Как получить адрес на построенный дом

После строительства дома получать адрес необязательно, но его отсутствие может сильно усложнить жизнь. Без него недвижимость не получится зарегистрировать, продать, подарить или обменять. В таком доме нельзя будет прописаться, а без регистрации возникают другие сложности.

Рассказываем, как присвоить адрес дому, зачем это делать и какие нюансы процесса надо знать.

Для чего нужен почтовый адрес

Может показаться, что без адреса вполне можно жить и пользоваться домом или участком. Но это важнейшая информация об объекте: адрес привязывается к кадастровому реестру и другим государственным базам данных. Его присваивают домам, участкам земли, некоммерческим объектам и машино-местам.

Что будет, если не присвоить адрес дому:

  • Нельзя совершать юридические сделки — дом нельзя продать, обменять, сдать в долгосрочную аренду.
  • Нельзя оформить временную и постоянную регистрацию в доме, без этого, например, детям не удастся получить место в образовательных учреждениях, а также есть риск административного штрафа.
  • Без регистрации нельзя заниматься коммерческой деятельностью по месту жительства.
  • Построенный дом не подключить к коммунальным сетям: централизованному отоплению, газу или водопроводу, а также связи; не получится провести телефон или интернет.

Помимо этого, возникнут и бытовые сложности: невозможность оформить доставку, получить письмо или посылку.

Кто может присвоить почтовый адрес

В зависимости от региона решение о присвоении адреса, а также его любые изменения принимают профильные учреждения — это могут быть градостроительные комитеты городской администрации или департамента имущества. В Москве вопросами адресов занимаются Департамент городского имущества и БТИ.

Когда в профильном учреждении рассмотрят обращение, проверят документы и присвоят адрес, он попадает в Федеральную информационную адресную систему (ФИАС) — это самый большой и полный реестр адресов всей недвижимости страны.

Как узнать, есть ли у дома адрес

Проверить наличие адреса легко дистанционно на сайте ФИАС. Для этого нужно знать только кадастровый номер земельного участка или дома, уточнить который можно в Публичной кадастровой карте.

Возможна ситуация, что дому уже присвоен адрес, но в нём, например, нет улицы. Такое часто встречается в СНТ, где есть только номера участков. При этом такой почтовый адрес полностью законный, а улицу можно присвоить решением администрации или совета СНТ.

Однако незаконным будет дом там, где адрес и вовсе не планировался: такое сооружение может быть признано самовольной постройкой, и по решению суда назначен его снос.

Как присвоить адрес дому

Обратиться за получением адреса должен собственник — это может быть физическое лицо, организация, а также доверенные представители. Чтобы получить адрес для участка, потребуется минимальный пакет документов:

  • Копия удостоверения личности — паспорт.
  • Выписка из ЕГРН на объект.
  • Для представителей — доверенность, заверенная у нотариуса.

Точный перечень документов стоит уточнить в месте оформления документов. Подавать заявление на присвоение адреса участку или дому можно личным обращением в профильный отдел администрации населённого пункта, который занимается этим вопросом, а также дистанционно — через «Госуслуги». Жители Москвы могут воспользоваться и официальным порталом Мэра и Правительства Москвы.

Услуга предоставляется бесплатно. Срок присвоения адреса для регионов занимает до 18 рабочих дней, для Москвы — шесть дней.

В некоторых случаях ведомство вправе отказать в получении услуги — полный перечень указан в Постановлении Правительства РФ № 1221. Чаще всего это случается, если подан неполный список документов, заявитель не имеет достаточных прав на совершение таких действий или у участка не установлены границы. Именно поэтому перед подачей заявления нужно проводить межевание.

Коротко о главном

Адрес участка, где находится дом, требуется для проведения юридических сделок с недвижимостью и в быту: заказать продукты или прикрепить ребёнка к школе. Если у недвижимости нет адреса, его можно присвоить, а при необходимости изменить или аннулировать.

Чтобы получить адрес жилого дома, нужно подать заявление на предоставление этой услуги и собрать минимальный пакет документов. Сделать это можно очно в ведомстве, которое занимается присвоением адресов в регионе, или через «Госуслуги».

Фото на обложке: Milan Seitler / Unsplash

Подпишись на наш телеграм-канал!
Комменты (0)
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Войти