Примерно одна пятая часть семей в России живёт в съёмных квартирах. И хотя законодательство в сфере найма постоянно дорабатывается, а спорных случаев становится всё меньше, в некоторых ситуациях договор найма может быть признан недействительным. Например, в случае ареста недвижимости или действия других обременений. Разберёмся, можно ли вообще сдавать в аренду арестованное имущество, чем обременения грозят арендаторам и как им защитить себя от обмана.
Базовые понятия об аренде недвижимости
Что такое обременение жилья и его виды
Давайте сначала разберём, что вообще такое — наём квартиры. Данное понятие описывается в Гражданском кодексе. Наём квартиры — это ситуация, в которой наниматель договаривается с собственником недвижимости о том, что будет проживать в квартире определённое время за фиксированную плату. Таким образом, владелец жилья получает постоянный доход, а наниматель — жилое помещение в своё пользование.
Сдача недвижимости физическим лицам в Гражданском кодексе называется наймом, а понятие «аренда» применяется только в случае отношений с юридическими лицами. Но в обычной жизни все эти отношения принято называть арендой. В этой статье мы будем использовать оба.
Итак, наниматель (арендатор) — это человек, который снимает квартиру. Наймодатель (собственник) — человек, который сдаёт свою квартиру. Объектом аренды может стать как квартира целиком, так и её часть или отдельный дом.
Для того чтобы сдать квартиру в аренду, нужно заключить договор найма, где перечисляются права и обязанности сторон, а также описываются особые условия и форс-мажорные ситуации. Например, штраф — в случае, если жильё арестовали.
В рамках договора найма собственник отвечает за само жилое помещение и его предоставление для комфортного проживания, а наниматель несёт ответственность за свои действия непосредственно в ходе аренды.
Важно отметить, что без заключения договора ни собственник, ни арендатор не будут иметь никаких прав. В случае спорной ситуации они не смогут обратиться в полицию или суд. Например, арендатора без соглашения о найме могут выселить из квартиры в любой момент, и он не будет иметь инструмента для отстаивания своих законных прав.
Договор аренды, который заключается на срок более года, всегда регистрируется в Росреестре. Краткосрочный договор можно не регистрировать. Для расторжения соглашения собственник и арендатор должны предупредить друг друга за три месяца. Договор можно прекратить досрочно по соглашению сторон, а также в случае, если один из участников существенно нарушил условия соглашения аренды. Кроме того, договор расторгается в случае некоторых обременений. Обременения тоже могут быть разные, как и случаи их возникновения. Далее мы подробно рассмотрим это понятие.
В соответствии с российским законодательством, на собственность может быть наложено обременение, которое ограничивает владельца жилья в гражданских правах в отношении его недвижимости. Обременение означает, что часть прав или все права на недвижимость переходят от собственника к третьим лицам. Это влечёт за собой невозможность совершать различные регистрационные действия с квартирой. А некоторые из них могут препятствовать и аренде.
С момента наложения обременения собственник не имеет права распоряжаться квартирой вообще либо ограничивается в какой-то части прав на неё. Например, теряет возможность продать или сдать свою недвижимость.
Для примера возьмём ипотеку. Здесь права собственника распоряжаться квартирой разделены с банком. В большинстве случаев квартиру в залоге можно будет сдать в аренду только после согласования с кредитной организацией.
В записях об ограничениях, как правило, прописывают, какое конкретно накладывается обременение, срок его действия, а также перечисляют лиц, которые ограничиваются в правах. Если речь идёт о кредите, то сумма должна обязательно фиксироваться. Указывают документ, на основании которого наложено обременение, а также время и условия его действия.
Если квартира принадлежит нескольким собственникам, то обременение может быть наложено на часть жилья — долю, которая принадлежит конкретному владельцу.
В законодательстве используются термины «обременение» и «ограничение»:
Все самые важные вопросы, связанные непосредственно с арендой недвижимости, её обременением и правами сторон, регулируются Гражданским кодексом России (ГК РФ). Например, глава 35 ГК РФ полностью посвящена найму жилья — там прописаны все основные ситуации, которые могут возникнуть между сторонами. Среди них — порядок платы за жилое помещение или случаи прекращения соглашения. В документе можно найти понятия отдельных видов обременения и описание порядка оформления сделок.
Вопросы регистрации прав на недвижимость регулирует Федеральный закон № 218, в котором прописаны понятия государственной регистрации и её виды, а также разъяснена обязательная регистрация обременений, которые мы и разберём здесь.
Видов обременения существует достаточно много. От того, какое обременение наложено, будет зависеть — можно ли продать квартиру, сдать её в аренду или придётся выселять нанимателя. Все они по-разному ограничивают собственника в правах, а соответственно, и в действиях по отношению к сдаваемой в аренду недвижимости.
Обременение может возникнуть в ряде ситуаций: из-за подписания договора, по решению собственника, по решению сторон, в рамках уголовного дела, из-за судебных разбирательств или претензий налогового органа.
Давайте разберëмся, какие виды обременений существуют.
Обременения, которые важны для арендатора
Обременения, которые напрямую не влияют на арендные отношения
В случае аренды или ипотеки обременение возникает с согласия владельца жилья. Арест же накладывается в ситуации, когда собственник не смог выполнить имущественные обязательства. Нужно помнить, что собственник обязан сообщить своему нанимателю обо всех обременениях на сдаваемую недвижимость.
По большому счёту, практически во всех случаях обременения так или иначе можно сдать в аренду жильё. Но есть ситуации, когда это становится невозможным ни при каких условиях или может вызвать серьёзные затруднения у арендатора. Рассмотрим самые частые из них.
Чтобы понять, можно ли сдать недвижимость, находящуюся под арестом, разберём, что вообще такое арест недвижимости. Решение об аресте могут принимать суд, судебные приставы или налоговый орган. Арест накладывается для имущественных взысканий, когда необходимо погасить долг, выплатить штраф или грозит конфискация жилья.
Например, причиной может стать большая задолженность по ипотеке. А ещё следователь вправе обратиться в суд с ходатайством об аресте квартиры в рамках уголовного дела. Такие ситуации описаны в ст. 115 Уголовно-процессуального кодекса России. Налоговый орган накладывает арест по причине неуплаты налогов.
Также арест может быть наложен в случае раздела квартиры при разводе.
Стоит отметить, что суд может наложить арест только на часть квартиры или назначить отдельные ограничения на пользование жильём. К примеру, запретить сдавать внаём долю в жилье должника. Это значит, что вместо двух комнат у арендатора остаётся лишь одна.
Отменяется арест на основании специального постановления или определения (в зависимости от ситуации) — тем органом, который его накладывал. После информирования о снятии обременения Росреестр должен убрать пометку об аресте.
В случае ареста квартиры, как правило, собственник уже не может распоряжаться своим жильём. По закону владелец теряет право регистрировать свою недвижимость. Можно ли сдавать квартиру в аресте? Чаще всего нет — такую квартиру нельзя ни продать, ни сдать в аренду. Но в каждой ситуации это стоит прояснять отдельно. Также недвижимость нельзя будет подарить, заложить или завещать. Если идёт процесс заключения какой-либо сделки и в это время на жильё накладывается такое обременение, то сделка будет отменена и регистрация не состоится.
Стоит отметить, что арест на недвижимое имущество суд может наложить уже после заключения арендной сделки. Если арестовали имущество и наложили запрет на пользование жильём, а оно уже сдано в аренду, то наниматель не имеет права остаться в арестованной квартире и ему придётся выехать. Если же ограничения на пользование нет и квартиру не планируют изымать, то арендатор может остаться в жилье до конца действия договора.
Квартира может быть изъята для дальнейшей продажи в качестве источника погашения долга. Такая ситуация может произойти, когда наниматель заселился в квартиру, предварительно проверив обременения, а собственник уже в процессе аренды взял кредит под залог квартиры и не выплатил его.
Собственник, как правило, не имеет права сдавать в аренду арестованное имущество. Вот почему важно регистрировать сделки в Росреестре — информация об обременениях хранится в базе данных ведомства. Если же договор подписывается сроком менее чем на год, то его не нужно регистрировать и владелец жилья может предложить арендатору заселиться.
Но нужно помнить о рисках — в любой момент вас могут попросить освободить квартиру. В таком случае стоит договориться о компенсации суммы, которая потребуется на поиск нового жилья. Но рекомендуется найти более безопасный вариант для найма квартиры.
Особенно уязвимы наниматели, которые арендуют жильё с правом последующего выкупа. В таком случае есть риск, что при почти уплаченной стоимости квартиры жильë заберёт банк, у которого эта квартира была в залоге. Составление грамотного договора поможет хоть как-то компенсировать ущерб, но квартиру вернуть, скорее всего, уже будет нельзя.
Для собственника сдача арестованной недвижимости с запретом на пользование и проживание — нарушение, которое может повлечь разбирательства с органом, наложившим обременение.
Арендовать квартиру в залоге практически всегда можно только с согласия банка. При заключении ипотечного договора кредитная организация обычно прописывает такой пункт.
В ипотечном договоре может быть указано, что новый владелец имеет право сдавать жильё на своë усмотрение или, наоборот, должен согласовывать такие действия. Если в соглашении пункта о найме нет, то собственник вправе сдать недвижимость по своему усмотрению.
Если согласие на аренду необходимо и банк его даëт, то смело можно заселяться. В этом случае стоит запросить у собственника письменное подтверждение кредитора, на слово верить не нужно. Банк может разрешить сдать квартиру на определённых условиях, среди которых — ограниченный срок аренды или невозможность автоматического продления.
Также арендатору желательно выяснить, вкладывался ли в ипотеку материнский капитал. В таком случае может понадобиться согласие органов опеки, ведь маткапитал должен улучшать жилищные условия конкретного ребёнка.
Не забывайте, что если владелец жилья перестанет переводить платежи банку, то потеряет право собственности на квартиру и арендаторам придётся выселяться. Здесь можно подумать о защищающих нанимателя пунктах в договоре аренды. Например, о таком условии: если имущество арестуют, то собственник должен выплатить штраф в размере двух арендных траншей.
Представим ситуацию: вы снимаете квартиру и вдруг узнаёте, что собственник умер. В случае, если в соглашении прописано, что смерть одной из сторон означает расторжение договора, арендатору придётся съезжать. Если такого пункта нет, то все права переходят к наследнику и, соответственно, теперь он становится арендодателем.
Что делать дальше с арендной платой — стоит обсудить с потенциальными наследниками до их вступления в наследство. Юристы не рекомендуют платить третьим лицам до оглашения завещания, так как в права будущие собственники вступят только через полгода, а за это время может появиться документ или родственник, оспаривающий право наследования. Свидетельство о праве на наследство — документ, который станет законным основанием для продолжения платы за аренду. Можно вносить арендную плату на депозит нотариусу, а после открытия наследства деньги перейдут законному представителю; либо договориться об отсрочке платежа. В таком случае желательно подкрепить её распиской.
Кроме того, в завещании может быть указано, что наниматель будет сохранён в своих правах. В этом случае аренда будет продолжаться как минимум до конца договора.
Для арендатора может быть важной ситуация, когда собственник решил сдать жильё, в котором, согласно завещанию, имеет пожизненное право проживать другой человек. В таком случае наниматель не имеет права оставаться в арендованной квартире.
Собственник может наложить запрет на любые регистрационные действия с недвижимостью без его личного участия. Такой запрет владелец жилья должен предоставить лично в Росреестр или МФЦ, где будет сделана пометка о соответствующем ограничении.
В таком случае даже лицо с генеральной доверенностью не сможет продать или сдать на длительный срок жильё. Такой вариант собственники часто используют для того, чтобы защитить свою недвижимость от действий недобросовестных квартиросъёмщиков.
Как мы уже выяснили, собственник может попытаться сдать квартиру, находящуюся в обременении, и не предупредить об этом. Для того чтобы обезопасить себя от рисков, обязательно проверяйте все документы перед сделкой. Документы на квартиру и паспорт владельца должны быть в оригинальных экземплярах. Если в сделке участвует представитель собственника, то у него должна быть на руках доверенность.
Проверяйте документы заранее на всех известных ресурсах. В первую очередь необходимо изучить выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), где указаны все сведения об объекте недвижимости. Если у квартиры уже есть обременение, то там этот будет указан. Наряду с этим, в выписке будут фигурировать владелец и лица, в отношении которых введены ограничения, а также основания для этого. Такая выписка общедоступна, и её может заказать любой человек.
Другой быстрый способ — проверить объект недвижимости прямо на сайте Росреестра. В этом случае предоставляется менее подробная информация, которая также содержит сведения об обременении.
Возникновение случаев обременения можно прописать отдельным пунктом в соглашении найма: укажите свои условия и согласуйте штрафные санкции для таких ситуаций. Если вам придётся съехать по причине ареста имущества, то при наличии такого договора суд будет на вашей стороне.
На официальном сайте судебных приставов также можно проверить, имеется ли обременение. Для этого нужно ввести данные владельца квартиры.
Собственник может пообещать своему арендатору, что обременение будет снято. Верить на слово точно не стоит. Обязательно дождитесь, пока в выписке из Росреестра в графе «Обременения» исчезнет информация об аресте или других ограничениях.
Снимается обременение действительно быстро, если произведены все действия для принятия такого решения. Росреестр регистрирует эту информацию в течение трëх дней. Заявление о снятии обременения можно подать через сайт в графе «Услуги и сервисы». Также за данной услугой обращаются в МФЦ.
Отменить арест или запрет на регистрационные действия должны суд, судебные приставы или налоговая. Например, для снятия ограничения, наложенного банком из-за неуплаты ипотеки, необходимо погасить долг, проценты и штрафы. После этого банк больше не имеет права удерживать жильё в обременении.
Часть обременений снимается по истечении срока договора, например, договора найма.
В большинстве случаев, даже если квартира находится под залогом, её можно сдавать, но с соблюдением ряда условий. Как вариант, по согласованию с банком можно сдать в аренду квартиру, находящуюся в ипотеке. Однако есть ситуации, когда собственник теряет право не только распоряжаться своим имуществом, но и пользоваться им. Например, исключена аренда арестованного имущества, на которое наложен запрет на пользование. Это значит, что арендные отношения невозможны и лучше найти другую квартиру.
К счастью, наличие таких обременений легко проверить: выписка из Росреестра всегда укажет на ограничения, которые могут повлиять на дальнейшую аренду.
Фото: Spacejoy