Пошаговая инструкция, как выписаться из квартиры через Госуслуги

Обновлено 05.04.2024

С появлением сервиса Госуслуги оформлять документы или записываться на приём в государственные инстанции стало гораздо проще. Среди операций, доступных пользователям портала, есть и возможность сняться с регистрационного учёта по месту временного или постоянного пребывания. Проще говоря — выписаться из квартиры. Рассказываем во всех подробностях, как через Госуслуги оформит все формальности.

Как правильно подать заявку на выписку из квартиры на Госуслугах

Функционал Госуслуг включает в себя множество операций, в том числе выписку с бывшего места проживания и прописку на новому адресу. У граждан РФ есть возможность подать документы дистанционно, но посетить отделение МВД всё-таки придётся — чтобы в паспорте поставили штамп. Важное уточнение: если человек собирается прописаться на новом месте, то сниматься с регистрационного учёта не нужно — это произойдёт автоматически. Ранее мы уже писали об этом подробно

Для оформления заявления на снятие с регистрационного учёта с прежнего места жительства, совершенно не важно, где находится человек — подача заявки через Госуслуги происходит дистанционно.

Услуга предоставляется бесплатно, госпошлину платить не требуется. Из документов нужен только паспорт, также есть вероятность, что потребуется скан выписки из домовой книги (для тех, кто проживает в собственном доме) и правоустанавливающие документы на собственности — выписка из ЕГРН или ЕГРП.

Итак, вот инструкция, как выписаться с прежнего места жительства онлайн.

1. Авторизуйтесь на сайте Госуслуг: потребуется подтверждённая учётная запись.

2. Найдите на странице портала вкладку «Регистрация. Паспорт» и перейдите по ней. В появившейся форме выберите услугу «Регистрация», далее — «Регистрация по месту жительства» или «Регистрация по месту пребывания» в зависимости от ситуации.

3. Выберите цель услуги «Прекратить регистрацию» или «Зарегистрироваться» (в таком случае старая прописка аннулируется). 

4. На экране появится форма заявления, в которую необходимо внести недостающую информацию. Сначала выберите, кем вы приходитесь — заявителем или его представителем.

5. Если вы подаёте заявку от себя, то вся персональная информация будет автоматически занесена в форму — она содержится в данных вашего аккаунта. После заполните поля с недостающими сведениями.

6. Далее потребуется указать полный адрес, откуда вы собираетесь выписываться, и дату, с которой вы поставлены на регистрационный учёт.

7. Если с новым адресом прописки вы уже определились, внесите его в следующее поле. Если регистрация пока не планируется, отметьте это в соответствующей строке.

8. Затем следует ответить на вопрос о гражданстве. Важно указать, менялось ли когда-либо резидентство.

9. Далее нужно выбрать из всплывающего списка причину снятия с регистрационного учёта. Это может быть работа, учёба, семейные обстоятельства. Если вы не нашли в предложенном перечне ваш случай, выберите графу «Иная причина».

10. Далее следует заполнить поля с семейным положением, образованием, трудоустройством.

11. На последнем этапе необходимо выбрать на карте адрес подходящего подразделения миграционной службы, куда нужно будет подъехать для проставления отметки в паспорте. После выбора удобного варианта подтвердите своё согласие на обработку персональных данных — поставьте галочку напротив этого утверждения.

Если собственник квартиры выписывается по причине отчуждения имущества, необходимо указать информацию о жилплощади из домовой книги. Рекомендуем позаботиться о получении выписки заранее, так как её скан-копию потребуется прикрепить к форме. Кроме того, надо не забыть рассчитаться с долгами по коммунальным услугам. Если этого не сделать, в предоставлении услуги откажут.

Не торопитесь отправлять заявление сразу — все сведения должны соответствовать информации из документов. Проверьте внимательно анкету — убедитесь, что вся информация внесена верно, и только потом нажимайте кнопку «Отправить». Иначе процесс может затянуться, поскольку заявка вернётся вам. 

Как долго рассматривают обращение

Если все данные подтвердятся, то собственника выпишут в течение трёх рабочих дней — этот срок установлен на законодательном уровне. Но на практике заявление рассматривают на следующий день после заполнения формы. Если все сроки вышли, то можно написать в чат-бот портала и уточнить статус обращения.

После этого в личный кабинет Госуслуг придёт приглашение в выбранное подразделение МВД, чтобы проставить штамп в паспорт.

Можно ли выписаться удалённо и по доверенности

В Госуслугах можно снять с регистрации себя, ребёнка и супруга, а также близких недееспособных лиц.

Если нужно снять прописку только у ребёнка, заявление придётся писать на месте, в личном кабинете портала можно только выбрать время и день посещения удобного отделения МВД. Детям старше 14 лет для оформления обязательно прийти лично.

Если необходимо выписать кого-то по доверенности, то достаточно выбрать нужный вариант, заполнить форму или записаться на приём в МВД. Получать штамп или справку о регистрации придёт законный представитель. Для оформления в МВД на месте потребуется нотариально заверенная доверенность.

Более сложная ситуация у тех, кто планирует выписываться, находясь за рубежом. Подать заявление в этом случае можно только после проведения апостиля заявления — легализации, которая оформляется в консульстве России в стране проживания. После этого доверенное лицо может подать документы на снятие прописки, обратившись в МВД или МФЦ.

Почему важна выписка

С юридической точки зрения, регистрация — обязательная процедура при смене места жительства. Во-первых, за отсутствие регистрации по месту пребывания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Гостям Москвы и Санкт-Петербурга грозят санкции от трёх до пяти тысяч рублей, для в остальных регионах — от двух до трёх тысяч рублей. Кроме самих приезжих граждан, обязанность выплатить штраф от пяти до семи тысяч рублей может лечь и на собственника квартиры, который сдаёт им жильё. 

Во-вторых, своевременная постановка на регистрационный учёт даёт некоторые социальные блага: возможность оформить ребёнка в сад или школу, получить медицинскую помощь и другие. 28 февраля 2021 года в Кодекс об административных правонарушениях были внесены поправки, которые касаются штрафов за отсутствие регистрации. 

Кстати, теперь собственник жилья может не регистрировать жильцов, которые приходятся ему родственниками. В такой ситуации санкции не будут распространяться ни на гостей, ни на владельца квартиры. Также не нужно платить штраф, если человек переехал в пределах того же региона, где он постоянно зарегистрирован. 

Есть два вида регистрации — временная и постоянная. В первом случае речь идёт постановке на учёт по месту пребывания, а во втором — о постоянном проживании, проще говоря об отметке в паспорте. Если человек переезжает в другое место навсегда, нужно выписаться и сообщить в органы МВД новый адрес прописки в течение семи дней. Если же место жительства меняется на какой-то срок за пределами региона, то даётся 90 дней для постановки на учёт.

В каких случаях нужно выписываться из квартиры

Что касается причин выписки с места постоянной регистрации, то самая распространённая — это смена места жительства. Также обязательно следует выписаться с прежнего адреса, например, при отчуждении жилья — когда право собственности переходит новому человеку. Более того, новый собственник имеет право выписать жильца через суд, если недвижимость уже оформлена во владение.

Автоматическое снятие с учёта происходит в единственном случае — после регистрации на новом месте. Для всех остальных ситуаций надо подавать заявление о снятии с прописки — в том числе и в случае смерти родственника, который был зарегистрирован в квартире.

Можно ли выписаться «в никуда»

За отсутствие временной или постоянной прописки предусмотрен штраф в соответствии со ст. 19.15.2. КоАП РФ. Сниматься с регистрации, не становясь на учёт в другом месте — противозаконно.

На практике выписаться и не получить прописку можно только в одном случае — при изменении регистрации в связи с переездом. Например, человек продал квартиру в Москве и переехал в Петрозаводск, где приобрёл дом. На прежнем месте он уже снялся с прописки, а на новом ещё не подал заявление о регистрации.

Как узнать на Госуслугах, выписали ли с квартиры

Данные о регистрации на Госуслугах вносит вручную владелец личного кабинета, автоматически они не обновляются. Единственный способ проверить, сняли ли с регистрационного учёта — заказать адресную справку. Сделать это можно прямо на портале. После заполнения простого заявление справка с указанием прописки придёт в личный кабинет в течение 10 дней.

Из документов потребуется только паспорт. Также можно заказать адресную справку на ребёнка или другому человек — в этом случае МВД запросит его согласие.

Как ещё можно выписаться с квартиры

Самый простой способ, как выписаться из квартиры — через МВД, предварительно подав заявление на Госуслугах. Но есть и другой вариант — обратиться в любое отделение МФЦ. На месте заполнить заявление и предоставить документы, включая паспорт. Забрать его можно будет через 3 дня.

При регистрации на новом месте старая прописка будет аннулирована автоматически — в этом случае подавать заявление нет необходимости.

Подведём итоги

Госуслуги — удобный сервис, который поможет сэкономить время: нет привязки к локации, а сама процедура заполнения заявления для снятия с регистрационного учёта занимает максимум 5-7 минут. Подать обращение на выписку можно даже в том случае, если человек находится за пределами России. Но перед оформлением заявки важно заранее оплатить все услуги ЖКХ и получить на руки выписку из домовой книги, если заявление заполняет собственник, а причина его выписки — отчуждение квартиры. 

Ещё одно преимущество Госуслуг — возможность отслеживать статус запроса. Такая информация будет отражаться в разделе «Мои заявки» в личном кабинете пользователя. Сама услуга по выписке предоставляется за три рабочих дня в случае, если всё оформлено верно. Останется лишь дождаться приглашения от миграционной службы и посетить выбранное подразделение МВД в указанное время. 

Фотография на обложке: Amelia Bartlett (Unsplash)

Знаете, что ещё полезного можно сделать с помощью Госуслуг? Поделись своим опытом в комментариях!