Аутентичная печь и мебель из ИКЕА. История восстановления квартиры в доходном доме Петербурга

Аутентичная печь и мебель из ИКЕА. История восстановления квартиры в доходном доме Петербурга

Квартиры в исторических домах Петербурга традиционно пользуются спросом из-за расположения, но царящий там дух старины нравится далеко не всем — многие стараются от него избавиться, создавая современные интерьеры в столетних постройках. Тем ценнее опыт людей, которые мыслят противоположно и бережно относятся к наследию прошлого, стараясь его сохранять и воссоздавать утраченные элементы.

Историю именно такого человека рассказываем сегодня: Алексей Басов переделал квартиру в дореволюционном доме И. Д. Агафонова, восстановив в ней анфиладную планировку, старинную печь и паркет. Посмотрим, что в итоге получилось.

Большая квартира с высокими потолками

Эта квартира площадью 89 кв. м с высокими (3,3 м) потолками в центре Петроградского острова не особенно шикарная по меркам петербургской недвижимости. В современных реалиях наличие богатой лепнины на потолке — не самое важное условие при выборе жилого пространства.

Тем не менее мы искали именно такую: с лепниной, печью, входом через парадную и непременно анфиладную. Она нашлась не сразу — пришлось посмотреть много вариантов, прежде чем решение было принято. В итоге нам достался флигель доходного дома 1912 года постройки с аутентичными элементами, высоким потолком и историческим паркетом, чудом уцелевшим за эти годы.

Началось всё с поиска дверей

Когда мы в первый раз пришли в квартиру на просмотр, то увидели традиционную «гребёнку»: так в Петербурге называют объекты старого фонда с одним длинным коридором, из которого комнаты, как зубья, уходят в сторону. Но интуиция подсказала, что здесь должна быть именно анфиладная планировка. Позднее верность этой догадки подтвердили старые планы.

Анфиладная планировка предполагает расположение комнат на одной оси с последовательным соединением их дверными проёмами.

Сначала двери нашлись на старых чертежах, а потом и в стенах, для чего пришлось снять несколько слоёв обоев и фанеры. Кстати, на одном полотне сохранилась сургучная печать. Остаётся только фантазировать, как она там появилась.

В итоге дверей оказалось довольно много — и не только межкомнатных. Как и во многих других старых квартирах, в этой был предусмотрен чёрный ход — вряд ли для прислуги, ведь это не барское жильё в фасадной части здания. Скорее всего, через этот проём заносили продукты, воду и дрова в кухню, чтобы не пачкать парадную лестницу. Заодно можно было устроить перекур на лестничной площадке, если не хотелось делать это в квартире. Это и сейчас актуально — некоторые особенности быта не меняются веками.

Цветовое решение нашли не сразу

Если с планировкой всё было понятно сразу, то дизайн открывал нам массу возможностей. Например, появилась идея восстановить русский полихромный стиль, подразумевающий разнообразие цветов и бывший в моде в начале XIX века. Но фасад дома в стиле неоклассики словно настаивал на другом решении — на чём-то более мягком и в пастельных тонах. Ведь под слоем побелки, покрывающей потолки, мы обнаружили остатки старой краски именно таких оттенков: в гостиной — слоновой кости, а в комнатах — оливкового и голубоватого.

В итоге перед началом ремонта на глаза попался датский интерьерный журнал, где были публикации типичных скандинавских интерьеров в монохромных цветах. Стокгольм и Копенгаген всегда были родственными Петербургу городами — дождливое, серое небо, кварталы в окружении тёмной холодной воды. В итоге решено было следовать этой концепции.

В квартире нет прихожей

В нашей квартире нет прихожей, зато есть передняя: именно так в классической литературе называли помещение, в которое попадаешь из парадной. За передней обычно следует коридор, ведущий в кухню, минуя комнаты.

Разумеется, всё это не имеет отношения к дизайну — исключительно лингвистические нюансы. Хотя изучение истории и петербургских традиций быта было неотъемлемой частью ремонта.

Старинная неработающая печь

Когда-то эта квартира отапливалась только печами. Всего их было три — две в жилых комнатах и одна на кухне для утилитарных целей. По мере наступления прогресса на смену печному отоплению пришло централизованное, и жильцы стали избавляться от ненужных очагов. Печи в гостиной повезло — она каким-то чудом сохранилась. Правда, на месте канала, соединяющего её с дымоходом в стене, появилась антресоль.

Восстанавливать функциональность печи смысла не было из-за правил пожарной безопасности, поэтому мы оставили её в качестве декоративного элемента, как своеобразный памятник былого быта. Правда, пришлось снять несколько слоёв старой краски и покрыть всё заново белой. Аутентичные латунные задвижки отреставрировали, почистили, восстановили утраты, и теперь они блестят как новые. На самой большой даже можно увидеть маленький герб одной из императорских мануфактур.

Новые «старые» двери и аутентичный паркет

Все двери в квартире — новодел, но они полностью повторяют те, что были здесь раньше. На первых этапах хотелось отреставрировать каждое полотно, но потом выяснилось, что цена начиналась от 100 000 рублей за один проём.

Скрепя сердце решили, что не все элементы старой квартиры должны быть отреставрированы. К тому же такие работы порой похожи на лотерею — могло не повезти с финальным качеством. А учитывая, что дверь — это в первую очередь функциональный элемент, мы решили просто скопировать старые полотна. Нарисовали эскиз и отправили заказ в столярную мастерскую — повезло найти недавно открывшуюся компанию, где цены были ниже, чем в среднем по городу.

В итоге двери были изготовлены новые, но фурнитура на них оригинальная. Какая-то часть найдена в стенах вместе со старыми полотнами, а недостающее мы нашли на блошином рынке. Латунь, потемневшую от прикосновений сотен рук и времени, тщательно очистили до блеска. Мы даже сумели отыскать аутентичные гвозди, что оказалось не так уж и просто.

Раньше в передней не было плитки — паркет начинался прямо от входа. Но учитывая цену за его реставрацию и современные реалии, решили соединить современность и старину: часть пола, примыкающего к входу, выложили кафелем, но сделали это максимально бережно, выбрав метлахскую плитку в тех же оттенках, что и в парадной.

Лепнина

В каждой из жилых комнат потолок украшен лепной розеткой. За много десятилетий некоторые элементы были утрачены — предыдущие поколения жильцов не очень беспокоились о сохранении исторических деталей и просто покрывали потолок новым слоем извести по мере необходимости. Из-за этого восстановление лепнины стало отдельной статьёй расходов в бюджете ремонта.

Этим непростым и ответственным делом занимался сотрудник одного из петербургских музеев. Было очень интересно наблюдать за работой профессионала, к тому же он параллельно занимался просветительской деятельностью. Именно он указал на маленький герб мануфактуры на печной задвижке и показал нам столетние гвозди в потолке и стенах.

На расчистку, укрепление и восстановление утрат ушло немало времени, но результат того стоит.

Оригинальные неотреставрированные окна

В квартире сохранились столетние оконные рамы. Несмотря на свой более чем преклонный возраст, они по-прежнему прекрасно справляются со своей основной функцией — берегут тепло в холодное время. Поэтому речь о замене даже не шла — мы просто очистили их от старой краски и восстановили аутентичную фурнитуру.

Вместо тяжёлых бархатных портьер в стиле начала века купили простые льняные шторы в IKEA. Правда, пришлось сшить несколько полотен между собой, чтобы они подошли по длине.

В интерьере есть и IKEA, и H&M, и Zara Home. Это делает его более современным и мобильным, несмотря на классическую «обёртку».

Не стоит бояться старых домов

Потенциальных покупателей квартир в Санкт-Петербурге условно можно разделить на тех, кто боится старых домов, и тех, кто предпочитает их всем остальным. Первые теряют в локации, вторые получают массу проблем, в том числе скрытых. Но если не испугаться, результат обязательно порадует.

Конечно, интерьер в таком случае теоретически может быть любым, но лучше когда он сохраняет свою аутентичность, потому что чаще всего внешнее и внутреннее связаны друг с другом. Например, детали ковки на въездных воротах могут повторяться в лепнине на потолке — это потрясающая мелочь, но она дарит удовольствие. В том числе и от рассказа о ней гостям.

Фотографии из личного архива героя статьи

А вы решились бы на реставрацию очень старой квартиры?
Комменты (0)
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Войти