Дом на болотах или Как маленькая бытовка стала полноценным жильём: реальная история

Дом на болотах или Как маленькая бытовка стала полноценным жильём: реальная история

Выбирая участок для строительства, каждый покупатель руководствуется своими соображениями. Для кого-то определяющей является стоимость, другим важно  наличие коммуникаций, третьи смотрят на инфраструктуру и удаленность от основных городов. Соседи, климат и даже вид грунта — все факторы имеют значение.

Правда, опыт показывает, что обустроить уютное «гнёздышко» можно практически в любом месте, и это не обязательно будет дорого. Куда важнее желание человека, его целеустремлённость и готовность погрузиться в процесс строительства. Ну, и удача, конечно, нужна. Именно она сыграла значимую роль в истории наших героев — Марии и Тимофея Чайко. В 2018 году они купили участок в заболоченной местности и стали его обживать. Неизвестно, как сложилась бы их жизнь, не вмешайся в неё само провидение…

Семья «удалёнщиков»

«Меня зовут Мария Чайко (ударение на о) и мне 36 лет. По образованию я английский филолог, по профессии — SMM-специалист и автор блога «Берег леса». На досуге домовод, музыкант и увлечённый натуралист. 

Моему мужу Тимофею 40 лет. Он экономист по специальности и геймдев-продюсер по профессии. А на досуге и вовсе на все руки мастер.  Нашей дочери Варе семь лет. И пока она просто счастливый ребёнок, который очень любит помогать нам во всех наших делах.

Покупка по любви, а не по расчёту

В сентябре 2018 года мы купили участок площадью 15 соток за 500 000 рублей в Клинском районе Московской области. На тот момент у нас уже был большой опыт «дачинга» — каждое лето мы проводили на участке моих родителей, где с их согласия даже построили себе отдельный крохотный дом. Но после рождения ребёнка в 2017 году стало понятно, что нашей семье нужно отдельное загородное пространство, чтобы мы сами могли решать, что сажать и как проводить время.

Сначала мы смотрели землю в Наро-Фоминском районе — поближе к родителям, но так и не нашли там ничего подходящего. А потом вмешалась судьба в лице моей одноклассницы: узнав о наших поисках, она прислала нам фотографии участка, выставленного на продажу в их СНТ. 

До её сообщения мы вообще не думали в сторону Ленинградского направления, но поехали посмотреть и влюбились с первого взгляда. Да и кто бы устоял перед белоснежной берёзовой рощей, занимающей треть участка? Вот так мы и стали обладателями этого своеобразного клочка земли, на покупку которого до того никто не решался. 

Наверняка более рациональных людей отпугнуло качество местной земли — СНТ построено на огромном торфянике с высоким уровнем грунтовых вод. По сути это заболоченная местность, и строиться там — задача не самая простая.

Строительство по науке

Разумеется, ягоды ягодами, а у дома свои требования к грунту,  поэтому начали мы с геологической разведки. Вызвали специалистов, которые пробурили шурфы, чтобы определить, какой нужен фундамент будущему дому. 

Торф — грунт слабый, поэтому с ним совместимо далеко не всякое основание. Лучшим решением для него считаются сваи, но, как показала геологоразведка, из-за толщины торфяного горизонта бурить их пришлось бы очень глубоко и весьма дорого. 

Муж изучил этот вопрос и нашёл альтернативное решение в виде весьма необычной технологии. Её суть в том, чтобы вынуть грунт на соответствующей площади застройки, уложить геотекстиль высокой плотности, засыпать песком, сверху уложить ячеистую геосетку и гравий. И уже потом ставить бетонные блоки. В отличие от свай, такой фундамент не гуляет, но при этом остаётся достаточно гибким. А ещё с ним не трясутся полы — явление нередкое в свайных каркасниках.

Сначала была бытовка

Строительство большого дома — мероприятие затратное и по деньгам, и по времени. Поэтому для начала мы решили установить бытовку. 

Сказано — сделано. Муж сам подготовил фундамент по описанной выше технологии, после чего на получившемся многослойном «пироге» поставили времянку размером 6х2,75 м. От прочих построек этого типа наша отличается более высокими потолками и наличием двускатной крыши. А ещё внутри мы соорудили тоненькую перегородку, изолировав таким образом крошечную спальню. В каждой зоне установили по окну.

Бытовку строили нанятые рабочие под строгим контролем супруга. А я занялась созданием интерьера, который продумала буквально до миллиметра, учитывая весьма ограниченную площадь. 

В итоге вышло весьма неплохо и относительно недорого — бытовка с электрикой, мебелью, посудой, текстилем в 2019 году обошлась нам примерно в 370 000 рублей. Внутри она имела всё необходимое, кроме санузла. Для него мы сколотили временную сараюшку, в которую поставили биотуалет.

Не имей сто рублей, а имей хорошего соседа

Несмотря на то, что муж контролировал рабочих во время строительства, без проблем не обошлось. Первый же серьёзный ливень выявил серьёзные огрехи в гидроизоляции. Проще говоря, домик протекал сразу в нескольких местах. 

Этим своим горем мы поделились с соседом — когда-то архитектором-проектировщиком, а ныне пенсионером Алексеем Алексеевичем. Будучи одновременно отзывчивым и энергичным человеком, он решил нам помочь. 

«Ребята, — сказал он, — чего вы мучаетесь? Давайте я сделаю вам проект, по которому вы превратите вашу бытовку в нормальный дом? Причём так, что во время строительства вы по-прежнему сможете ею пользоваться». Это было предложением, от которого невозможно отказаться.

Три варианта одного дома

Алексей Алексеевич оказался невероятно ответственным человеком. Он постоянно с нами созванивался, согласовывая буквально каждый свой шаг. А к концу зимы представил сразу три варианта небольшого двухэтажного дома. Он даже рассчитал фундамент, лестницу и весь материал. 

По его задумке, бытовка располагается как бы внутри дома, является его частью, помещением-основой, вокруг которой располагались остальные пространства.

Не только архитектор, но и прораб

Помните, я упоминала про судьбу? Так вот, большим её подарком считаю встречу с Алексеем Алексеевичем. Ведь мало того, что он придумал наш дом, так ещё и взял на себя руководство по его строительству. Всем, вплоть до найма рабочих, занимался именно он. И делал это так мастерски, что у нас не возникло ни одного вопроса к его работе. Разве что к небольшой её скорости. Да и то, мы разглядели в этом свои преимущества —  неспешный темп позволил нам тратиться постепенно и не влезать в кредитную кабалу.

И даже случившаяся в 2020 году пандемия вместе с вызванным ею кризисом на рынке стройматериалов не испортили нам настроение, ведь наш «прораб» успел закупить большую часть необходимого. Разве это не везение?

Удача отворачивалась, но совсем ненадолго

Летом 2020 года Подмосковье затопило. Для нас это обернулось вздувшейся кухней. Причём, прямого контакта с водой она не имела — сказалась влажность воздуха. 

Казалось бы, караул и катастрофа, но и нам снова повезло, ведь мебель у нас была икеевской — с двадцатипятилетней гарантией. И что вы думаете? Продавец признал брак и вернул нам деньги. Пусть не сразу, а спустя два месяца обрывания телефона и «бомбардировки» электронной почты письмами, но и эта история имела счастливый финал.

А тем временем стройка потихоньку продолжалась. Нам несколько раз приходилось ставить процесс на паузу и аккумулировать средства. Порой заболевал наш сосед, без которого мы были как без рук. Но к сезону 2023 года наша бытовка превратилась в двухэтажный дом с полноценным интерьером, в котором можно, нужно и очень хочется жить.

Всё складывается как нельзя лучше

Площадь дома — 64 кв.м. На них мы расположили две маленьких спальни — взрослую и детскую, кухню, гостиную-столовую, кабинет, ванную, входную зону и вместительную подсобку с отдельным входом. В будущем планируем построить ещё кабинет с мастерской. Также  муж сейчас строит уличный хозблок с дополнительным туалетом и душем, чтобы не носить грязь в дом, когда работаешь в огороде или проводишь время на улице. 

В интерьере присутствует стиль кантри или фармхауса, сканди и ностальгического винтажа советских дачных традиций. Старый деревенский буфет, переделанный моими руками, заполнен бабушкиным хрусталём. 

Большие окна гостиной-столовой сделаны с классической раскладкой и декорированы шторами из хлопкового батиста. На стенах висят настоящие картины — акварели и живопись маслом. Многие вещи куплены в Икее, другие приобретены по объявлениям или сделанных руками народных мастеров и мастериц. В целом интерьер прост, функционален и уютен. Он отражает наш взгляд на жизнь и соответствует потребностям семьи.

Коттедж отапливается конвекторами, которые поддерживают плюсовую температуру даже зимой, когда мы в отъезде. Управление — через специальное приложение.  Дом хорошо утеплён, поэтому обогреватели не топят улицу и у нас разумные счета за электричество. 

Когда работы будут завершены, в доме можно будет жить круглый год —  инфраструктура и близость к Клину к этому особенно располагают. Правда, мы не планируем делать коттедж постоянным местом жительства, но нас очень радует такая возможность в принципе.

Но это ещё не финал

У дома до сих пор нет внешней отделки —  её мы планируем сделать в сентябре этого года, и тогда постройка станет выглядеть более определённо. Да и внутри не всё покрашено — я сама занимаюсь малярными работами, и не всегда на них есть время и силы. Не дошли руки и до ландшафтного дизайна. Им я обязательно займусь лично, но уже сейчас знаю, что это будет северный сад — именно его нам предлагает местность и природа.

Совсем скоро сделаем полузакрытую зону отдыха среди берёз с уличной кухней, грилем и большим столом. Всё обязательно будет. Мы занимаемся дачей не в ущерб семье и не хотим ставить жизнь на паузу, предпочитаем получать от неё удовольствие в полной мере здесь и сейчас.

Отсюда и темпы, а также относительно небольшие траты — на сегодняшний день они составили 2 000 000 рублей, не считая расходов на покупку участка и строительство бытовки. 

Фотографии из личного архива героев статьи.

Опрос доступен в полной версии сайта.