Прописка через Госуслуги: пошаговая инструкция

Ещё не так давно людям приходилось отстаивать длинные очереди и собирать большую кипу документов, чтобы оформить так называемую прописку. Сегодня практически все бюрократические вопросы можно решить дистанционно через единый федеральный портал Госуслуги. Расскажем, как прописаться онлайн всего за несколько шагов.

Основные нюансы регистрации

Сразу стоит отметить: с юридической точки зрения такого понятия, как «прописка», уже не существует. Если речь идёт о штампе в паспорте, подразумевают регистрацию по месту жительства, но в быту многие до сих употребляют старый советский термин. Чтобы было проще, в нашей статье он также будет встречаться.

Прописаться на своей жилплощади для собственника — базовая и очень простая процедура. Для этого достаточно авторизоваться на едином портале Госуслуг, оформить заявление и дождаться уведомления с приглашением из местного подразделения МВД. На месте сотрудники проверят подлинность предоставленных данных и поставят штамп в паспорте. 

Если же предстоит прописаться в чужой квартире, без согласия всех её собственников не обойтись. Исключение — несовершеннолетние дети. Зарегистрировать ребёнка до 14 лет может любой человек, прописанный на жилплощади, и согласия собственника для этого получать не нужно.

Если ребёнок старше 14 лет, он может зарегистрироваться самостоятельно через единый портал, но при условии наличия собственного верифицированного аккаунта. В противном случае прописку для ребёнка оформляет один из его родителей.

Как сделать прописку

Важный момент: на Госуслугах можно лишь подать заявление на прописку, отделение миграционного ведомства всё равно придётся посетить лично после одобрения обращения. При этом в МВД должен прийти с документами не только сам заявитель, но и собственник жилья. Если владельцев квартиры несколько, их присутствие на приёме также обязательно.

Шаг первый: выбираем услугу

Важно: чтобы пройти процедуру, необходимо сначала зарегистрироваться на Госуслугах. Если аккаунт уже есть, следует авторизоваться в системе, то есть указать логин и пароль. Далее нужно выбрать подходящую услугу в разделе «Паспорта, регистрации, визы». В открывшемся поле следует нажать на надпись «Регистрация гражданина по месту жительства».

На экране появится окно с описанием услуги и порядком её проведения. Когда пользователь всё прочитает, ему нужно отметить, что заявление подаётся в электронном виде, и нажать на кнопку «Получить услугу».

Шаг второй: определяем тип заявителя

Система предложит 4 варианта: несовершеннолетний старше 14 лет, взрослый, представитель ребёнка или недееспособного лица. Далее следует указать, есть ли на текущий момент постоянная прописка. Если заявитель зарегистрирован, необходимо указать, по какому адресу.

Важный момент: когда человек прописывается по новому месту жительства, его прежняя регистрация будет автоматически аннулирована в течение трёх дней.

Далее система запросит следующие сведения:

  • новый адрес постановки на учёт;
  • сведения о собственнике жилья;
  • данные выписки из ЕГРН (если квартира своя);
  • гражданство регистрирующегося человека;
  • информацию о семейном положении, образовании, занятости;
  • причину смены места жительства.

Также необходимо сообщить, будут ли члены семьи проживать вместе с заявителем. Если да, то следует указать данные о близких.

Шаг третий: выбираем отделение ведомства

Последний этап подачи заявки через Госуслуги — выбор подразделения МВД. Заявитель должен указать ближайший отдел ведомства, в которое предстоит принести документы и проставить штамп в паспорт. Сначала следует найти город, а затем на карте выбрать подходящее подразделение. Разрешено указать любой вариант из предложенного списка.

При прокрутке перечня с подразделениями заявитель увидит график работы и контакты каждого из них. Также есть возможность сразу указать удобные дату и время, если в отделении принимают только по предварительной записи. После выбора отдела МВД подача заявки завершена. Решение ведомства придёт в личный кабинет в течение трёх дней.

Список необходимых документов для постановки на учёт

После того, как пришло уведомление из ведомства, необходимо посетить выбранное подразделение. Если квартира принадлежит нескольким собственникам, они также должны прийти на приём. У всех присутствующих должны быть с собой паспорта. Если дело касается прописки несовершеннолетних детей, потребуются свидетельства об их рождении. 

Помимо паспорта, необходимо предоставить в миграционный орган документ на жильё. Это может быть:

  • актуальная выписка из ЕГРН (желательный срок получения — не более одного месяца назад);
  • решение судебных органов, подтверждающее право проживания в квартире;
  • договор соцнайма (если квартира муниципальная);
  • заявление-согласие владельца (если человек прописывается на чужой жилплощади).

Если человек регистрируется на своей территории, проблем обычно не возникает — заявителю сразу проставляют штамп в паспорт, где прописан новый адрес места жительства. Другая ситуация, когда речь идёт о чужом или муниципальном жилье. Например, если хотя бы один из собственников квартиры против, в прописке откажут. Такое требование не распространяется на несовершеннолетних детей — их ставят на учёт по адресу регистрации одного из родителей.

Как сделать прописку через Госуслуги на ребёнка

Чтобы зарегистрировать ребёнка, родителю нужно оформить отдельное заявление. Сама процедура выглядит следующим образом.

  1. В разделе «Регистрация по месту жительства» необходимо выбрать вариант «законный представитель несовершеннолетнего лица». Далее следует указать степень родства по отношению к ребёнку.
  2. Система автоматически заполняет данные заявителя, если он уже оформлял регистрацию. После этого необходимо ввести сведения о ребёнке: ФИО, пол, дату и место рождения. Адрес электронной почты и контактный телефон родитель указывает личные.
  3. Затем следует выбрать тип документа — свидетельство о рождении. Далее нужно переписать его серию, номер, дату выдачи и наименование ведомства.
  4. Если ребёнок уже был зарегистрирован, стоит поставить соответствующую отметку и указать прежний адрес прописки. Тут же необходимо ответить на вопросы о новом месте жительства. Если у родителя уже есть регистрация и ребёнок прописывается к нему, следует поставить галочку, и адрес привяжется автоматически. В других случаях необходимо следовать подсказкам системы.
  5. Последний этап — выбор ближайшего подразделения МВД.

Несмотря на то, что штамп о регистрации ребёнка по месту жительства ставить никуда не нужно, подразделение миграционной службы посетить всё равно придётся. Присутствия и согласия собственника жилья получать не придётся, если детей прописывают к родителям. Из документов у заявителя должны быть с собой только паспорт со штампом о прописке и свидетельство о рождении ребёнка.

Коротко о главном

Сегодня практически все бюрократические вопросы можно решить дистанционно, в том числе — прописаться через Госуслуги. Но тут есть нюанс: на портале человек лишь подаёт заявление, подразделение МВД посетить всё равно придётся. Сама процедура регистрации бесплатная, срок рассмотрения заявления, если его подавали через Госуслуги, составляет три дня. 

Если прописку оформляют с помощью МФЦ, период увеличивается до семи рабочих дней. При положительном ответе заявитель должен будет предоставить оригиналы документов в миграционное ведомство. После ему поставят штамп в паспорт с адресом нового места жительства.

Фотография на обложке: freepik

Остались вопросы? Задайте их в комментариях!