Жители крупных городов привыкли существовать поодиночке: каждый сам за себя, а круги общения — знакомые, близкие, семья, коллеги — редко пересекаются. Но есть и другой подход, наглядный пример которого — коливинг и креативное пространство Melnica Space, в котором команда основателя и владельца Сергея Долгова живёт и работает вместе уже несколько лет. На территории «Мельницы» у каждого сотрудника есть своя комната, всё остальное — совместные пространства, где жильцы вместе ведут быт, работают и общаются. Арт-директор «Мельницы» Мария Кондратьева провела в коливинге два года и рассказала, каково это — жить вместе с коллегами.
Все люди — большие зеркала
«Я узнала о коливинге от его основателей Сергея и Ольги Долговых. Мы с ним раньше вместе трудились, сидели в одном офисе и выработали классные, тёплые дружеские отношения.
В 2019 году Сергей собирал команду для работы над новым проектом, куда позвал и меня. Приглашение, помимо прочего, содержало предложение перебраться в «Мельницу» на постоянку — чтобы работать и жить всем вместе, в общем пространстве. В то время я как раз думала о том, что мне хотелось бы поэкспериментировать с работой и вообще тем, как я живу. Так всё и сошлось, предложение Сергея пришло очень вовремя.
Сам формат загородного коливинга показался интересным, хотя и немного экстремальным. С одной стороны, ты живёшь вдали от города посреди бескрайних полей на берегу реки. С другой — жить надо бок о бок с командой, постоянно общаясь друг с другом в режиме 24/7. Не каждый интроверт в наше время пойдет на такое! Но мне всё равно захотелось туда поехать и попробовать, особенно при наличии доверия ко всем тем, кто основал этот проект. Буквально за неделю я решилась и быстро перебралась в новый дом.
Изначально я плохо представляла, что будет происходить в коливинге и как всё устроено. Кроме Сергея и Ольги, я не знала на тот момент вообще никого из жильцов «Мельницы» и команды проекта соответственно. Но в итоге мы с этой компанией прожили вместе два года. К нам периодически заезжали новенькие, некоторые из них не приживались и быстро уезжали, но большинство вливались в коллектив.
Жизнь в коливинге оказалась неожиданно бюджетным удовольствием. Расходы на еду, аренду и коммуналку мы делили поровну между всеми жильцами пространства, и в среднем получалось около 20 000 рублей в месяц с человека. Помимо этого, мы скидывались на дрова и топливо для котла зимой (тепло — один из самых сложных моментов жизни в загородном доме).
Мы работали в общих пространствах, а в свободное время чем только не занимались: настольные игры, йога, танцы, рисование, рукоделие. Когда вокруг тебя много людей, всегда найдутся варианты досуга. В какой-то момент мы все вошли во вкус и начали организовывать фестивали и выставки в нашем пространстве, и к нам стали приезжать в гости совсем незнакомые люди, чтобы увидеть, как это вообще – жить и работать вместе.
Особая прелесть опыта в общем пространстве заключается в том, что жизнь с большой компанией людей помогла мне проработать психологические травмы и научиться взаимодействовать с миром по-новому. Несмотря на то, что у каждого была своя комната, мы с коллегами всё равно бòльшую часть времени проводили в общих пространствах, у нас были общие проекты и темы для обсуждений. Проще говоря, мы всё время были друг у друга на виду, и если у кого-то были проблемы, то их было просто невозможно скрыть.
Люди рядом с тобой — это хорошие зеркала, и у меня было шесть таких зеркал, каждое из которых могло подсветить нечто, чего ты раньше не замечал. На любую ситуацию у нас всегда было несколько точек зрения, и такой опыт помог мне лучше разобраться в самой себе. К тому же, когда довольно разные люди собираются вместе, это закрывает потребность в разном общении: кто-то может выслушать и поддержать, а кто-то — разложить всё по полочкам и помочь решить проблему.
Вообще быть практически каждую минуту жизни в кругу людей — это и плюс, и минус. С одной стороны, такая минимизация личного пространства полезна для внутренней работы над собой, с другой — не всегда приятна. В то же время все могут друг друга поддержать и, к примеру, помочь по хозяйству. Ты не всегда должен готовить и убираться сам, вокруг тебя ещё шесть взрослых людей, которые готовы в этом поучаствовать.
С готовкой и другими бытовыми моментами проблем вообще, что удивительно, не было. Готовили соседи по коливингу чаще всего с удовольствием. Чтобы разгрузить тех, кто готовил чаще, мы даже придумали и провели марафон «Блюда народов Мельницы»: каждый в течение недели готовил свои любимые блюда на всю команду. Так вкусно, сюрпризно и весело мы никогда не питались.
Есть важный нюанс, о котором тоже нужно сказать: в кругу коллег мы прожили несколько лет и это частично вышло нам боком. Спустя какое-то время мы зациклились на нашем круге общения и в некой мере отгородились от остального мира. Конечно, был ещё и карантин, когда эпидемиологическая обстановка в целом не располагала к тому, чтобы покидать территорию «Мельницы». Всё это — ограниченное пространство, закрывающее разные потребности в общении, и изоляция — привело к тому, что в итоге мы мало контактировали с внешним миром и в какой-то момент просто заперлись в «коконе».
К тому же, когда всё общение происходит внутри замкнутой общины, даже выезжая иногда в другие места и взаимодействуя с другими людьми, чувствуешь, как будто чего-то не хватает. Ты привыкаешь к определённому формату отношений, который в итоге становится эталонным. Проще говоря, у нас был соблазн закрыться от всех в своей маленькой ламповой модели мира-семьи. К моменту, когда мы поняли, что проработали внутренние проблемы, жажда этого соблазна пропала как-то сама, и все это почувствовали. Тогда мы и начали разъезжаться.
Лайфхаки и советы для тех, кто хочет пожить в коливинге
Вам нужно быть готовыми душевно обнажаться. Зеркала в виде людей будут стоять перед вами вне зависимости от того, готовы ли вы увидеть то, что там отразится, или нет. Тем, кто не готов ко внутренней работе, и к тому, чтобы сталкиваться с самыми разными людьми на повседневной основе, будет очень сложно. Впрочем, это хорошее испытание и тренировка личных границ: соотнести внутреннее восприятие себя с внешним.
Если вы во всём «сами за себя», живёте по принципу «одиноко одинокий одиночка» и руководствуетесь чисто формальными отношениями с коллегами по работе, такого ощущения никогда не будет. Когда люди живут в одном общем пространстве, они рано или поздно осознают границы своего комфорта: что приемлемо для вас, что можно, что нельзя, как это работает, как донести свою мысль, что делать, если границы нарушаются, какие они у других людей и могут ли они адекватно сообщить об этом.
Поэтому важно определить для себя время, на которое вы едете за таким опытом. Самый комфортный срок – от 3 до 12 месяцев, потому что за это время можно увидеть реальные изменения в годовом цикле, в быту и в себе.
В некоторых коливингах люди не работают вместе, а только делят жилое пространство. У нас было много экспериментов по формату нашего сожительства. Мы работали то вместе, то разбиваясь на мини-группы, то индивидуально. Конечно, в процессе не всё получалось, и не со всеми бы я стала снова работать. Но глобально, как мне показалось, опыт работы вместе с коллегами во всей этой истории был далеко не основным. Скорее, это был просто повод рассмотреть себя через разные ситуации. И опыт человеческого проживания в таких условиях — бесценен.
После двух лет жизни в «Мельнице» мне стало неинтересно быть одной. Сейчас я переехала в Крым, в Бельбекскую долину, которая, по ощущениям, напоминает мне родной коливинг. Адаптироваться к местной жизни после «Мельницы» было не сложно. Здесь очень много похожих по духу людей, которые кооперируются, сотрудничают, организовывают ярмарки, совместные занятия, встречи и всякое такое. В общем, расширяю формат, пробую разное и по-прежнему стремлюсь жить с другими людьми, становиться с ними ближе и находить новые зеркала.
Имея за плечами опыт «Мельницы» жить вообще стало гораздо проще: сильно подросли такие социальные навыки, как уровень терпимости, готовность идти на контакт с людьми, принимать их и понимать собственные границы.
Коливинг для меня — это совместно управляемое сообщество в едином пространстве доверия и режиме общих ресурсов, забот и радостей. Впрочем, такой формат требуется далеко не всем. Коливинг может стать как целью, так и средством. Если ты основатель, то в первом случае собираешь вместе интересных людей и проживаешь с ними интересный и непростой опыт, ощущение семьи, племени, «своих»; возможно, тебе нужно сплотить или проверить команду. Во втором — строишь деловой проект на растущем тренде и желании людей пожить со «своими». В первом случае ты организуешь импакт-коммьюнити, во втором — бизнес. А в качестве резидента ты можешь ехать за новым уровнем отношений и открытиями о себе и окружающих или просто побыть в безопасной среде приятных людей без каких либо глубоких переживаний. В любом случае, это будет незабываемый опыт.