Есть люди, которые способны скрасить — в прямом и переносном смысле — любую, даже самую серую картину мира. Кто-то из них вдохновляет окружающих музыкой, кто-то запечатлевает самые радостные моменты жизни на фотоаппарат. А кто-то делает из вещей прошлого настоящие вещи будущего — яркие, неповторимые, авторские... ковры. Наша героиня Юлия Пигенко, работающая под псевдонимом Jupiter_rug, создала собственный бренд Vrotcompot_rug и поделилась с нашим журналом секретами своего мастерства — например, рассказала, почему иметь дома крутой ковёр и даже вешать его на стену — это актуально и стильно.
Только творчество, только хардкор
«Сколько себя помню, всегда увлекалась творчеством: что-то рисовала, фотографировала, выдумывала наряды. Потом стала графическим дизайнером, принимала активное участие во всяких творческих конкурсах. Даже в Китае занимала призовые места! Творила в авангарде, использовала вместо кистей пальцы, создавала световые инсталляции для фестивалей… Было весело, но довольно скоро, к концу университета, я поняла, что «графичить», хоть я и потратила на это целых 6 лет, — ну совсем не моё. И решила искать себя в другом деле.
Мне всегда нравилось не просто видеть красоту, а воплощать её, трогать, создавать руками. Часто мне делали комплименты о том, что я круто и со вкусом одеваюсь сама и могу помочь в этом другим. Закономерно, я захотела научиться шить. Пошла в школу, научилась, стала работать — шила премиальное нижнее бельё и «кормилась завтраками» от работодателя о том, что меня обязательно пошлют на крутое обучение. Этого, увы, не произошло, и как только я это осознала и закончила практиковаться — строчки тогда выходили идеальными с первого раза — ушла. Развивалась уже самостоятельно: создала даже свой бренд женской одежды «SANYA, I'M NOT MARRIED!». Название — отсылка к моему молодому человеку (хоть замуж я и не хотела, но постебаться на эту тему любила).
Почему ковры?
Когда-то давно я сидела на сайте по продаже и покупке вещей, просто ради интереса смотрела разные объявления. Иногда смеялась то с описаний, то с самих товаров. Вдруг в одном из предложений увидела слово «тафтинг». А я человек по своей натуре очень любопытный, так что полезла гуглить его значение. Оказалось, что тафтинг — это про создание ковров. У меня, честно, загорелись глаза, и я поняла, что вот оно — дело, в котором можно в полной мере реализовать свои творческие способности. Мне очень хотелось найти занятие, в котором я могла бы как воплощать свой художественный потенциал, так и делать что-то прикладное — чего греха таить, для обыкновенного человеческого заработка, который в дальнейшем может стать настоящем бизнесом. В своей голове я всегда мысленно строила империю, но не думала, что она будет связана с коврами.
В общем, в тафтинге для меня и моего партнёра, Саши, открылся настоящий потенциал. Саша тоже любитель покреативить, поработать руками и создать новое. Настолько, что по образованию он стал инженером-строителем, работавшим с дамбами, мостами, плотинами и даже с реконструкцией домов и заводов. В общем, из нас вышла отличная команда. Я нахожу идеи — мы вместе их реализовываем. Так и живём.
Ковры-лягушки
Попытки в ковры начались совсем недавно, в феврале 2022-го. Целый месяц мы с Сашей делали маленьких лягушечек, которых можно держать в руках, вешать в качестве декора на стены и всецело ими наслаждаться. Так как это были первые работы в тафтинге, то процесс очень сильно затянулся: я методично и не торопясь выстригала пряжу, чтоб всё вышло идеально. Ковры были всего 20 см в длину, но всё равно требовали тщательной проработки из-за обилия мелких деталей.
Мы с Сашей всегда трудились вместе, и с коврами эта традиция не изменилась. Он берёт на себя преимущественно «силовую» роль и занимается забивкой ковров (это когда ты тафтинг-ганом, специальным инструментом для создания ковра, заполняешь условные пустоты ткани, перекрывая их пряжей). При этом мой напарник имеет основную работу, так что многое по коврам я всё равно беру на себя.
С лягушками у нас какая-то любовь вышла. Во-первых, конечно, в сердце запали самые первые декор-ковры в виде водоплавающих. Всю коллекцию из этих малышек, кстати, полностью скупила одна девушка, которая является коллекционером всего лягушкового. Продажа первых работ — дело очень запоминающееся и важное, потому что даёт пинок на новые свершения.
Позже фото тех лягушек дошли до сына моей знакомой. Он остался от них без ума и попросил сделать для него лягушку, с одним только изменением: чтоб она была раз в 20 больше оригинала. Подготовили эскиз, идея вышла простая: большая лягушка в плавательном кругу в виде уточки, и всё это на глубоком синем фоне. Кстати, это был наш первый «широкоформатный» ковёр. И он вышел просто чудесным! Хотя мне поначалу казалось, что результат будет несколько детским и несуразным, но нет. Ребёнок захотел именно этот эскиз, и ребёнок оказался всецело прав: вышло грандиозно и красиво, и всё это — за счёт простоты рисунка и чистоты стиля.
Что такое тафтинг, или как делается ковёр
Сам процесс производства ковра довольно прост в описании, но заковырист в исполнении. Вначале подбираем специальную ткань, называемую «основой». Её есть несколько видов, которые, грубо говоря, делятся на профессиональные и проблемные. И это, как правило, соответствует бóльшему и меньшему бюджету.
Затем берётся рама, ткань на неё натягивается и вручную или при помощи прожектора наносится черновой рисунок-набросок (это похоже на подготовку художника к написанию картины). А дальше уже начинается самое интересное и тяжёлое: работа тафтинг-ганом.
В этот инструмент заводится нить пряжи и производится строчка по ткани. Суть работы похожа на прошивание ткани на швейной машинке. Вначале идёт строчка контура, а уже потом — основных деталей. И пусть производство ковра происходит при помощи тафтинг-гана, такой труд всё равно считается ручным — ведь мы сами продумываем рисунок, контролируем инструмент и заполняем ковёр пряжей (и после каждой сессии отваливаются руки и спина!).
Параллельно с забивкой происходит процесс выстригания — контуринг. Он, на мой взгляд, занимает куда больше времени, чем даже самая плотная забивка. Возможно, такое моё ощущение связано с тем, что я сама по себе перфекционист и всё стараюсь делать супер тщательно. С коврами тема та же: я могу неделями выстригать одну работу, трачу все силы на то, чтоб окончательный вариант превосходил все ожидания и был максимально аккуратным. После выстригания мы подклеиваем тканью заднюю часть нашего творения, таким образом создаём подложку. Даём просохнуть — и вуаля, ковёр готов!
Недешёво, но того стоит
Создание ковра — это просто! Но только когда смотришь короткие видео в Тиктоке. На самом деле, это мероприятие долгое, тяжёлое и трудозатратное. Да и в принципе затратное. Чем «более лучшее» (с) качество мы хотим видеть в конечном продукте, тем больше он будет стоить.
Цена зависит и от эскиза (например, он может быть подготовлен клиентом или сделан мной по описанию заказчика) и от трудности рисунка. Самые простенькие декорно-ковровые сердечки и ромашки являются типичным низким ценовым сегментом и стоят в районе 1500-3000 рублей.
Более объёмные работы размером 75х40 см обойдутся в 18-25 тысяч рублей. Недавно мы создавали ковёр размером 170х1300 см, и работа с ним заняла аж 4 месяца, в которые закладывалось и создание эскиза, и выстригание, и нестандартная премиальная проклейка задней части изделия. Оно того стоило: выглядит продукт очень круто, имеет в себе экспериментальное сочетание петли и ворса в технике работы. На недавнем маркете, где мы принимали участие, этот ковёр произвёл настоящий фурор. «Жук-ковёр», как мы его назвали, будет продан с аукциона.
Для тех, кто хочет своими руками создать ковёр, мы проводим мастер-классы. Они бывают групповыми, бывают индивидуальными. Такой опыт помогает понять, насколько работа тафтера тяжела и, в отличие от тиктоковских коротких и красочных видосов, продолжительна. Но результат, повторюсь, даёт потрясающие эмоции, особенно — если заказчик реализует собственную задумку.
Нельзя сказать, что наш тафтинг уже можно назвать бизнесом, потому что каких-то архи-больших денег дело пока не приносит. Для этой цели нужно серьёзно расширять команду, а пока что не до этого — мы в процессе выстраивания процессов.
Из-за «маленьковости» нашей команды приходится учиться быть не просто Юлией, а Юлией Цезарем, то есть делать разом несколько дел. Я уже примеряла на себя роли маркетолога, дизайнера, СММ и, собственно, тафтера. Это здорово и весело, но очень тяжело.
И всё же, почему так дорого?
Все идеи имеют право на жизнь — будь то авторские эскизы, популярные персонажи мультфильмов или просто рандомные картинки. Но когда люди не понимают, что делать ковры — это тяжело, долго и, как правило, очень дорого — вот здесь консенсус найти не удастся, и идея не сможет воплотиться.
Из недавнего: написал заказчик, который хотел вышить медведя. Бюджет — желательно 3 тысячи рублей, максимум — 8 тысяч… А там одна основа для ковра выйдет минимум в 5 тысяч. Плюс стоимость пряжи хорошего качества, плюс стоимость работы, считайте, человекочасов. В общем, на одни только материалы уйдёт средств больше, чем человек себе закладывает на покупку готового ковра.
Дёшево тоже бывает — у тех, кто пользуется бюджетными материалами, не ставит жёсткие дедлайны или работает только для друзей. В остальных случаях работа, при которой ты каждый раз будешь чувствовать себя как после сложной тренировки в спортзале, когда отваливаются руки и спина, когда голова трещит от постоянного напряжения, не может стоить дёшево.
Я делаю ковры, которые являются отражением заказчиков и полностью удовлетворяют их запрос. Эти не «потоковые» изделия, которые купил, кинул на пол и через пару лет выкинул. Эти предметы декора не выполняют одну функцию: лежать и собирать пыль. Они притягивают взгляд, дополняют интерьер, вдохновляют и расслабляют. А потому и не могут стоить столько же, сколько стоят фабричные изделия, напечатанные бездушной машиной за 2 часа на станке.
Как таковой просадки спроса на ковры за последний год я не заметила, но факт: группы обучения по ковровым делам набираются медленнее, чем, например, весной. Люди продолжают активно интересоваться стоимостью, длительностью занятий, но чаще уходят в раздумья типа «а надо ли мне это?» — и в итоге передумывают пробовать силы в тафтинге. Такой подход немного расстраивает. Я придерживаюсь такого принципа: «Трать на себя и не жалей денег, жалей упущенные эмоции!» Считаю, это подход не про расточительства, а про любовь к себе. Ведь такие мелочи, приносящие удовлетворение, радость и самые яркие эмоции, — это и есть жизнь.
Ковры — это про яркость жизни
Никогда не думала, что свяжу свою жизнь с коврами. Но так уж вышло, и вышло всё правильно. Сейчас смотрю на один из недавних вышитых мной ковров и думаю: какой же он сочный. В той серости, которая окружает нас повсеместно и особенно сильно ощущается именно осенью и зимой, иметь такое изделие дома — значит иметь заряд бодрости круглый год.
Когда за окном 9 месяцев дождь, тучи и отсутствие всякого цвета, ковры как типичный образец, пожалуй, самого масштабного и объёмного декора, очень спасают обстановку дома. А это уже прорыв и победа для нашей уставшей психики: хоть где-то для неё есть красочный, клёвый островок счастья. Цвет точно работает позитивно, я заметила это по собственному опыту: окружающие, на мой взгляд, оценивают людей в первую очередь всё же по внешнему наполнению, не только по внутреннему. «Не суди по обложке» здесь не катит, первые впечатления так или иначе идут именно из-за внешности того, с кем мы знакомимся. И не только внешности, но и из-за его одежды, аксессуаров и даже интерьера дома.
Если провести другую аналогию, то будет так: никому не интересен обычный, стандартный бабушкин ковёр. Лежит, пыль собирает — чего в нём классного? Зато эксклюзивное, стильное, красочное изделие точно запомнится любому гостю и поможет создать верное впечатления о вашем внутреннем мире. Грубо говоря, вас будут ассоциировать не с условным Васей Пупкиным, а с Васей Пупкиным, который интересуется искусством, любит себя и без застенчивости демонстрирует то, что ему нравится. В общем, я считаю, что ты интересен именно тогда, когда сам любишь интересное».