Пандемия и повсеместная удалёнка заперли нас в своих квартирах — и замотивировали куда придирчивее относиться к их внешнему виду и функционалу. Мы уже публиковали советы, которые помогут обустроить психологически здоровое пространство, а в этой статье разберёмся в том, как интерьер влияет на самочувствие человека с точки зрения учёных, психологов, дизайнеров и художников. И поделимся парочкой лайфхаков, как сделать своё пространство по-настоящему эмоционально ресурсным. Но сначала разберёмся с основами!
Красота необходима нам для чувства безопасности
Эволюционно мозг человека формировался так, чтобы ассоциировать чувство удовольствия с объектами и местами, которые увеличивали наши шансы на выживание. Дизайнер и архитектор с 50-летним опытом Дональд Рагглз в книге «Красота, нейробиология и архитектура» разбирает несколько исследований на эту тему.
С помощью МРТ удалось увидеть, что картинки эстетичных пространств (идеальная геометрия готического собора или дом в лавандовых полях) активируют в мозге центр удовольствия и снижают уровень тревоги. А вот изображение грязной и захламлённой комнаты запускает работу миндалевидного тела, отвечающего за чувство страха.
«У человека есть глубоко укоренившаяся потребность в красоте. Эстетика архитектуры, дизайна и искусства может существенно улучшить нашу жизнь и здоровье», — говорит Дональд Рагглз.
Любопытно, что для всех людей, вне зависимости от их культурной принадлежности и вкусов, существуют универсальные и вневременные паттерны, с которыми мозг ассоциирует красоту.
Это, например, фрактальные элементы (цветок георгина, исламский гирих или витражи собора Нотр-Дам), архитектура, построенная на принципах баланса, симметрии и соразмерности человеческого тела (палладианский стиль, храмовое зодчество, скандинавские дома, школа Баухаус, интернациональный стиль), спокойные природные оттенки и фактуры дерева и камня.
Мы обладаем врождённой тягой к природе
В книге Пола Кидуэлла «Психология города: как быть счастливым в мегаполисе» разбирается парадокс нашего быта. Да, большие города дают нам огромные возможности для самореализации, комфорт и качество жизни, от которых далеко не каждый захочет и сможет отказаться.
Но наше подсознание остаётся архаичным, а ещё мы обладаем биофилией — врождённой тягой к природе. Это мощное инерционное чувство неосознанно работает даже у тех, кто отнюдь не грезит походами с палатками.
Именно поэтому мы лучше чувствуем себя в интерьерах, которые ассоциативно связаны с природным ландшафтом. Спальня, как пишет Кидуэлл, должна быть небольшой и напоминать скорее пещеру, чем дорогую витрину. Человеку сложно расслабиться на открытом пространстве, ведь в нашем далёком прошлом это означало прямую угрозу безопасности и жизни.
Другой пример: акцентная стена тёмно-бирюзового цвета и коричневая мебель будут подсознательно считываться нами как условная река и горы рядом с ней, а если добавить в интерьер живых растений или ботаническую акварель — мы ощутим себя в некоем оазисе.
А вот кислотные фотообои с изображением райских пейзажей Бали, напротив, будут угнетать подсознание: чрезмерно яркие цвета и фотографическая точность картинок в интерьере перегружают мозг визуальным шумом. Наше восприятие окружающей обстановки всегда более ассоциативно, чем мы можем это осознавать.
Мы считываем пространство всеми органами чувств
Многочисленные наработки архитекторов, художников и дизайнеров за последние 100 лет показывают, что человек воспринимает пространство комплексно. И далеко не всегда мы можем осознать и проговорить, что именно нам нравится в интерьере, а что нас подспудно угнетает.
Не зря в знаменитой немецкой школе Баухаус (существовала с 1919 по 1933 год) студенты и преподаватели работали над проектами совместно, путём многочисленных эскизов и многоэтапного моделирования создавали универсальный язык формы, цвета и пространства, понятный и комфортный для человека.
Да, в первую очередь мы оцениваем картинку интерьера по принципу «нравится — не нравится». Но не менее важны запахи, звуки и наши тактильные ощущения от пространства. У кого-то тяжёлый ящик ретрокомода, выдвигающийся со скрипом, может вызвать чувство умиления — напоминает квартиру любимой бабушки, а другой будет испытывать раздражение. И даже вкусовые рецепторы по-разному реагируют на обстановку: в эстетичном пространстве мы испытываем больше удовольствия от еды и напитков — на этом построена вся индустрия ресторанов.
Также в интерьере важна эргономика — сообразность пространства нашим физическим потребностям. Здесь есть чисто математические параметры: на слишком низкой или слишком высокой кухонной поверхности неудобно готовить, а систематический недостаток света испортит зрение. Поэтому были разработаны строительные и санитарные нормы.
Есть и во многом интуитивные вещи — внутреннее понимание того, насколько интерьер нам созвучен. Например, особо чувствительные люди могут говорить о хорошей или плохой энергетике пространства.
Психолог: наша связь с интерьером — двунаправленная
Связь окружения с психологическим состоянием человека всегда идёт в две стороны: и интерьер влияет на наше состояние, и одновременно с этим наше состояние немало влияет на то, как мы воспринимаем интерьер.
«Есть лайфхак: можно определять своё состояние по степени “красоты” окружающих. Вышли утром на улицу, а вокруг все очень красивые — это про ваше эмоциональное состояние: значит, сегодня вы чувствуете себя хорошо. Если вы вышли и видите только несимпатичных людей — это тоже про состояние, но обратное.
Когда в квартире всё нравится и структурировано, значит, и внутри всё структурировано. Бывает так, что всё захламлено, а вокруг полно вещей, которыми не пользуются продолжительное время. Значит, стоит посмотреть критически на свой дом и привести его в порядок», — Мария Пепперль, практикующий психолог с 2001 года, специалист по транзактному анализу и бизнес-тренер.
Простые действия вроде мытья посуды и раскладывания вещей по полочкам позволяют снизить тревожность и вернуть человеку ощущение контроля над своей жизнью. А вот систематическое отсутствие сил и мотивации на уборку может свидетельствовать о депрессии — и если такое состояние продолжается слишком долго, это повод обратиться к специалисту.
«Действительно, сменив обстановку в квартире, можно поменять свою жизнь к лучшему. Но тут важно помнить об уюте, потому что в гонке за модными тенденциями легко забыть о том, что вам нравится и в каком пространстве вы чувствуете себя хорошо. Поэтому мой главный совет — загляните внутрь себя и спросите, как вам уютно, как вам безопасно, как вам красиво. И выбирайте в этих категориях».
Дизайнер: хороший интерьер — это всегда про «слышание» человека
«Печальный факт: до 19% российских пар задумывались о разводе во время самостоятельного ремонта. Ссоры происходят из-за бюджета, выбора стиля и материалов, а также на этапе подбора мебели и декора. Чаще всего партнёрам бывает трудно понять друг друга и найти слова, чтобы верно объяснить, что они имеют в виду.
Задача дизайнера — услышать обоих супругов, уравновесить пожелания и выдать компромиссное решение. Моя студия за 21 год работы выполнила более 1600 проектов — и за это время развелась на фоне ремонта только одна пара», — Наталья Преображенская, руководитель крупнейшего дизайн-бюро «Уютная квартира», автор книг о дизайне «Крутая квартира» и «Сам себе декоратор», трендсеттер и эксперт в области декора и дизайна интерьера.
Мировые тренды в дизайне интерьера становятся всё более бережными и внимательными по отношению к человеку и его потребностям. На миланской выставке Salone del Mobile в 2023 году самым ярким трендом, который прослеживался на всех стендах, сделалась персонализация интерьера.
«Становятся популярными предметы ручного труда — мебель из небольших мастерских или кастомизированные винтажные вещи. Жёсткие грани стилей стираются — появляются авторские миксы: например, современный урбанистический стиль может включать в себя элементы ретро, а неоклассика — подхватывать элементы лофта или ар-деко», — Наталья Преображенская.
Такой подход помогает создать интерьер, где будет соблюдаться баланс интересов всех обитателей квартиры. Наиболее ценными становятся выверенные и вневременные решения — интерьеры, которые не устареют ни через пять, ни через десять лет.
«Разработка дизайнерского проекта всегда начинается с анкетирования и сбора референсов — мы расспрашиваем заказчиков, чем они увлекаются, какой образ жизни ведут, на какой бюджет рассчитывают. После даём домашнее задание — собрать примеры картинок с “интерьерами мечты”. Так постепенно и поэтапно мы вместе с клиентами создаём интерьер, который будет отвечать их запросам — даже тем, которые они не смогли бы с ходу сформулировать», — Наталья Преображенская.
Художник: В «здоровом» интерьере функциональность и эстетика не спорят друг с другом
«Жилой интерьер — наша среда обитания. Разумеется, место, в котором мы живём, где растут наши дети, влияет на наше самочувствие и на формирование личности наших детей: "бытие определяет сознание". В интерьере важны два фактора: функциональность и эстетика. Причём, вопреки расхожему мнению, в хорошем интерьере они не спорят, а неотделимы друг от друга», — Сергей Меньшиков, живописец, график и монументалист, член Союза художников России.
Интерьер может поддерживать нас, давать ощущение защищённости и спокойствия, вдохновлять на большее и развивать креативность. Для этого принципиальны два момента — удобство (планировки, мебели, хранения) и гармоничная палитра интерьера. Она должна состоять из шести-семи природных оттенков: четыре базовых, остальные — акцентные.
«Цвета интерьера воздействуют на нас постоянно, в фоновом режиме, поэтому к их выбору нужно относится ответственно. К примеру, выполняя роспись в храме, я делаю пробные выкраски на стене и затрачиваю немало времени на поиск нужного оттенка. А художественную мастерскую я обустроил так, чтобы не тратить на поиск любой вещи и минуты. Это даёт мне ощущение полного контроля над своим пространством обитания, здесь я и творец, и хозяин. Когда по какой-то причине я теряю ощущение внутреннего баланса, сонастроенности всех уголков души, мне достаточно вернуться в мастерскую — и всё приходит в норму».
Фактор, влияющий на эмоциональную ресурсность интерьера, — предметы искусства. Свои первые пещерные стоянки люди украшали наскальными рисунками — потребность жить рядом с искусством формировалась у нас тысячелетиями. Сублимировать её, купив типовой постер в супермаркете, недостаточно. Искусство должно быть авторским — и эмоционально заряженным для нас.
«Картина может стать настоящей эстетической "бомбой", диктующей климат в интерьере. Чтобы это случилось, одним походом к художнику или в галерею не обойдёшься. Выбор достойной картины — труд долгий и кропотливый, но результат оправдает затраты: картина будет отдавать вложенные в неё эмоции вечно. Не только вам — но и вашим детям, внукам и правнукам. И совсем виртуозная методика — сначала выбрать картину, а уже под неё создавать интерьер», — Сергей Меньшиков.
Коротко: как сделать интерьер эмоционально ресурсным
- Проанализируйте, какие чувства вызывает у вас ваша квартира. Запишите, что хотелось бы поменять.
- Расхламите пространство, избавьтесь от неудобной и морально устаревшей мебели, но сохраните эмоционально заряженные вещи.
- Определитесь с палитрой и стилем — самостоятельно или с помощью дизайнера.
- Продумайте досконально функционал: у каждой вещи должно быть своё место. Ремонт — творческий процесс, и когда мы обустраиваем своё пространство, мы заново пересобираем себя.
- Не стремитесь приобретать типовой декор, лучше наполните интерьер штучными вещами из поездок и искусством — оно задаст характер пространству, станет вашей постоянной эмоциональной подпиткой и поможет сформировать вкус у детей.
Изображения: Наталья Преображенская