Айрат Багаутдинов, историк архитектуры, автор проекта «Москва глазами инженера»:
Идеи домов-коммун эпохи авангарда восходят к проектам эпохи модерна — домам дешёвых и бесплатных квартир.
Дома-коммуны не во всём оказались жизнеспособны, поскольку при их проектировании не учитывали потребности и привычки людей, а принуждали жильцов меняться под здание, под идею. Но были и удачные проекты переходного типа, вдохновляющие людей менять свой образ жизни, и они оказались действительно классными (например, Дом Наркомфина).
Дом-коммуна на улице Орджоникидзе (1929–1930 гг. 2-й Донской проезд, дом 9; первоначально — общежитие Текстильного института; сейчас, в осовремененном виде, — общежитие МИСиС)
Идея: Один из наиболее радикальных проектов. Этот дом и по внешнему виду, и по духу напоминает фабрику: его строил архитектор Иван Николаев, который специализировался на промышленных объектах. Весь быт в доме был расписан по графику, а студенты становились как бы винтиками механизма.
Архитектурные особенности: Жилая часть общежития была коридорного типа — она состояла из 1008 ячеек по 6 кв. м с раздвижными дверями, каждая — для двух студентов. В них предполагалось только спать, поэтому из мебели стояли только 2 кровати и 2 тумбы, все вещи нужно было централизованно хранить в гардеробе. По задумке архитектора, студенты поднимались утром и все вместе шли заниматься зарядкой на плоскую крышу (одна из черт авангарда — эксплуатируемая кровля). После этого чистили зубы, принимали душ и одевались в санитарном корпусе, а потом переходили в коммунальный корпус со столовой, библиотекой и комнатами для индивидуальных занятий, а также клубом с актовым залом. Вечером студенты должны были оставить вещи в гардеробной и в нижнем белье пройти в спальную кабину — Николаев даже предполагал, что через общую систему вентиляции можно подавать усыпляющие добавки в воздух.
В таком коммунальном режиме здание просуществовало до 1950-х годов. Но, конечно, задумки архитектора работали плохо. Студенты хранили вещи в комнатах, вешали полки для книг и «нарушали» задуманный режим, возвращаясь в ячейки днём.
Сегодня: Сегодня здесь тоже общежитие, но уже другого института (МИСиС), переделанное под современные потребности; в общественном корпусе — столовая, лаборатории, лекционный и выставочный залы.
Дом-коммуна на улице Лестева, 18; 1929 г.
Идея: Официальное полное название — дом-коммуна РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение», то есть «рабочее жилищно-строительное кооперативное товарищество»: дом строился на деньги кооператива работников заводов. Те, кто платил взносы на строительство дома, обсуждали проект и хотели получить «образцовый дом нового быта». Предполагалось, что в этом доме люди будут всё делать вместе — вести хозяйство, воспитывать детей, отдыхать, будут даже товарищеские суды за нарушение бытовых устоев.
Архитектурные особенности: Дом состоял из 3 коммунальных и 2 квартирных корпусов, по 5–6 этажей, которые в плане выстроены в виде буквы «Д». В коммунальных корпусах располагались 230 «жилых ячеек» с общими санузлами и маленькими кухнями (скорее, для разогрева еды, а не для готовки), там же были общественные помещения: столовая, детский сад, клуб с актовым залом, библиотека и физкультурный зал. В квартирных корпусах насчитывалось в общей сложности 40 двух- и трёхкомнатных квартир со своими кухнями. Там жили семьи заводской администрации и инженеров. Крыши тоже использовались: летом там должен был быть солярий и кинотеатр.
Идея коммуны оказалась плохо приспособлена к реальности. Жильцы были очень разными и делать всё вместе совсем не стремились. Не все умели пользоваться канализацией, и она быстро вышла из строя. Многие продолжали готовить для себя, а не ходить в общую столовую. Даже борьба с религией провалилась: люди продолжали держать дома иконы. Чуть лучше обстояло дело с домом-коммуной для 17-летних студентов, но для семей дом-коммуна был неудобен.
Сегодня: После войны коммунальные корпуса расселили — там поместили различные учреждения (сегодня это офисы). А вот квартирные остались — можно найти квартиру и переехать. Стоят квартиры здесь в среднем от 11 до 14 млн за трёхкомнатную.
Хавско-Шаболовский жилмассив (комплекс из 15 жилых домов в стиле рационализма, построенный в пределах улиц Шаболовка, Лестева, Хавская и Серпуховской Вал в 1927–1930 гг.)
Идея: Целью проекта было построить благоприятную среду для жизни, интересно сочетая недорогие решения. По сути, это первые типовые пятиэтажные кирпичные дома, скомпонованные в микрорайоны, — в них оставались черты коммунального жилья (здесь был 3-этажный коммунальный корпус, в котором сегодня располагается галерея «На Шаболовке»).
Дома строились из типовых секций двух типов — угловых и рядовых (прямых). Их спроектировали архитекторы-рационалисты из группы АСНОВА под руководством Николая Травина.
Архитектурные особенности: Архитекторы придумали расположить дома под углом 45 градусов по отношению к сетке улиц. Сами дома были в виде букв «Г»; в итоге получились очень динамичные и уютные треугольные и ромбовидные дворы (сверху они выглядят как зигзаг или пчелиные соты). Плюс архитекторы сразу продумали пространство для прогулок — аллеи, которые пересекали весь комплекс. Так, используя недорогие и по сути стандартные решения, проектировщики сделали интересный с точки зрения урбанистики и уютный для жизни район.
Сегодня
С домами всё хорошо — здесь можно купить или снять квартиру. Так, например, двухкомнатная квартира с ремонтом и мебелью обойдётся в 17–18 млн рублей.