Первые хрущёвки, про которые Шостакович написал оперетту

Модернизм в архитектуре СССР — дома, которые строили в эпоху Хрущёва и Брежнева, — был во многом похож на архитектуру авангарда 1910–1920-х годов. Переосмысление идей «коллективного» быта привело к появлению нескольких интересных проектов, которые потом, при массовом тиражировании, превратились в кварталы хрущёвок и брежневок.

23 ноября 2020

кварталы хрущевок

Айрат Багаутдинов, историк архитектуры, автор проекта «Москва глазами инженера»:

Архитекторы-модернисты вернулись к идее переустроить быт с помощью архитектуры, которая была популярна в эпоху авангарда. Однако в отличие от домов-коммун 1920-х, которые вынуждали жильцов соблюдать определённый уклад, модернисты старались применять более гуманный подход.

Так, в 1962 году появился проект Нового Арбата. Изначально эти бетонные «книжки» задумывались как дома нового быта для молодых советских семей. Здесь должна была быть развитая инфраструктура (библиотека, детский сад и ясли, комнаты для кружковых занятий, эксплуатируемая кровля, спортивный зал, механизированные прачечные, кладовые для хранения велосипедов и лыж и так далее).

Но здания сделали офисными: есть легенда, что после убийства Кеннеди Хрущёв испугался, что молодые советские семьи могут повести себя как-то не так — а Новый Арбат был правительственной трассой — и отдал эти здания чиновникам.

Более поздний, уже брежневской эпохи, проект домов нового быта — микрорайон Северное Чертаново с ленточным функциональным зонированием. Сначала вы проходите парковую ленту (с прудами и дорожками), потом — общественную (магазины, спортзал, бассейн, школа, поликлиника), а затем попадаете в жилую часть района с зелёными дворами без машин. В самих домах были квартиры улучшенной планировки и светлые парадные с уютными зимними садами. Предполагалось, что такие «образцовые» микрорайоны будут строить по всему Союзу (в итоге он так и остался единственным).

Зато активно строили кварталы хрущёвок — они оказались первым большим проектом жилого строительства эпохимодерна, который был признан успешным. Успешным — потому что дома были недорогие, возводились быстро и решали главную задачу того времени: каждой советской семье — отдельную квартиру.

9-й квартал Новых Черёмушек (1956–1959 гг). Очерчен улицами Дмитрия Ульянова, Гримау, Шверника и проспектом 60-летия Октября

Панорама сегодня

Идея:  Построить микрорайон принципиально нового жилья — индустриального, которое производится поточно, а не индивидуально. В итоге и обходится дешевле, и возводится быстрее.

Индустриальное строительство было призвано решить проблему тотальной нехватки жилья в стране. Нормальных домов — с канализацией, светом, отоплением и водой — не хватало и до революции. И проблема становилась всё серьёзнее в связи с массовым переселением людей из сёл в города. А после войны жилья стало ещё меньше — города были разрушены.

Сталинская архитектура — эффектная, но дорогая и «медленная» в строительстве — кардинально проблему с дефицитом жилья не решала. Так, только одна высотка МГУ стоила столько же, сколько городок из пятиэтажек на 40 тысяч жителей. В 1960-е власти стали понимать, что такой подход устарел. «Они тратят народные деньги на никому не нужные красоты, вместо того, чтобы строить проще, но больше», — говорил Хрущёв про архитекторов сталинской эпохи.

9-й квартал Новых Черёмушек стал одним из первых таких экспериментальных районов. Здесь архитекторы пробовали разные подходы в строительстве домов, чтобы потом уже выводить в тираж те идеи, которые будут успешными.

1 / 3

Архитектурные особенности: здания тут строились типовые и «попроще»: стоимость квадратного метра быланиже на 8–10%, метраж квартир меньше, потолки ниже, а материалы отделки — дешевле (паркетная доска и линолеум вместо паркета). Зато каждая семья получала отдельную квартиру, а не комнату.

Наконец, фасадные решения были тоже упрощенными — это ещё один признак модерна: в эту эпоху признали неприличным лишнее украшательствои главным принципом стало Less is More — чем меньше, тем лучше. А чтобы фасады домов не казались скучными, их оформляли сочетанием белого и красного кирпича (например, красным выкладывали линии под окнами, немного подчёркивая их).

(Подробнее о хрущёвках можно прочитать в нашем Гиде).

Всего было построено 13 четырёхэтажных домов и 3 восьмиэтажные башни плюс социальная инфраструктура. Первые пятиэтажки в Черёмушках были кирпичными, дальше пошли уже панельные. Район продумали и оборудовали намного лучше, чем более поздние массовые кварталы хрущёвок: тут в каждом дворе имелся плескательный летний бассейн для детей, автомобилям был закрыт въезд в жилую часть района (разрешался только для экстренных случаев), между домами проложена сеть прогулочных дорожек, а дворы озеленены по ландшафтному проекту. После выхода хрущёвок «в тираж» таким уже не занимались — предполагалось, что новосёлы сами посадят деревья. Так все и делали, но на ландшафтный дизайн это не походило.

Интересные факты: Пожалуй, это единственный в мире квартал типового жилья, которому посвятил музыку великий композитор: в 1959 году Дмитрий Шостакович сочинил оперетту «Москва, Черёмушки», которая рассказывала историю москвичей, переезжающих из коммунальных квартир в новые дома. А ещё спустя пару лет режиссёр Герберт Раппапорт поставил экранизацию оперетты — уже под названием «Черёмушки».

Что стало с микрорайоном сегодня: Пока он остаётся на карте Москвы и в программу реновации попало только 2 дома.

ВКонтакте
Одноклассники
Телеграм
WhatsApp
Скопировать ссылку

Получайте новые материалы на почту

Читайте также

Загрузить ещё

У метро

В районе

в Городском округе Норильск

в России