АрендаВторичное жильёНовостройки
Все статьи
28 мая, 15:00

Аренда: денежные вопросы

Когда квартира найдена, документы проверены, а договор найма составлен, нужно определиться с процессом оплаты жилья. В этом материале рассказываем, кто, за что и когда платит.

Платежи при подписании договора найма

Как правило, первый платёж состоит из двух частей, если наниматель сам нашёл квартиру, и трёх, если он заключает сделку через риелтора:

  • плата за первый месяц проживания;
  • страховой депозит, равный ежемесячной оплате;
  • комиссия риелтору.

Когда вносить первый платёж за квартиру

Не спешите с оплатой. Рассчитываться с владельцем квартиры стоит только после того, как вы проверили документы, осмотрели квартиру, зафиксировали её недостатки в акте приёма передачи и подписали договор найма. После этого можно передавать деньги.

Так вы сможете избежать ситуации, когда собственник просит задаток, чтобы забронировать квартиру за потенциальным жильцом, а потом перестаёт выходить на связь и исчезает с деньгами.

Сколько платить риелтору и почему нужен договор

Как правило, за услуги риелтора в среднем ценовом сегменте платит только жилец. Если за помощью к профессионалу обращались и наниматель, и собственник жилья, каждый платит своему агенту.

Комиссия риелтора зависит цены аренды квартиры и её востребованности на рынке. Гонорар агента может составлять до 100% стоимости одного месяца найма, в среднем — это 50%. В элитном сегменте риелтору платит собственник — ведь найти жильцов для таких квартир намного сложнее. Если вы снимаете, стоит уточнить у собственника, не оплатил ли он уже услуги посредника, потому что недобросовестный риелтор может взять плату и у жильца, и у хозяина квартиры.

Договор с риелтором обычно заключают в сфере элитной недвижимости, а вот в среднем ценовом сегменте им часто пренебрегают — просто отдают деньги, когда найден жилец или квартира. Ведь кажется, что на этом работа риелтора закончена. Но, если наниматель заселился в квартиру, заплатил комиссию риелтору, а через месяц его попросили съехать, ему придётся опять искать жильё и платить другому агенту. А если с риелтором подписан договор, и в нём есть пункт, согласно которому риелтор обязан найти нанимателю новое жильё, если по прихоти собственника с первым вариантом у него не сложится, то агент будет искать новый вариант уже бесплатно. Настаивайте на заключении договора.

Что такое страховой депозит

Суть страхового депозита часто понимают неправильно. Это не плата за последний месяц проживания, как принято думать, а именно страховка сохранности имущества и квартиры. Из этих денег будет вычтена стоимость разломанного нанимателем стола, разбитого окна или испорченных обоев, когда тот будет съезжать. Иногда страховой депозит называют залогом.

Страховой депозит, если это устраивает всех, можно разбить на два платежа, чтобы квартиросъёмщику было удобнее рассчитаться с хозяином квартиры и не пришлось сразу выкладывать очень большую сумму.

Стоит помнить о естественной амортизации квартиры. Если жилец долго снимал её, то вполне естественно, что обои могут поблекнуть и где-то отклеиться, краска — кое-где облупиться, а диван станет поскрипывать. В этом нет вины квартиросъемщика: даже при самом бережном обращении вещи не могут сохранять первозданный вид вечно.

Страховой депозит покрывает только тот ущерб, которого можно было избежать при более аккуратном проживании: за разбитое стекло, испачканную шоколадом светлую обивку дивана, отломанную спинку у кровати можно смело спрашивать с жильца.

А если страхового депозита не хватит, чтоб покрыть ущерб, нанесённый квартире?

Обычно страховой депозит покрывает только всякие небольшие поломки. Если же жилец основательно «убил» квартиру или мебель, устроил пожар или потоп, то хозяин может потребовать от жильцов устранения всех дефектов или компенсацию стоимости ремонта. Не важно — был при этом подписан договор краткосрочной аренды (менее года, с автоматическим продлением) или долгосрочный (на срок более года с регистрацией в Росреестре). И не важно — платил хозяин квартиры налоги за её сдачу в наём или нет. Потребовать у квартирантов вернуть деньги он всё равно может.

Для этого составляется акт с перечнем ущерба и его стоимости. Наниматель должен подписать этот документ в подтверждение своего согласия с ним. Если он отказывается, необходимо отправить ему ценное письмо с уведомлением о вручении с требованием сделать это. Если и после этого акт не будет подписан, собственник может сделать это в одностороннем порядке при независимых свидетелях. Затем вызвать независимого оценщика, который определит стоимость причинённого ущерба, и идти в суд с иском о взыскании всех этих денег с нанимателя. В российских реалиях этот сценарий, конечно, редко работает. Тем более, если собственник не платил налоги за сдачу квартиры, то есть опасность, что в ходе судебных разбирательств этот факт может всплыть и каким-то образом дойти до налоговой (и тогда платить придётся уже хозяину). Но если ущерб исчисляется сотнями тысяч или даже миллионами рублей (например, при пожаре по вине квартиранта), порядок действий будет таким.

Другое дело — мелкая поломка бытовой техники. Чаще всего наниматели ремонтируют бытовую технику, если она вышла из строя по их вине. В противном случае эти расходы берёт на себя собственник.

Если вы сдаёте квартиру, будет совсем нелишним застраховать её. Так вы можете быть уверены: даже если жильцы устроят в квартире пожар или их затопят соседи, вы получите покрывающую расходы компенсацию. Страховка может покрыть и тот ущерб, который может нанести квартиросъёмщик, и тот, который могут нанести ему, например, соседи — зависит от выбранных опций. Стоит ваше спокойствие от 2 500 рублей, в зависимости от списка рисков.

Кто оплачивает коммунальные услуги

Обычно квартиросъёмщик оплачивает:

  • электричество (по счётчикам);
  • воду (в идеале тоже по счётчикам);
  • интернет;
  • кабельное телевидение;
  • телефон.

Собственник жилья оплачивает услуги по единой платёжке (отопление, капитальный ремонт дома и другие). Если в квартире нет счётчиков на воду, то за неё тоже платит хозяин жилья по общему платёжному документу.

Чаще всего владелец квартиры записывает показания счётчиков, когда приходит за ежемесячным платежом, и сам оплачивает все коммунальные услуги либо просит прислать эти данные в определённый день. Иногда бывает и так, что собственник даёт своим квартиросъёмщикам доступ к личному кабинету и просит их самостоятельно вносить платежи. Всё зависит от того, как кому удобнее, и об этом точно можно договориться.

Как платить за квартиру дальше

Есть два способа рассчитываться с хозяином квартиры.

Первый — отдавать деньги лично, второй — переводить их на его банковский счёт. В первом случае нужно раз в месяц встречаться с наймодателем. И не забывайте вписывать платежи в ведомость, которая составляется вместе с договором найма. Этот вариант, как правило, выбирают собственники, которые не платят налоги. Сумма нигде, кроме ведомости, не фиксируется, и их это успокаивает.

Регулярные ежемесячные переводы одной и той же суммы с карты на карту удобнее для квартиранта: перевод можно настроить автоматически, не нужно носить с собой крупные суммы наличных. Зато для тех хозяев, которые не платят налоги, этот способ расчёта рискованнее. Ежемесячные переводы фиксированной суммы, согласно внутренним правилам банков и Федеральному закону № 115, могут быть признаны подозрительными, и банк может заблокировать счёт. Многое здесь зависит от конкретного банка, при этом нигде не зафиксирована та минимальная сумма, которая может стать основанием для блокировки. Но чем больше эта сумма, тем выше вероятность блокировки. Комментарий о назначении платежа тоже не спасёт.

А вот если хозяин квартиры зарегистрирован в качестве ИП или аккуратно платит налоги как физическое лицо — беспокоиться нечего.

Вне зависимости от того, какой способ оплаты вы выбрали, нужно вести платёжную ведомость. То есть даже при безналичном расчёте стоит встречаться, чтобы поставить в таблице с данными по ежемесячной оплате свои подписи.

Заключение

Деньги — всегда щекотливая тема. Не стесняйтесь всё проверить, переспросить и уточнить, прежде, чем расплачиваться. И старайтесь письменно зафиксировать передачу денег и все претензии, состояние квартиры до и после аренды. Чем прозрачнее будут ваши отношения на протяжении срока съёма или сдачи квартиры, тем проще будет договориться и решить проблемы.

Авторы: команда Яндекс.Недвижимости и Гурам Базадзе. Иллюстратор: Катя Симачева.