей компанией — его можно запросить у председателя дома в общем чате. Ещё проще скачать в личном кабинете портала ГИС ЖКХ.
Жалобу можно оформить в письменном виде и отправить по почте, отсканировать или воспользоваться уже готовым бланком. Скачать образец заявления можно по этой ссылке.
- 15,51 млн ₽Одинцовский городской округ, рабочий посёлок Заречье, жилой комплекс Сколково УанМещерская 15 мин.
Куда отправить жалобу
Подать жалобу на управляющую компанию можно по почте заказным письмом с уведомлением, сходить лично или с помощью онлайн-сервисов. Последний вариант самый удобный.
Проще всего оставить жалобу в личном кабинете ГИС ЖКХ, для этого нужно перейти во вкладку «Направить обращение». Удобно, что контактная информация и данные об управляющей компании загрузятся автоматически. Достаточно описать суть претензии, если требуется — приложить документы. Например, ранее отправленные жалобы, фотографию или видео. Чтобы воспользоваться всеми функциями портала, потребуется подтверждённый аккаунт на «Госуслугах».
Жалобу на УК можно отнести и лично. Физический адрес ведомства и время работы легко найти на его сайте — такие данные есть в открытом доступе.
Жители Москвы могут оставить своё обращение на сайте мэра, в разделе «Электронная приёмная», а также на портале «Наш город», авторизоваться в нём можно через профиль в mos.ru.
Можно ли сменить УК
Если несколько обращений не привело к решению проблемы и есть претензии к работе УК, жильцы дома могут инициировать расторжение договора с компанией в одностороннем порядке.
Для этого нужно провести общее собрание собственников дома, где минимум 51% жильцов проголосует за расторжение соглашения. Сразу же можно выбрать и новую УК или организовать товарищество собственников — ТСЖ.
Коротко о главном
Управляющая компания обязана качественно оказывать услуги по содержанию дома, а жильцы — оплачивать её работу. Если организация систематически нарушает требования договора, законов или безответственно подходит к работе, собственники и арендаторы помещений могут оставить жалобу.
Для начала стоит обратиться в диспетчерскую службу УК, руководству организации. Если жалоба будет проигнорирована — стоит обращаться в Жилинспекцию, прокуратуру, ФАС или подавать иск в суд.
Фото на обложке: freestockcenter (Freepik)