Войти

«Кремлёвский крематорий» — как сталинский дом для элиты стал символом эпохи

Редакция Я так живу

Айрат Багаутдинов, историк архитектуры, автор проекта «Москва глазами инженера»:

Рационализм и конструктивизм сильно опередили своё время — и с приходом к власти Сталина идеи авангардной архитектуры стали осуждаться. На первый план выдвигается идея освоения наследия, доминирующими стилями становятся ар-деко и неоклассика. Вектор жилищного строительства смещается в сторону элитного жилья.

Дом на набережной (Дом правительства), 1928–1931 гг.

Панорама

Идея: После переезда столицы из Петербурга в Москву в городе резко выросло количество чиновников и госслужащих. Поначалу их размещали в гостиницах и дорогих доходных домах (мы уже писали о доме Нирнзее), а также в Кремле. Но к концу 1920-х годов, когда страна и город подкопили финансовых сил, встал вопрос о строительстве домов Советов для размещения чиновников. Кроме того, гостиницы надо было освобождать для туристов, а Кремль — исключительно для высшего партийного руководства.

Полное название Дома на набережной — Дом ВЦИК и СНК. Он был построен для членов Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров. Спроектированный ещё в 1927 году, он стал одним из первых домов в стране, построенных специально для элиты.

Архитектурные особенности: Проект разработал в 1927 году архитектор Борис Иофан. Здание стало одним из первых примеров «геометризованной неоклассики» или ар-деко в нашей стране. Его парадный фасад, выходящий на Москву-реку, симметричен и украшен колонным портиком и пилястрами. Однако и колонны, и пилястры сведены к прямоугольным брускам, колонны при этом облицованы шлифованным гранитом. Любопытно, что другой главный фасад, растянувшийся на целый квартал вдоль улицы Серафимовича, составлен из нескольких корпусов разной высоты с разрывами между ними — и таким образом воспроизводит традиционный для Москвы силуэт квартала.

По сути, это не один дом, а целый жилой комплекс, спроектированный для автономного существования с собственной инфраструктурой. Там были: внутренний двор для прогулок с фонтанами и цветниками, парикмахерская, столовая, сберегательная касса, почтовое отделение, прачечная, детский сад, гастроном, спортивный зал с первыми в Москве крытыми теннисными кортами, кинотеатр «Ударник» и клуб (сейчас это Театр эстрады имени Аркадия Райкина).

Всё это колоссальное строение занимает площадь в 3,3 гектара (больше 4,5 футбольных полей); в нём 8 корпусов высотой от 9 до 11 этажей, 25 подъездов и 505 квартир (размером от 40 до 300 кв. м). У квартир были высокие — 3,7 метра, — потолки, но довольно маленькие кухни: 4–6 кв. м (предполагалось, что жильцы будут есть в местной столовой — всем выдавались талоны). В Доме на набережной было центральное отопление, свет, газ и горячая вода, которой в 1930-е годы не было даже в Кремле.

Интересные факты: «Дом на набережной» — это литературное название дома, которое прижилось после выхода одноимённой повести Юрия Трифонова в 1975 году. Официально дом назывался Дом ЦИК и СНК СССР, но у здания было ещё немало довольно метких прозвищ вроде «ловушка для большевиков», «дом предварительного заключения», «улыбка Сталина», «братская могила» и «кремлёвский крематорий». Дело в том, что люди, которые получали здесь квартиры, жили роскошно, но недолго: спустя 2 года после заселения в доме начались репрессии. Было расстреляно и сослано в лагеря как минимум 700 жителей дома, в том числе маршал Тухачевский. Некоторые квартиры поменяли за четыре года Большого террора как минимум 5 хозяев. Жён репрессированных жильцов ссылали в лагеря, детей отправляли в спецприёмники.

Сегодня

Это один из самых дорогих домов в Москве. За однушку тут хотят от 30 млн рублей до 95 млн рублей за 5-комнатную квартиру.

Вид из окна в одной из квартир Дома на набережной

Также здесь находится городской музей «Дом на набережной», несколько офисов, Театр эстрады и до недавнего времени располагался Музей современного искусства (на площадях бывшего кинотеатра «Ударник»; в 2017 году музей закрыли, и дальнейшая его судьба неизвестна).