90 тысяч за декор квартиры, или как сдавать жильё быстрее и дороже
Как обустроить квартиру так, чтобы арендаторы готовы были платить цену выше средней? Как оформить пространство, чтобы оно выделялось среди других вариантов на сайтах с объявлениями? Оказывается, есть люди, которые помогают стилизовать помещения под сдачу — декораторы квартир. Мы поговорили с Анастасией Громовой — дизайнером интерьеров, которая приезжает в квартиру, оформляет её приятными мелочами, поднимая стоимость помещения на рынке, — и делимся её советами от первого лица.
Мой путь к декору квартир был тернистым и долгим. По первому образованию я экономист, и лишь по второму — дизайнер интерьеров. В сфере маркетинга и организации мероприятий в международных компаниях я проработала 20 лет, но во время декрета пришла идея открыть свой бизнес. Мы с партнерами создали ивент-агентство и бизнес-площадку, которую сдавали под деловые мероприятия.
Во время строительства и ремонта объекта я много общалась с архитекторами — тогда меня и «закрутило». Поняла, что хочу пойти учиться на дизайнера. С началом пандемии я ушла из ивент-сферы и открыла небольшое бюро Design Boх — откликнулась на зов души, которая к тому моменту уже устала от маркетинга и захотела нырнуть в интерьерный дизайн. В бюро мы как раз занимаемся дизайн-проектами и декором пространств, как жилых, так и коммерческих.
Сейчас многие путают такие смежные профессии, как архитектор, дизайнер и декоратор. На самом деле, у них есть чёткие границы и совершенно разный функционал.
Архитектор — разрабатывает здание целиком, продумывает всю концепцию дома, проектирует общие планировки без детализации.
Дизайнер интерьера — появляется после архитектора и работает с готовым пространством, с учётом всех технических решений, которые есть уже внутри объекта, и проектирует внутреннюю планировку. А также продумывает разводку коммуникаций, стиль, цветовые решения, расположение мебели и сантехники.
Декоратор интерьера — приходит в уже готовые интерьеры, созданные архитекторами и доработанные дизайнерами, и доводит их до идеальной «картинки». Это более творческая профессия, если сравнивать с первыми двумя. И сегодня услуги декораторов становятся всё востребованнее. Сейчас многие покупают квартиры «вайт-бокс» (белые стены без декора) или сразу в чистовой отделке от застройщика, и по факту им нужно лишь оформить пространство под себя. В этом и заключается работа декоратора, и именно этим я занимаюсь.
Я разделяю свою работу на несколько услуг, которые отчасти перекликаются, но сильно отличаются по цене.
- Проекты жилых и коммерческих помещений «с нуля», когда необходимо обновить отделку и двери, а порой и заменить всю электрику. Это называется декорирование с косметическим ремонтом. Мы не сносим стены, не меняем сантехнику, но обновляем отделку, а затем подбираем мебель и предметы декора.
- Декор полностью готовой квартиры. Речь про квартиру, которую необходимо укомплектовать мебелью и предметами интерьера. Делаем расстановку-план. Направляем клиенту подборку мебели, а также список и визуал финишных материалов: постельное белье, портьеры, подушки, вазы, свечи, растения, свет, арт-объекты, художественные произведения.
- Локальное декорирование предметами интерьера. Здесь мы подбираем только предметы декора в комнату или во всю квартиру. Из интересных кейсов: один раз, в рамках оформления комнаты, мы декорировали алтарь. Поначалу клиент смущался говорить о своём намерении, но в целом могу сказать, что места для молитв и занятий йоги всё чаще появляются в домах.
- Стилизация интерьера. Это направление работы частично относится к декорированию. В нашей стране популярны стилисты, которые готовят пространства к публикациям в журналах и на различных сайтах недвижимости. У меня есть несколько проектов, где мы стилизуем, дополняем готовые квартиры и фотографируем их для сдачи в аренду. Выгодно представляем квартиру, чтобы она выделялась из всей карусели предлагаемых вариантов. Пройдя такой апгрейд, квартира выглядит лучше, а значит, её снимут быстрее и за более высокую цену.
- Хоум-стейджинг. Созвучно со стилизацией интерьера, но эта услуга относится только к подготовке квартиры для сдачи в аренду или продажи. Зачастую — с минимальным бюджетом, когда требуется лишь расхламление помещения и покупка нескольких позиций декора. Хоум-стейджинг — это декорирование пространства без вмешательств в интерьер и планировку: мы просто украшаем помещение мелочами, которые добавляют уюта и выигрышно выглядят на фотографиях.
У каждого пространства есть своя целевая аудитория. Зная её потребности и интересы, оформить интерьер для потенциальных жильцов не сложно. В целом, стилизация интерьера и хоум-стейджинг квартир в аренду сейчас пользуются популярностью. В нашем бюро около 40% заказов как раз именно на такие услуги. Многие покупают недвижимость и зарабатывают на этом, но рынок перенасыщен. Арендаторы стали избалованными, общее чувство вкуса стало выше и мало кто хочет платить за пространство с «бабушкиным ремонтом».
Поэтому нужно придумывать, как выделить свою квартиру из общей массы. Это могут быть и помещения как для краткосрочной сдачи, и для аренды на несколько лет.
Руку я набила на собственной квартире в Сочи. Отремонтировала и декорировала её целиком и полностью сама. В процессе многому научилась, и сейчас это одна из самых популярных квартир на Черноморском побережье, особенно в летний сезон. Люди, которые её арендуют, говорят, что их подкупило именно то, как квартира выглядит на фотографиях.
У меня осталось много знакомых со времён работы в ивентах и маркетинге, которые мне доверяют — они и стали моими первыми клиентами. А потом заработало сарафанное радио. За всё время работы в этой сфере у меня уже было больше 15 проектов именно по декору.
Если говорить про процесс, то работа с клиентами всегда начинается с этапа подробного анкетирования. Затем мы предлагаем варианты расстановки мебели, если это требуется. В среднем, 2-3 варианта.
Следующий шаг — подготовка референсов. Обычно используем Pinterest и Инстаграм. После просмотра вдохновляющего визуала разбираем фотографии. Понимаем, что именно нравится заказчику: какой стиль, какие детали. Составляем «мудборд» с цветовой палитрой — коллаж из различных фотографий, глядя на который можно считать настроение будущего интерьера.
После этого готовим «материал борд» — другими словами, «доска» из фактур, которая помогает заказчику понять, как сочетаются материалы между собой, как они выглядят. Затем клиент получает подборку-коллаж конкретного декора, мебели, а также спецификацию для отделки при косметическом ремонте.
В итоге, мы готовим полноценную ведомость — список всех позиций со ссылками на магазины. Иногда заказчики хотят получить только идеи и ориентиры, и в этом случае мы предоставляем только подборки, а дальше заказчик действует уже сам. Но большинство клиентов поручают декораторам всю закупку и оформление пространства, потому что грамотно расставить симпатичные подсвечники и разложить пледы — это тоже специфическая задача.
В таких случаях мы доставляем все предметы на объект, расставляем их и сдаем хозяину готовый интерьер, полностью обставленный и декорированный. Финальный этап — фотосессия квартир для объявлений. В отдельных случаях (обычно для корпоративных заказчиков) нас приглашают для стилизации интерьера, и тогда, завершив свою часть работы, мы приглашаем профессионального фотографа. Но к этому прибегают крайне редко — только для совсем элитных квартир. Чаще всего собственники фотографируют квартиру своими силами.
Конечно, когда работаешь с ремонтом или декором, бывает всякое. Например, длительные поставки мебели. Один клиент ждал люстру семь месяцев! Мы предлагали альтернативы, но ему очень хотелось именно её. А бывало, что подрядчик подводил и не привозил половину позиций. Но мы несём ответственность за проект целиком, поэтому умеем находить выход даже из таких ситуаций.
Я всегда смотрю за объектами, которые декорировала, и обязательно интересуюсь, как они сдаются. Прошу заказчиков заполнить анкету обратной связи. Мне важно, чтобы у заказчика при работе со мной и моей командой было ощущение, что о нем заботятся и учитывают все его пожелания. А если есть какие-то неудобства — они проговариваются и решаются, чтобы не было недомолвок и обид.
Стоимость за работу сильно разнится. У нас она исчисляется за квадратный метр: от 500 до 2500 рублей, в зависимости от площади помещения и набора услуг. В среднем за декорирование одной квартиры я получаю около 80 000-90 000 рублей. Бюджет на декор — от 20 000 до бесконечности. Всё зависит от задач.
Конечно, я бы рекомендовала всем, кто хочет преобразить свое жилье, обратиться к профессиональному декоратору хотя бы за первой консультацией — чтобы сориентироваться. А если у вас есть время и желание сделать всё самому, то нужно составить коллаж из референсов, собрать для себя максимальную информацию о новых продуктах и магазинах: понять, в какой стилистике хотите оформить квартиру, что вам нравится.
Часто задают вопросы по цветам и их сочетаниям. Советую выбрать один-два цвета за основу и затем разбавлять их более мягкими и пастельными тонами. Или наоборот — подобрать яркие акценты в виде декора. Это поможет менять предметы интерьера под настроение.
Где покупать интересные предметы декора
Магазины разных категорий:
Российские локальные бренды:
Ярмарки:
Если перед вами стоит задача оформить «убитую» квартиру, то первым делом её нужно привести в порядок: убрать старый текстиль, проеденные ковры, мебель, которая застала ещё СССР. Хотя, в некоторых случаях, её можно попробовать отреставрировать — сейчас это тренд. Хорошо сделать и лёгкий косметический ремонт — вы сразу увидите, как пространство перестанет быть «душным».
Стоит понимать, без полноценного ремонта из старой квартиры не сделаешь конфетку, но с помощью правильного декора её можно сделать уютнее. И тогда цена аренды такой квартиры может быть заметно выше, чем казалось на первый взгляд.