Приёмка квартиры в новостройке: как всё проверить и ничего не забыть
Сдача готового дома в эксплуатацию — долгожданное и волнительное событие для дольщиков и покупателей. На фоне радостного известия многие собственники начинают торопиться и пропускают недочёты застройщика при приёмке квартиры. А это приводит к дополнительным тратам и итоговая стоимость квартиры увеличивается — устранение недостатков может стоить недёшево.
Как этого не допустить и обязать строительную компанию по закону бесплатно исправить недостатки — рассказываем!
Что представляет собой приёмка квартиры
Приёмка квартиры в новом доме — обязательная процедура, во время которой застройщик передаёт объект собственнику. По итогам обе стороны составляют акт приёма-передачи.
Если при осмотре будут найдены недостатки, оформляется ещё один документ — акт на их устранение с подробным описанием (также называется «дефектный акт»). Приёмка квартиры необходима, чтобы владелец недвижимости убедился: строительная компания выполнила работы качественно и объект полностью соответствует всем эксплуатационным характеристикам.
Как проходит процедура приёмки квартиры
Перед сдачей квартиры застройщик обязан сообщить покупателям или участникам долевого строительства, что объект готов. В извещении представители строительной компании указывают, с какого числа будут проводиться запись на осмотр квартиры и выдаваться ключи. Такая информация передаётся будущим жильцам разными способами: звонком на мобильный телефон, электронным письмом или почтовым отправлением с уведомлением.
Последний вариант — самый оптимальный с точки зрения защиты интересов покупателей и дольщиков. Дело в том, что, согласно ст. 8 214-ФЗ, если в течение двух месяцев владелец жилья не отреагирует на приглашение, застройщик вправе провести приёмку-передачу квартиры самостоятельно. Ключи у него остаются до обращения собственника. И в таком случае, если покупатель позже обнаружит брак, требовать от строительной компании его устранения будет бессмысленно.
В назначенный день приёмки будущий жилец приезжает на объект с документами, подтверждающими личность и право на собственность. Вместо владельца недвижимости на встречу может приехать его представитель с нотариально заверенной доверенностью. На место встречи обязательно приходит сотрудник строительной компании, представляющий её интересы.
Владелец осматривает помещение и если недостатков и несоответствий нет, то подписывает акт приёма-передачи. Этот документ будет подтверждать, что строительная компания выполнила свою работу качественно, а собственник квартиры претензий к ней не имеет.
Если же покупатель обнаружил недочёты, то оформляется дефектный акт, где перечисляются все недостатки. На основании этого документа можно предъявить к строительной компании претензию с требованием устранить брак.
Какие инструменты потребуются для осмотра квартиры
Чтобы правильно оценить работу застройщика и убедиться в надлежащем качестве, будущему жильцу потребуется набор инструментов. Они помогут выявить недостатки во время осмотра квартиры. Что что следует взять с собой на приёмку:
- фонарик — потребуется для освещения затемнённых мест в помещениях;
- телефон с хорошей камерой — необходим для фотофиксации недочётов;
- рулетка (или лазерный дальномер) — позволит измерить общую площадь квартиры и её отдельных помещений;
- строительный уровень и вертикальный отвес — помогут определить, ровная ли поверхность стен;
- вольтметр или какой-либо электрический прибор — для проверки работы розеток.
Все недостатки строительной компании надо сфотографировать и отразить в дефектном отчёте. Документальные доказательства необходимы для того, чтобы обязать застройщика устранить брак или возместить расходы, если сдаваемая площадь объекта отличается от проектной.
Как принять квартиру без отделки
Объём работы застройщика в квартирах с отделкой и без неё отличается, поэтому приёмка будет происходить по-разному. Если покупатель или дольщик приезжает на объект только с черновой отделкой, необходимо уделить особое внимание следующим деталям:
- Фактическая площадь всех помещений. Она должна полностью соответствовать параметрам, прописанным в проектной документации. Чтобы рассчитать общее значение, необходимо измерить площадь каждого помещения и просуммировать её. Также следует убедиться в вертикальности стен, а все углы должны равняться 90 градусам (если планировка стандартная).
- Коммуникации. Следует проверить, соответствуют ли плану установленные трубы и провода. Протечки из системы водоснабжения и отопления не допускаются. Электросеть должна быть полностью изолирована. Проверьте все коммуникации — они должны быть прочно вмонтированы, не шататься и не выступать.
- Двери и окна. Следует проконтролировать плавность хода конструкций, их качество. Не допускаются щели в проёмах.
- Качество стен. Необходимо убедиться, что неровности, смещения и отверстия отсутствуют. Если заметили брак, обязательно это зафиксируйте в акте.
Вентиляция. Не стоит игнорировать посторонние запахи в помещениях. Воздух должен быть чистым — это признак хорошей вентиляции. Для проверки вытяжки зажгите спичку и поднесите её к отверстию воздуховода. Если пламя отклоняется в сторону шахты — тяга присутствует и циркуляция хорошая.
Приёмка квартиры с отделкой
В отличие от жилья без отделки, квартиры с дополнительными ремонтными работами оснащаются сантехникой, светильниками, системой отопления, кабелями. Все обязательства застройщика по отделке отражаются в договоре.
Соответственно, покупателям или дольщикам придётся проверить не только площадь помещений, но и качество поклейки и покраски стен, установки и проведения коммуникаций, соответствие расходов на ремонт и всё, что указано в договоре.
Чек-лист при приёмке квартиры
Все параметры будущего жилья обязательно указываются в договоре купли-продажи или долевого участия — в зависимости от того, как приобреталась недвижимость. В таком документе отражаются сведения о площади объекта, высоте потолков, возможности ремонтных работ и другие параметры. При назначении дня осмотра объекта уделите особое внимание следующим деталям:
- Общая площадь помещений. Чтобы принять квартиру в новостройке самостоятельно по пунктам, следует использовать рулетку. Измерьте площади всех комнат, кухни, санузла и вспомогательных помещений. Сравните получившееся значение с проектной документацией. Если суммарная фактическая площадь оказалась меньше, собственник вправе потребовать от застройщика компенсацию.
- Дверные и оконные проёмы. Двери должны открываться и закрываться без дополнительных усилий. Также следует проверить окна на свободный переход в режим проветривания. На проёмах и рамах не должно быть трещин, сколов, загрязнений и лишних отверстий.
- Потолок. Застройщик обязан выровнять стыки в потолочных плитах при сдаче дома, чтобы их совмещение не было заметно. Если эти неисправности имеются, собственник недвижимости вправе потребовать их устранения.
- Пол. Если квартира сдаётся с ремонтом, необходимо внимательно проверить стяжку пола. На ней не должно быть пустот, трещин и неровностей. Выявить недостатки достаточно просто — постучите по полу твёрдым предметом. Подойдёт и каблук. Если в стяжке есть пустоты, звук будет достаточно звонкий, если нет — глухой.
- Стены. Требования к стенам будут зависеть от предварительных договорённостей со строительной компанией. Если квартира сдаётся с черновой отделкой, следует проверить стены на наличие трещин и неровностей. В случае, если предусмотрена гипсовая штукатурка, поверхности стен должны быть гладкими и светлыми, без недочётов.
- Водоснабжение и отопление. Во время приёма объекта необходимо проверить трубы, краны и радиаторы. Они должны быть сухими и прочно установленными. Также следует осмотреть возможные места протечек от соседей: верхние углы кухни, ванной, туалета. То есть нужно проверить стены и потолок, где размещены «мокрые зоны».
- Электропроводка. Если в квартире уже установлены розетки и выключатели, в ваших интересах их испытать. Необходимо обратить внимание и на провода — недопустимо, чтобы они выступали. Чтобы проверить электросеть, воспользуйтесь вольтметром или любым недорогим электроприбором.
- Вентиляция. Это тоже немаловажный параметр для будущего жильца. Именно от него будет зависеть микроклимат в помещении. Проверить вентиляцию несложно — откройте окно и приложите листок бумаги к шахте. Он должен притягиваться. Это будет означать, что в квартире обеспечивается хорошая циркуляция воздуха.
Любые несоответствия и недочёты строительной компании обязательно должны быть внесены в дефектный акт. Дополнительно надо сфотографировать все эти недостатки.
Как должен выглядеть дефектный акт
Все обнаруженные дефекты сначала следует занести в блокнот. Только потом на основании сделанных записей составляется дефектный акт, в котором будет указаны все недочёты застройщика. Для составления документа можно взять стандартный бланк либо оформить акт по своему усмотрению. Есть несколько правил.
В верхней части должны быть указаны реквизиты строительной компании и дольщика (покупателя).
Также в документе должен быть список всех обнаруженных недочётов с подробной информацией. Дефектный акт подписывается обеими сторонами: представителем застройщика и собственника. Если не будет одной из подписей, доказать свои права в суде будет сложно. Как показывает практика, строительные компании не доводят дело до судебных разбирательств, а предпочитают устранить недостатки за свой счёт. В отдельных случаях — выплачивают компенсацию.
Если обнаруживаются дефекты, застройщики исправляют их в течение 2–3 недель. После чего проводится повторная приёмка квартиры и оформляется соответствующий документ. Часто бывает, что недочёты обнаруживаются уже после выдачи ключей и подписания акта. В таких ситуациях следует руководствоваться ст. 7 № 214-ФЗ, по которому строительные компании обязаны предоставлять гарантию на объект.
Обычно гарантийный срок не превышает пяти лет. Если в договоре есть такой пункт, вы можете предъявить претензию к застройщику уже после приёмки квартиры. В таком случае строительная компания обязана бесплатно исправить недостатки или заплатить компенсацию собственнику. Однако судебные разбирательства могут отнять много времени, нервов и сил. Именно поэтому не следует торопиться на этапе приёмки квартиры.
Как принимать придомовую территорию
Подъезды и подсобные помещения также необходимо осматривать во время приёмки квартиры. Такое право есть у всех собственников. Каждый из них имеет возможность предъявить претензию к застройщику, если обнаружены следующие дефекты:
- трещины и неровности в стенах и на полу подъезда;
- лифт не работает;
- двери подъезда плохо закрываются;
- в технических помещениях выявлена протечка.
Все эти недочёты будущие жильцы новостройки также должны указать в дефектном акте.
Помощь специалистов
Существует множество компаний, которые профессионально занимаются приёмкой квартир. В них работают независимые эксперты, которые отлично разбираются в строительстве. Если для вас эта сфера не знакома и есть опасения что-то упустить, можно довериться таким профессионалам. Они проведут осмотр объекта по всем правилам, выявят дефекты застройщика, если они будут, а в итоге — сэкономят ваши деньги.
Рекомендуется договориться со специалистом заранее. Если у вас не получится присутствовать на приёмке квартиры, нужно оформить доверенность на специалиста, который этим займётся, и заверить её у нотариуса. Но наиболее оптимальный вариант — пригласить специалиста с собой. Это позволит избежать переплат и не пропустить недочётов застройщика.
Приёмка квартиры — важная часть сделки, в которой спешка очень нежелательна. От покупателя нужны особое внимание, готовность проверить все детали и зафиксировать недочёты и несоответствия, если они будут.
Фото: Meruyert Gonullu (Pexels), Rene Asmussen (Pexels), Andrea Piacquadio (Pexels), Kaleb Tapp (Unsplash), Point3D Commercial Imaging Ltd (Unsplash)