Главная идея
Стиль модерн — это дизайнерское переосмысление образа цветущего райского сада; особенность модерна — отсутствие прямых линий, весь интерьер построен так, чтобы дарить человеку чувство единения с природой.
В таких интерьерах почти нет «непроработанных» — ровных и гладких — поверхностей и элементов.
Условно: легко представить современный книжный шкаф, который имеет форму параллелепипеда, сделан из ДСП в плёнке, а дверцы у него из прозрачного стекла.
Шкаф в стиле модерн ни в коем случае не простой «прямоугольник»: он должен быть сделан из дерева и деревянной фанеры; иметь ножки изогнутой формы; витражные, с флористическими мотивами стёкла дверей, а сама расстекловка не может быть просто геометричной — элементы, которые держат стекла, тоже должны быть бионической, изогнутой формы.
Как появился модерн в интерьере
Модерн возник на рубеже XIX и XX века и просуществовал до Первой мировой войны. Особенность стиля — отказ от прямых линий и симметрии — привела к расцвету прикладного искусства: художники оформляли сложными флористическими элементами все, от фасадов зданий, интерьеров и мебели до этикеток для спичек и пивных бутылок.
Например, культовый дизайнер того времени Альфонс Муха украшал винные бутылки и коробки с бисквитами. А ювелир Тиффани делал броши с бриллиантами, копируя соцветия обычной моркови.
Художники, которые создавали модерн, вдохновлялись романтической литературой, музыкой и искусством — получился такой образ жизни нимфы в волшебном лесу.
Но модерн в интерьере — стиль отнюдь не «простой», ему совершенно не близок образ пастушки на полянке; наоборот, он очень декоративный, изысканный и благородный.
Чтобы прочувствовать дух модерна, можно посмотреть фильмы «Шери» (Cheri, 2009), «Господин оформитель» (1988) или советского Шерлока Холмса: Ирен Адлер выходит из парадной особняка Гаусвальд, которая имеет характерные для модерна элементы декора.
В Москве в стиле модерн построены особняк Рябушинского (сегодня там Дом-музей Максима Горького), особняк Шехтеля и гостиница «Метрополь» на Театральном проезде, 2.
Очень много модерна в Петербурге: это и Витебский вокзал, и Дом книги (Зингеровский дом), и доходный дом инженера Бакта, и десятки парадных, среди которых — парадная с аутентичными окнами и лестницей на Лесном проспекте, 3; парадная на Клинском проспекте, 17 (там есть «камин с павлинами», который оформлял сам Врубель), а также парадная в доме Григория Берштейна на 2-й Советской улице, 10Б.
А в Риге есть знаменитый Музей модерна: фотографию его лестницы можно увидеть в любом учебнике по искусству этой эпохи.
Как не спутать модерн в интерьере с другими стилями
Этому стилю откровенно не повезло с названием: в разных странах он именовался по-разному и поэтому его стали путать с другими.
В России его назвали «модерн» от французского слова modernе — «современный». В Германии и Риге этот стиль именовали «югендштиль» (нем. Jugendstil — «молодой стиль» — так назывался популярный иллюстрированный журнал той эпохи), в США ему присвоили название «тиффани» (по имени того самого ювелира), а в Швейцарии вообще — «еловый стиль» (style sapin).
Во Франции его звали «ар-нуво» (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») или «fin de siècle» (фр. «конец века»). Термин ар-нуво в России тоже стали использовать довольно часто, и из-за этого возникла путаница с более поздним стилем ар-деко. Во-первых, названия для нашего слуха довольно похожи. А во-вторых, и тот, и другой тяготеют к обильному декору.
Как их отличить? Стиль модерн не любит симметрию, геометричные орнаменты и блестящие поверхности: в этом стиле даже цвета всегда припыленные, как будто выцветшие. Линии в модерне изогнутые, плавные, словно стебли растений; этому стилю свойственно прямое копирование конкретных цветов (вспомним брошь Тиффани).
Ар-деко, напротив, строго симметричен в построении интерьера; особенности его в том, что здесь активно используются геометрические орнаменты, и даже флористические мотивы упрощаются до шаблонов (подробнее об этом стиле мы рассказали в отдельной статье).
А ещё «цветущий» модерн рубежа XIX–XX веков часто путают со стилем контемпорари, который возник в середине XX века — его называют «модерном середины века» (mid-century modern).
Этот стиль более современный, приближенный к нашей привычной реальности «прямоугольных шкафов» и минимального декора в интерьере. В середине века мебель делалась уже более лаконичных и упрощённых форм и производилась на фабриках конвейерным путём. В изначальном же модерне (ар-нуво) вся мебель авторская, она создавалась на заказ художниками и мебельщиками. И декора было много.
Кому понравится дизайн квартиры в стиле модерн
Тем, кто любит искусство рубежа XIX–XX веков и кто готов вкладываться в авторскую мебель — антикварную или современных авторов, но сделанную в этой стилистике.
Такая мебель стоит дорого (а чтобы найти её дешевле, иногда нужно сильно постараться — например, искать в провинции тех, кто распродаёт мебель прабабушек, и восстанавливать её). Зато через 10–20 лет такая мебель удвоит и даже утроит свою цену — её можно будет продать на аукционе или оставить в наследство внукам.
Каким помещениям подходит стиль модерн
Просторным (от 80–100 метров), с высокими (от 3 метров) потолками; в исторических зданиях той эпохи или близких по стилистике. Либо нужно строить свой дом и полностью продумывать его в стиле модерн, чтобы и окна, и дверные проёмы, и лестницы были спроектированы единообразно.
В петербургских квартирах рубежа веков в стиле модерн была ещё и особая планировка — например, анфилады комнат (2–3 проходные комнаты), зимние сады и другие фишки. Все это, конечно, невозможно реализовать в новом жилье — поэтому в современности исторический модерн работает только в каких-то деталях и элементах.
Особенности стиля модерн
Асимметрия: например, деревянная арка проёма может закручиваться на одну сторону, а лестница напоминать по дизайну морскую раковину. Асимметрична и сама композиция в интерьере: здесь могут стоять рядом неодинаковые кресла, или какие-то элементы декора (панно, картина, фальшниша) будут нарочито сдвинуты от геометрического центра пространства.
Изящные бионические формы, часто перетекающие одна в другую: художественная ковка в ограде лестницы, мебель на изогнутых ножках, окна арочной формы, гипсовая лепнина, пышный декор спинки кровати, витражи и т. п.
Тщательно проработанные, сложные поверхности: здесь не может быть однотонного, ровного наливного пола, как в минимализме, например, или в модерне середины XX века — обязательно будет или паркет, или керамическая плитка с узорами. Не приветствуются просто ровные глухие двери: флористические мотивы должны работать и в дизайне самого дверного полотна, и в расстекловке. И так далее.
Цвета
Природные оттенки — различные цвета дерева, а также табачные, серо-голубые и пыльно-сиреневые тона, цвет увядшей розы, жемчужно-серый, оливковый, терракотовый, бирюзовый, пыльно-голубой и охра.
У таких интерьеров очень спокойная цветовая гамма и всегда приглушенные тона; ярких, контрастных и сильно-тёмных цветов здесь нет; здесь также не приветствуются глянец, блеск и золото.
Материалы
Дерево, мозаика, цветное витражное стекло, краска, квадратная керамическая плитка небольшого формата (10–20 см), декоративная штукатурка, гипсовые элементы декора, медь, латунь.
Стены
Декоративная штукатурка, обои под покраску, обои с тиснением; художественная роспись; обязательно — потолочные гипсовые багеты с флористическим дизайном; в ванной комнате — квадратная плитка малого формата (не выше, чем до середины стены, далее — покраска или обои), широко применяется мозаика.
Потолки
Матовые, оштукатуренные под покраску, с гипсовыми розетками; если позволяет высота — с потолочными витражами из цветного стекла.
Пол
Паркет, керамическая плитка, мозаичные вставки.
Двери
И сами двери, и арочные проёмы должны быть с флористическими мотивами.
Узнаваемый штамп модерна в интерьере — когда между двумя смежными комнатами (гостиной и кабинетом) делается не глухая стена, а перегородка с флористическим асимметричным дизайном, витражным остеклением и цветочными формами, которые переходят одна в другую.
Мебель
На ножках (даже шкафы или комоды); стулья с гнутыми спинками (венские); диваны в текстильной обивке; много мебели «второго плана» — туалетные столики, трюмо, жардиньерки.
Свет
В каждой комнате по центру — одна люстра всё с тем же цветочным дизайном; плафоны на ней могут быть из цветного стекла, а элементы декора — медными или латунными.
В помещениях с высокими потолками по центру делаются цветные витражные плафоны с подсветкой изнутри. Также в таких интерьерах много светильников, торшеров, настенных и прикроватных ламп.
Декор
Обилие растительных и цветочных орнаментов везде: в расстекловке дверей, в самом остеклении, в ручках дверей, в часах, подсвечниках, в подставках под кашпо.
Много декора в самой мебели и отделке — и тоже всегда флористический, изящных форм, с завитками, асимметричным дизайном. Обязательны витражные элементы на окнах и дверях, а также обилие обработанного дерева (покрытого матовыми лаками, искусственно затемнённого; гнутого, как в спинках венских стульев; с вырезанным декором; с инкрустацией и т. п.).
В квартирах в стиле модерн ставят много крупных живых цветов, скульптуры, керамику; на стены вешают картины, гобелены, винтажные часы. Характерная фишка стиля — чугунные узорчатые батареи на ножках.
Текстиль
Для штор и обивки мебели используются плотные ткани приглушенных оттенков и ровного, гладкого плетения, но без глянца. Уместны вышивки в стиле модерн и характерные принты. Ковры подбираются также с флористическими узорами.
Бюджет
Высокий — от 100 тысяч рублей на квадратный метр и более.
Лада Лунева, дизайнер:
Ар-нуво — очень утончённый, деликатный стиль, и его следует отличать от ар-деко. В классическом ар-нуво важна насыщенность и проработка деталей; здесь много лепнины, декоративных элементов. В целом, в таких интерьерах нет больших «голых» плоскостей, каждый метр проработан и детализирован.
Также нет больших простых глянцевых поверхностей и нет поверхностей без декора. Цвета сложные, гармоничные, обволакивающие, нет слишком ярких цветов.
Для модерна в интерьере характерна тщательная проработка, изящный, плавный рисунок. Например, изделия из дерева — элегантные, изогнутые, с резными элементами. Это не ровная деревянная поверхность, с сучками и природными узорами, как в современном стиле.
В исторических квартирах стиль модерн вписывается гармонично, а в современных квартирах это будет уже некий фьюжн, смешение стилей. Потому что и оконные проёмы, и рамы уже другие, и высота потолков не всегда позволяет в полной мере развернуться. Сейчас лучше брать отдельные элементы модерна и делать такое посвящение историческому ар-нуво в современности.
Стиль модерн хорош тем, что мебель и декор, которые вы покупаете, выполнены из дорогих, качественных, часто уникальных материалов, которые со временем возрастают в цене. Эти предметы будут актуальны всегда, их можно передать вашим детям и внукам.
Для работы с этим стилем рекомендую приглашать профессионального дизайнера, чтобы избежать китча и точно попасть в стилистику ар-нуво.
Наталья Преображенская, руководитель студии дизайна интерьеров «Уютная Квартира»:
На мой взгляд, модерн — самый непростой стиль для реализации в сегодняшних интерьерах — в первую очередь потому, что часто его неверно понимают и интерпретируют.
Модерн исторически — это художественное и утилитарное «в одном флаконе», архитектурная детализация, плавные формы и декоративность. Это стиль, возникший на рубеже эклектики и технологической эры.
Часто под модерном сегодня подразумевают mid-century modern, представляющий собой лёгкий коктейль из ретромотивов, современных форм и обаяния предметов искусства.
Для модерна в интерьере рубежа XIX–XX веков свойственны плавные линии, природные цвета, флористические мотивы и асимметричная композиция. В современных квартирах точную копию модерна создавать бессмысленно, но можно делать цитирование лучших образцов исторического модерна, сочетая их с более современными мотивами.
Авторы: команда Яндекс.Недвижимости.