Купить новостройку с риелтором: плюсы и минусы работы с профессионалом
Как профессионалы продают новостройки в то время, когда рынок растёт, как и конкуренция за покупателей? Есть ли советы, которые помогут отличить хорошего риелтора от недобросовестного? Разбираемся, как профессионалы работают с новостройками, где берут клиентов и как не запутаться в их красивых рассказах.
По данным Росстата, в 2021 году количество сделок по ДДУ в строящихся домах увеличилось на 17% относительно прошлого года. Риелторам и агентствам недвижимости приходится укреплять свои позиции в этой нише, чтобы помогать девелоперам, застройщикам и клиентам, и при этом зарабатывать самим. Ведь продажа новостроек отличается от работы со вторичным жильём — юридическими нюансами, потребностями клиентов и застройщиков.
Как риелторы сотрудничают с застройщиками
Способов продажи для застройщика несколько: он создаёт отдел продаж и маркетинга внутри своей компании, отдаёт на аутсорсинг или подписывает договор с агентствами недвижимости. Часто совмещает все эти каналы, увеличивая шансы на быструю реализацию. Точно так же застройщик может работать и с частными профессионалами.
На каких условиях заключается договор
Хороший застройщик готов подписать договор далеко не со всеми агентами. Риелторам нужно доказать свою компетенцию, экспертность и знание рынка, а также показать результаты своей работы. Самое главное — потребуется доступ к заинтересованным клиентам, которым застройщик сможет продать новую квартиру.
Если с этими параметрами всё отлично, то агентство может даже претендовать на эксклюзивные условия — застройщик, например, может передать право на продажу только этой команде специалистов.
Другой вариант совместной работы: застройщик подписывает агентский договор с риелтором, но запрещает широко рекламировать свои квартиры. По сути, агент платит процент от суммы сделки за приведённого клиента. В таком подходе есть весомый минус: без рекламы риелтор способен приводить лишь единичных покупателей. А значит и его заработок не будет высоким.
При работе на общих условиях у агентств и риелторов также есть нюанс: клиенты не любят посредников, предпочитая общаться с застройщиком напрямую. Поэтому они с удовольствием послушают бесплатную консультацию в агентстве недвижимости, после чего посетят объект, а договор заключат напрямую с застройщиком.
Чтобы не потерять деньги на таком клиенте, агентство стараются внести в договор с застройщиком специальный пункт: даже за клиента, который просто получил консультацию в агентстве, а потом пришёл к застройщику, риелторам положена часть комиссии за сопровождение сделки.
Где риелторы находят клиентов на новостройки
Риелторы и агентства недвижимости привлекают покупателей на новостройки несколькими путями. Среди них есть весьма очевидные:
- таргетированная реклама в соцсетях;
- контекстная реклама;
- покупка звонков;
- партнёрские сделки;
- ведение блогов на разных площадках.
Но есть и менее явные, часть из них мы, как покупатели, можем вообще не замечать. Например, перевод клиента со вторички. Покупателю, который изначально интересуется вторичным жильём, рассказывают про достоинства и экономию покупки в новостройке. Делается это на этапе выбора, когда клиент ещё слушает рекомендации и имеет достаточный бюджет.
По сути, для клиента в этом нет ничего страшного — у новостроек действительно много плюсов, а для покупателя на момент выбора квартиры любая дополнительная информация будет полезной.
И даже если выбор останется на стороне вторички, в выигрыше останутся все. Покупатель будет уверен, что рассмотрел все интересные варианты, а для риелтора это метод, который помогает прокачивать свой бренд. Сделка по новостройке уйдёт, а репутация останется — таким образом, все временные и финансовые затраты окупятся за счёт доверия покупателей в будущем.
Как профессионалы продают квартиры в новостройке
Основная задача риелтора — сделать так, чтобы клиент совершил сделку. Чтобы покупатель не ушёл к конкурентам или напрямую к застройщику, они используют инструменты продаж. Зная их, покупателю будет проще сориентироваться в общении с агентом и получить максимум пользы от сотрудничества.
Покупая квартиру, человек покупает своё будущее. Поэтому агенты выясняют потребности клиента, расспрашивают о целях покупки, предпочтениях и запросах. Это не праздное любопытство — вам действительно стоит подробно рассказать, что и почему вы ищете.
А ещё риелтор сразу закрывает базовые потребности практически любого клиента:
- безопасность: для этого агенты доказывают клиенту, что хорошо знают рынок в городе, легко могут обосновать, почему предлагают именно этого застройщика и район;
- комфорт: именно к этой цели ведут поездки клиента на показы и в офис на машине, помощь с документами, напоминание о встречах;
- статус: даже ЖК комфорт-класса обладают явными достоинствами перед старым жилищным фондом;
- новизна: новостройка — это старт новой жизни и квартира без истории;
- экономия: покупатель не только экономит на квартире в строящемся доме, но и удачно вкладывает средства, поскольку цены на новые дома постоянно растут.
Всё это важные детали, о которых действительно важно знать. Но во время разговора с агентом стоит помнить, что если он настоящий профессионал, то, скорее всего, в данный момент продаёт вам что-то, а не просто консультирует по доброте душевной. Это значит, что не стоит отключать критическое мышление: старайтесь услышать о преимуществах и недостатках ЖК, а не о том, как новая квартира «изменит вашу жизнь».
При этом цели у покупателя и агента общие: сделать так, чтобы покупка квартиры состоялась на комфортных условиях. Поэтому после того, как выясняются потребности клиента, хороший риелтор, как правило, подбирает 3–4 действительно подходящих варианта.
Как определить хорошего риелтора:
- Рассказывает о реальных преимуществах и, что важно, о недостатках.
- Предлагает несколько вариантов, которые действительно вам подходят.
- Риелтор не обязан знать всё. Но если у вас есть вопрос, хороший специалист постарается найти на него ответ.
Какую сделку применяют к продаже новостройки через риелтора
Организация продаж для застройщика — это не только поиск клиентов и реклама, а полный цикл сотрудничества, вплоть до подписания договора. Поэтому профессиональный риелтор знает все юридические тонкости. Из возможных вариантов покупки специалист подберёт самый безопасный.
Купля-продажа квартиры в готовом доме ничем не отличается от сделки на вторичном рынке. Заключается стандартный ДКП между покупателем и застройщиком, после чего регистрируется право собственности в Росреестре.
Покупать квартиру в строящемся доме придётся иначе. Тут могут быть заключены ДДУ (договор долевого участия), право переуступки, договор ЖСК или предварительные ДКП и ДДУ. Задача агента — юридически грамотно провести сделку, в первую очередь защищая права покупателя, а не застройщика.
ДДУ
Договор долевого участия, регулируемый №214-ФЗ — безопасный вариант сделки. По закону участник долевой стройки защищён от банкротства застройщика, неисполнения им сроков сдачи и так далее. Право на долю регистрируется в Росреестре, поэтому мошеннические «двойные продажи» практически исключены.
ЖСК
Договор с ЖСК (жилищно-строительный кооператив) практикуют всё реже из-за юридических тонкостей №215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.2004. Дело в том, что регистрация договора в Росреестре проходит только после сдачи дома в эксплуатацию, а значит, есть риск повторных перепродаж.
Чёткие сроки сдачи дома тоже не прописаны в законе. Поэтому получить неустойку за просрочку, как в случае с ДДУ, нельзя — так как №215-ФЗ это не предусматривает.
Предварительный ДКП или ДДУ
Форма сделки по преддоговору одна из самых рискованных. По сути, цель предварительного договора — это закрепить на бумаге намерения сторон. По ДКП застройщик хочет продать квартиру в будущем, покупатель — купить. По ДДУ — речь идёт о будущем долевом участии. Стоит отметить, что преддоговор ещё не означает факт сделки. Для того чтобы стать дольщиком или купить квартиру на законных основаниях, нужно дождаться заключения основного договора.
Переуступка прав
У дольщика по ДДУ есть право требовать квартиру у застройщика. Если дольщику нужно продать новостройку в ещё не сданном доме, он пользуется договором цессии (переуступка прав). Цессия, так же как и ДДУ, регулируется №214-ФЗ, поэтому риски по ней минимальные.
Хороший риелтор — это настоящая находка, его контакты передают друг другу довольные клиенты, а чтобы он смог взять нового клиента, часто приходится ждать . Но это не значит, что даже хороший риелтор не применяет рабочих инструментов продаж: скорее наоборот. Для застройщика и девелопера риелтор становится партнёром, для клиента — профессионалом, которому можно доверять.
Фото: NordWood Themes (Unsplash), copernicowork (Unsplash), Jason Goodman (Unsplash), Med Badr Chemmaoui (Unsplash), Fons Heijnsbroek (Unsplash), Christin Hume (Unsplash)