Двухуровневая однушка в бывшем доходном доме. История ремонта квартиры со столетней планировкой
Доходные дома — это культурный код Санкт-Петербурга, в котором зашифрована история города и его жителей. В XIX — начале XX веках состоятельные горожане возводили их для модного тогда бизнеса — сдачи квартир в аренду.
Фасады и парадные тех времён нередко поражали богатой лепниной, витражами и тяжёлыми дубовыми дверями, в то время как в мансардах вполне могли прятаться тесные комнаты с покатыми потолками. В одном доме сосуществовали разные миры. Даже лестницы подчёркивали социальное расслоение: парадные для хозяев и чёрные — для прислуги. Кроме жилых помещений, строились также дворницкие, хозяйственные комнаты и конюшни.
После революции всё изменилось: просторные квартиры разделили на коммуналки, и они навсегда потеряли свой прежний облик. Позднее, с перестройкой, началась ещё одна волна переделок, на этот раз в обратную сторону: общее жильё стали превращать в студии и однушки. Сегодня бывшие доходные дома — это настоящая археология быта: по планировке не всегда можно понять, что задумывал архитектор. Такая многослойность делает петербургское жильё уникальным и непохожим на любое другое в России.
Яркий пример — квартира Анны Кожедуб. На бумаге — однушка, на деле — двухуровневое пространство, где этажи расположены не друг над другом, а смещены особым образом.
Столетняя планировка в доме-треугольнике
Эту квартиру на 3-й Советской улице Центрального района Санкт-Петербурга я купила в 2023 году. Она расположена в здании, построенном в 1903 году по проекту Михаила Кварта — известного в те времена архитектора. Большинство его построек имеет характерную треугольную форму, и мой дом не исключение. Именно поэтому планировка получилась ступенчатой и необычной.
Предполагаю, что когда-то нижняя часть квартиры служила вспомогательным помещением, куда хозяева заглядывали нечасто. Отсюда и входная дверь прямо на кухню — скорее всего, это был чёрный ход, через который прислуга заносила продукты. Сегодня об этом можно лишь гадать — никаких документальных свидетельств не сохранилось, только мокрая точка по факту. Я решила идею архитектора и прежних хозяев не менять и организовала свою кухню на том же месте.
Несбывшаяся ванна и уютная гостиная
Кухонный гарнитур сделала намеренно лёгким — без верхних шкафов, чтобы освободить пространство. Правда, на бюджете это почти не отразилось: мебель обошлась мне в 375 тысяч рублей, что не так уж и мало. Даже если учесть, что в эту сумму входит высокий куб с жалюзийными дверцами и шкафами для техники.
Кстати, про дверцы. За ними прячется большая ниша, назначение которой постоянно меняется. Вначале я думала поставить там ванну и даже купила её заранее, и она долго стояла прямо посреди комнаты — странный, но забавный эпизод истории ремонта. В итоге замысел не воплотился, поэтому ванну я продала, а нишу решила использовать практичнее — надеюсь, в скором времени в ней появятся стиральная и сушильная машины.
Но уже сейчас кухонное пространство обрело свою гармонию: здесь есть уютный диван, невысокий столик, элегантный пуф на тонких ножках и красивые оконные ставни.
Лестница в историю семьи
Если смотреть на квартиру от входной двери, может показаться, что всё пространство ограничивается исключительно кухней. Однако за углом нас ждёт настоящий сюрприз — лестница, ведущая в коридор. В нём я сделала небольшую галерею, повесив на стены фотографии нашей семьи, включая дедушкины.
Это дань памяти, ведь я очень горжусь предками. Мой дедушка был маршалом авиации, трижды Героем Советского Союза. Его портрет, как и портрет бабушки, написал известный художник Игорь Радоман. Один висит в спальне, другой — на кухне, над диваном. Для меня это не просто интерьерные акценты, а часть семейной истории.
Пространство без границ
В жилой комнате, как и во всей квартире, я стремилась создать атмосферу уюта. Здесь есть всё, что важно для меня: камин в широкой нише, роскошная кровать и мягкий диван для гостей.
Просторное помещение многие, возможно, стали бы делить перегородками, превращая его в несколько маленьких комнат. Но для меня в этом нет смысла: главное достоинство петербургских квартир — их масштаб. Вместо этого я разделила комнату на зоны визуально: мягкая мебель, открытый книжный стеллаж, вешалка для одежды, туалетный столик — гримёрная. Получилось удобно и гармонично — именно так, как я и хотела.
Единственная недостающая деталь — люстра. На потолке уже ждёт роскошная розетка, а я всё ещё в поиске потолочного вентилятора. В Петербурге кондиционеры почти не ставят — долгое время считалось, что они не нужны, но летняя жара в последние годы доказывает обратное. Учитывая исторический статус дома, обычная сплит-система невозможна, и вентилятор стал бы для меня самым разумным решением. Пока он не куплен, но я уверена — когда это случится, образ комнаты станет окончательно целостным.
Миниатюра в тёмных тонах
Для отделки санузла я выбрала чёрно-серую гамму. На первый взгляд решение рискованное для настолько компактного пространства, но в нём был свой замысел: я планировала сделать часть стены зеркальной, чтобы расширить комнату и смягчить глубину серого. Тогда эффект был бы совсем другим. Однако задуманное не удалось воплотить, но получившийся результат мне тоже по-своему нравится. Санузел напоминает маленькую пещеру или уголок средневекового замка — мрачноватый, но уютный.
Финальный штрих — серая органза. Казалось бы, воздушная ткань, но она отлично скрывает простую душевую шторку и добавляет пространству неожиданный шарм.
Вместо заключения
Моя квартира — своеобразное отражение Северной столицы: немного нелогичная, чуть сумбурная, с неожиданными переходами и странными решениями. Эта «неправильность» делает её такой живой и уютной. Здесь нет выверенной симметрии и идеальных планировок, зато есть история, семейная память и уникальный характер, который невозможно скопировать.
Фотографии из личного архива героини статьи