Как оценивается качество воздуха
Основные факторы, влияющие на качество того, чем мы дышим, — количество выбросов вредных веществ и то, как долго они сохраняются в воздухе.
Основные вещества, загрязняющие воздух:
- угарный газ (CO);
- углекислый газ (CO2);
- озон (O3);
- диоксид азота (NO2);
- сернистый газ/диоксид серы (SO2);
- мелкодисперсная пыль PM10 и PM2,5.
В населённых пунктах 80% выбросов попадают в воздух из-за транспорта, с выхлопными газами. Близость к дорогам и пробки — одна из основных причин загрязнённости городского воздуха. При этом, когда машины едут со скоростью 60–80 км/ч (а не стоят в пробке, например), они выделяют меньше выхлопных газов.
Также учитываются выбросы от промышленных предприятий и электростанций, пожары, наличие рядом мусорных свалок и т. д.
На время, которое выбросы проводят в воздухе, влияют так называемые условия рассеивания (ветер, туман, резкие перепады температуры и т. п.). Например, во время антициклона ветер не дует, воздух застаивается, и вредные частицы долго сохраняются в нём (помните смог 2010 года в Москве?).
Где в Москве самый загазованный воздух
Хуже всего ситуация с загазованностью воздуха в центре Москвы, в районе Садового кольца. Самые плохие показатели на Таганской площади и на Якиманке. В первом случае мы имеем дело с огромной заасфальтированной площадью, где встречается сразу несколько транспортных потоков. А во втором, с Якиманкой, кажется, всё должно быть не так плохо — там набережная Москвы-реки и парк Горького. Но поскольку этот зелёный участок узкой вытянутой формы, загазованный воздух транспортных магистралей — Садового кольца, Ленинского проспекта и ТТК — пронизывает его практически насквозь, а навигация на Москве-реке дополняет загрязнение.
Рядом с торговыми центрами воздух хуже. Парки не спасают
Очень плохие показатели на северо-западе у Красногорска. Казалось бы, ветер дует с запада/северо-запада на восток/юго-восток, и западные районы считаются более экологически чистыми. Однако с тех пор, как рядом с Красногорском возвели Крокус Сити Холл, там постоянные пробки. Не спасают даже Серебряный бор и большой парк рядом.
На Каширском шоссе дышать тоже тяжело. Тут недавно построили торговые центры (несколько между Видным и посёлком Развилка, ещё один, «Каширская Плаза», расположился чуть выше метро Домодедовская), что привело к появлению пробок.
Кроме того, здесь есть несколько «проблемных» участков — вокруг улицы Борисовские пруды, где буквально по полторы полосы в каждом направлении едут до Марьино, и светофор перед улицей Кошкина, который автомобилисты объезжают по улице Москворечье. Тут всё тоже стоит, поэтому воздух загазован.
Неплохо жить рядом с Битцевским лесом или Тропаревским лесопарком. Это большие зелёные массивы, поэтому они служат хорошим барьером для загрязнённого воздуха.
Где в Москве улучшилось качество воздуха за последний год
Стало значительно лучше на юго-западе — в Коммунарке и Новой Москве. Долгое время тут шли масштабные стройки, что приводило к большому количеству пробок и, соответственно, вредных выбросов транспорта. Проблемы с траффиком решили — и дышать стало легче.
Улучшилась ситуация и в соседнем Южном Бутове, где после окончания строек в Коммунарке дышать тоже стало легче. После завершения реконструкции Алтуфьевского шоссе и рассасывания пробок в этой области похорошело и в Свиблове.
В Петербурге всё лучше, чем в Москве
В целом в Петербурге качество воздуха лучше, чем в Москве. Кроме того, сам город меньше, из центра можно быстрее добраться до районов с хорошей экологией.
Хуже всего ситуация на Лиговском проспекте и Обводном канале. Там очень много машин, и движение неравномерное: поток либо несётся, либо стоит в пробке. Такая же ситуация на Литейном, Владимирском и Загородном проспектах. Вокруг Московского вокзала всегда пробки, потому что там сходится много дорог, а развязка организована плохо.
В центре хорошо дышится на островах: Васильевском у залива, на северо-западе Петроградской стороны и Крестовского острова.
За пределами центра с качеством воздуха всё плохо на Московском проспекте: к югу от Обводного канала только он на карте красный. Достаётся и жителям районов к востоку от проспекта — ветер сдувает туда плохой воздух с запада. На пересечении Московского и Ленинского проспектов тоже нечем дышать: тут «встречается» слишком много магистралей, помимо проспектов здесь пересекаются ЗСД и КАД.
Рядом с историческим центром воздух портят многочисленные магистрали на набережных Невы — Выборгская, Свердловская, Смольная, Малоохтинская и Синопская. Хотя эти зоны и считаются «рекреационными»: тут люди гуляют, катаются на роликах и велосипедах, рыбачат и даже загорают.
На северо-западе, где много новостроек, с воздухом тоже не очень хорошо: стоит Гражданский проспект до Кушелевки, а дальше пробка на пересечении с проспектом Блюхера.
Так же, как и в Москве, в Петербурге стало лучше с автомобильным трафиком: в среднем по городу скорость движения выросла и приблизилась к оптимальной с точки зрения выделения выхлопных газов. Заметно повысилось качество воздуха вокруг КАДа: возможно, положительный эффект от ЗСД даёт о себе знать: перенаправление потока автомобилей сделало загрузку дорог равномернее.
Авторы: команда Яндекс.Недвижимости. Иллюстратор: Таисия Смирнова