О рисках при съёме и сдаче квартиры в аренду думать не хочется. Все надеются, что квартиранты будут платить вовремя, бережно относиться к чужому имуществу и готовы обо всём договариваться. А собственники в свою очередь забудут о своих жильцах сразу после заселения и будут вспоминать, только чтобы помочь с бытовыми вопросами.
Но так при сдаче квартиры в аренду происходит не всегда. Собрали отзывы владельцев и жильцов, чтобы узнать, чего больше всего боятся арендодатели и арендаторы.
Подводные камни при сдаче квартиры
При заселении условия проживания обычно обговариваются и прописываются в договоре найма, чтобы никаких проблем в процессе сдаче квартиры в аренду не возникало. Но иногда после въезда арендаторы всё же начинают нарушать правила.
Курение, домашние животные и прочее из списка «мы никогда не» — 12%
При заселении условия проживания обычно обговариваются и прописываются в договоре найма. Но иногда арендаторы начинают нарушать их после въезда. Проследить, что происходит в квартире (особенно без ежемесячных визитов) практически невозможно. Остаётся только надеяться на порядочность жильцов, которые честно расскажут на просмотре о питомце или о вредных привычках. В договоре найма можно прописать штрафные санкции за нарушения, но на деле что-то доказать будет сложно. Скорее всего, дело закончится штрафом в счёт страхового депозита.
Арендаторы-грязнули, после которых придётся отдраивать квартиру — 11,8%
Такие квартиру не «убьют», но могут изрядно испортить её состояние. В качестве страховки от таких случаев рекомендуем прописать обязательный профессиональный клининг перед выездом в договоре найма.
Проблемы с оплатой — 11,5%
«Да-да, завтра всё переведу», «Мне нужно ещё буквально несколько дней», «А мы можем перенести оплату на следующий месяц? Я заплачу сразу за два» — 11,5% арендодателей опасаются услышать или прочитать что-то подобное. В договоре найма обычно прописывают, через сколько дней задержки оплаты владелец может разорвать его в одностороннем порядке. Хорошо, если проблему удастся решить удержанием страхового депозита и съездом неплатёжеспособных жильцов. Но если квартиранты откажутся уезжать добровольно, законных способов их быстро выселить нет — только через суд. Вынос вещей на лестничную клетку, смену замков, визиты с «друзьями» юридически подкованные арендаторы могут использовать против собственника.
«Проблемные» или конфликтные квартиранты — 10,1%
На показах все хотят произвести благоприятное впечатление — и владельцы, и потенциальные квартиранты. В дальнейшем отношения могут складываться по-разному. Страх столкнуться со скандальными и неуживчивыми арендаторами при сдаче квартиры преследует почти 10% собственников. И от этого не спасут попытки сдавать через агентство: эти подводные камни так просто не обойти.
Так какое решение? Рассматривать кандидатов в течение какого-то времени (например, 5–7 дней) и в конце выбрать наиболее подходящего. Если квартира хорошая, то её «подождут».
Также можно воспользоваться сервисом долгосрочной аренды от Яндекс.Недвижимости: менеджеры сервиса проверяют платежеспособность жильцов перед заселением, а после него помогают с решением бытовых проблем. Кроме того, в случае внезапного съезда сервис компенсирует до 1 месяца простоя квартиры: а значит, собственник ничего не теряет.
Квартиру «убьют» — 9,9%
Картины об «убитых» квартирах фигурируют почти в каждой дискуссии на тему аренды. Редко у кого нет знакомых, которым «пришлось делать ремонт после отъезда жильцов». Страховой депозит сумму ущерба в таких случаях не покрывает, поэтому квартиру лучше дополнительно застраховать.
Чего ещё боятся владельцы квартир?
Выше — только самые популярные страхи, на самом деле их гораздо больше. Итак, чего ещё владельцев квартир пугает:
- Внезапный съезд жильцов — 7,8%
- Проблемы с соседями из-за аренды квартиры — 7,2%
- Проблемы с выселением жильцов — 5,9%
- В квартире будут заниматься чем-то незаконным — 5,8%
- Кража чего-то ценного из мебели, техники или декора — 5,4%
- Пересдача квартиры без ведома владельца — 4,8%
Но и для жильцов всегда есть место сюрпризам. Даже если они тщательно изучили все углы при осмотре, поздоровались с бабушками под окнами и проверили документы с юристами.
Проблемы с арендодателями и другие нюансы обычно становятся очевидными только через несколько дней жизни в квартире. Это могут быть шумные соседи или запах из вентиляции, появляющийся при определённом направлении ветра.
«Неадекватных собственников» опасаются 37% опрошенных из Санкт-Петербурга и 34,5% из Москвы.
«Прихожу в свою недавно снятую квартиру, а там бабушка-арендодатель кормит свою внучку моими продуктами. И так несколько раз подряд, пришлось искать другие варианты», – рассказывает один из респондентов. Но по факту риски арендаторов чаще всего связаны с другим. Судя по отзывам, при сдаче и аренде квартиры в Москве и Санкт-Петербурге больше неприятностей приносят шумные соседи. О них сообщают около 40% опрошенных.
«Скрытые дефекты» квартиры коснулись 30% арендаторов.
«Текут абсолютно все краны, а бачки унитаза работают с дикими звуками, от которых каждый раз пугался младший ребёнок. Неработающие розетки на этом фоне были просто мелочью», – рассказывает один из респондентов.
- 37 000 ₽ / мес.Московская область, городской округ Красногорск, рабочий посёлок Нахабино, Стартовая улица, 5
- 37 000 ₽ / мес.Московская область, городской округ Красногорск, рабочий посёлок Нахабино, Стартовая улица, 5
Тайная жизнь домашних животных
В «тройку лидеров» страхов квартиросъёмщиков уверенно входят насекомые и другая неожиданная живность в квартире. В городе люди, как правило, готовятся к нежданной встрече именно с насекомыми: клопами и тараканами. Но, как показал опрос, мыши и крысы не менее частые гости в квартирах обеих столиц. И это проблема не только первых этажей.
«К нам на третий этаж из подвала заходили крысы. Узнали мы об этом от кота: он “взлетел” от них на шкаф с диким воем и роняя всё на своём пути. А потом картинка сложилась: рассыпанные по полкам крупы, пропадающее из ванной мыло».
30% арендаторов сталкиваются с неприятными запахами из канализации, вентиляции или подъезда
Есть проблемы, с которыми арендаторы квартиры столкнуться готовы: буйные соседи, тараканы. Но иногда подводные камни аренды всплывают, откуда не ждали. Так, столкнуться с неприятными запахами из канализации или венткороба опасаются всего 5% опрошенных, при этом реально страдают от них уже целых 30%.
Часть проблем арендаторов решаема, другие – нет, но как бы там ни было, если вы пользуетесь сервисом долгосрочной аренды от Яндекс.Недвижимости, риски минимальны. Квартиры застрахованы, и в случае, если неудобство можно исправить, менеджеры помогут договориться об этом со страховой. А если избавиться от проблемы нельзя, сервис и страховая компенсируют арендатору переезд в другую квартиру от Яндекс.Аренды. Соответственно, жилец в этом случае практически ничего не теряет — даже залог (все квартиры Аренды – без залога). А вот с неадекватными собственниками сервис прекращает сотрудничество.
Фотографии: Thibault Trillet (Pexels), Edward Eyer(Pexels), Pixabay(Pexels)