Собака съела договор. Пошаговая инструкция, как восстановить документы на квартиру

Фото: Freepik

Потеря документов для многих равнозначна трагедии. Причины утраты могут быть разные: важные бумаги были украдены, испорчены водой или пожаром, разрисованы детьми или съедены домашним питомцем. Но в таких случаях не стоит паниковать — сегодня любой документ можно восстановить без особых проблем. Да, это может занять некоторое время, зато документы у вас вновь будут. Это особенно важно, когда речь идёт о предстоящих сделках с недвижимым имуществом. Рассказываем, что делать, если документы на квартиру потерялись.

Список необходимых документов на жильё

Практически при любой сделке понадобится предъявить правоустанавливающую и техническую документации на недвижимость. Будь то дарение, продажа, аренда, наследование или приватизация — в любом из этих случав потребуется иметь при себе определённую стопку важных договоров. К правоустанавливающим относятся следующие бумаги:

  • ДКП или ДДУ;
  • наследственное свидетельство;
  • договор о приватизации квартиры;
  • судебное решение;
  • договор дарения и прочие.

Также потребуется подтвердить, что вы действительно собственник имущества. Раньше — до середины 2016 года — этим доказательством служило отдельное свидетельство, а сегодня для подтверждения собственности достаточно выписки из ЕГРН. Если человек продаёт недвижимость, то также потребуется справка о состоянии лицевого счёта — чтобы доказать отсутствие задолженностей за коммунальные услуги. Ещё один документ, который пригодится, — технический план квартиры.

Что делать, если документы украли

Если нет сомнений, что квартирные документы были похищены, стоит незамедлительно сообщить об этом в полицию, после чего следует обратиться в местное подразделение Росреестра и написать заявление о запрете всяких сделок на собственность. Это нужно для того, чтобы оградить себя от действий злоумышленников, после чего уже можно спокойно начать восстановление необходимых документов.

Фото: yanalya (Freepik)

Для начала следует заняться бумагами, на основании которых человек стал владельцем недвижимости, — ДДУ, ДКП и прочими. Рассмотрим различные способы восстановления основных правоустанавливающих документов.

Судебное решение

Если квартира досталась в собственность по судебному решению, следует обратиться в архив суда, где рассматривалось дело. Дубликат постановления выдаётся только участникам процесса, а посторонние лица его могут запросить только при наличии доверенности. Копия судебного решения предоставляется бесплатно.

ДДУ и ДКП

Самый простой способ получить дубликат ДКП — найти продавца и с оригинала его договора сделать копию. Если речь идёт о ДДУ, то придётся посетить офис застройщика. Когда на руках будет дубликат, советуем заверить его у нотариуса, иначе документ не будет иметь никакой юридической силы и не подойдёт для серьёзных сделок — например, для продажи квартиры.

Все договоры (ДКП, ДДУ) обязательно регистрируются в Росреестре — начиная с 1998 года. Сами бумажные оригиналы остаются у сторон сделки, а электронный экземпляр хранится в базе госоргана. Такая структура позволяет без проблем восстановить необходимый документ. Для этого достаточно подать соответствующее заявление в региональном отделении МФЦ и заплатить госпошлину в 680 рублей. 

Фото: Glenn Carstens-Peters (Unsplash)

Если жильё приобреталось до 1998 года, придётся обратиться в местное БТИ. Инстанция проверит архивные данные и выдаст справку, подтверждающую право на собственность. После её нужно будет предоставить в Росреестр для получения выписки из ЕГРН. 

Если ДКП или ДДУ был заверен у нотариуса, можно попросить его сделать дубликат договора — он всегда хранится в специальном архиве. Подобная услуга не бесплатна — ценовой порог начинается с трёх тысяч рублей. Если нотариус уже не работает в том же месте, запросить копию своего договора можно в региональной Нотариальной палате. 

Наследственное свидетельство

Если утрачен наследственный документ, тут всё просто — нужно обратиться к нотариусу, который вёл конкретное дело. Он предоставит копию свидетельства при предъявлении паспорта. За услугу потребуется заплатить до тысячи рублей. 

Свидетельство о приватизации

Восстановить свидетельство о приватизации возможно через МФЦ. Документ выдадут только реальному собственнику. Если он получил квартиру по наследству, необходимо предоставить в муниципалитет свидетельство о смерти прежнего владельца и документ на право наследства. Копию подготовят в течение 30 дней, выдача дубликата осуществляется бесплатно. 

Как восстановить техдокументацию

Если испорчен или потерян кадастровый паспорт, его не придётся восстанавливать — ведь начиная с 2017 года такой документ перестали выдавать вообще. Все необходимые технические данные об объекте недвижимости отражены в выписке из ЕГРН. 

Если утрачен технический паспорт, то следует посетить местное БТИ, прихватив с собой паспорт и выписку из ЕГРН. На месте потребуется подать заявление по образцу и оплатить госпошлину — от 1500 рублей. Учтите: сами техпаспорта не выдают с 2013 года, поэтому в БТИ могут предоставить только техплан на квартиру. Максимальный срок изготовления такого документа — 20 дней.

~

Выводы

Чтобы не пришлось бегать по инстанциям и восстанавливать документы, храните их в недоступном от посторонних людей месте. Лучше всего для этого подходит сейф. Самый оптимальный вариант — сделать копии наиболее важных из документов и заверить их у нотариуса. Такие дубликаты рекомендуем хранить отдельно от оригиналов, идеально — в банковской ячейке.