Как оформить продажу участка через МФЦ: пошаговая инструкция

Продажа участка сопровождается оформлением документов и налоговым учётом, поэтому важно учесть все нюансы ещё до самой процедуры, чтобы ничего не упустить. Оформить сделку можно несколькими способами, один из них — через МФЦ. И, пожалуй, это самый простой вариант. В статье мы подробно разберём, как оформить продажу участка через МФЦ, как составить договор купли-продажи, как купить и как продать дачу через МФЦ, какие документы нужны для этого и почему может прийти отказ. 

Можно и нельзя: правила продажи участка

Все правила и нюансы продажи недвижимого имущества прописаны в Гражданском кодексе РФ

При продаже любой недвижимости продавец обязан известить об этом государство, то есть зарегистрировать сделку. Эти правила тоже установлены законом.  

Перед продажей обязательно нужно определить тип недвижимости. Участки бывают трёх видов.

  • Со строением. Если на участке находится постройка, то нужно либо составить два договора купли-продажи, либо один, в котором будет прописана стоимость и земельного участка, и здания. 
  • Без построек. В случае отсутствия построек на участке процедура продажи становится гораздо проще. Но стоит учитывать, что самовольно сносить строение на территории участка нельзя — необходимо привлекать кадастрового инженера и оформлять регистрацию в Росреестре. 
  • Расположенный на землях сельскохозяйственного назначения. Под эту категорию подходят участки за пределами населённых пунктов, которые созданы для определённых целей. Перед продажей обязательно необходимо оповестить региональные власти о сделке. В противном случае сделка не может считаться действительной.

После определения типа участка необходимо собрать все бумаги — ниже подробнее расскажем, какие документы потребуются при оформлении сделки через МФЦ. Затем идут этапы подготовки участка к продаже, поиск покупателей и, наконец, заключение сделки. 

Оформление продажи участка через МФЦ: основное 

Как мы уже сказали, продажа земельного участка через МФЦ — один из приоритетных способов оформления сделки. На это есть несколько причин. 

  1. Удобство. МФЦ доступны во всех населённых пунктах. 
  2. Простота. МФЦ дают чёткий алгоритм действий по оформлению сделки и сбору нужных документов. 
  3. Большой выбор сервисов. Почти все этапы сделки доступны в МФЦ — от подготовки документации до регистрации права собственности. 

Есть и минусы. Например, чтобы оформить продажу участка через МФЦ, потребуется личное присутствие заявителей. Кроме того, процедура может занять больше времени, чем при оформлении через регистратора, поэтому этот способ может не подойти тем, кто хочет закрыть сделку в кратчайшие сроки. Ещё один недостаток — при возникновении споров или несоответствии документов МФЦ может отказать в праве регистрации собственности. 

При выборе этого способа оформления сделки продавец и покупатель могут проживать в разных местах и обратиться в разные отделения, но обязательно в пределах того региона, где находится участок.

Как оформить сделку

Чтобы не тратить время на повторное обращение в МФЦ, желательно сразу выполнить все условия для успешной регистрации сделки. 

Шаг 1 — подготовить документы 

Продавец и покупатель должны предоставить все необходимые документы. Нет необходимости слишком торопиться с регистрацией договора, но лучше не затягивать с этим, чтобы ЕГРН не внесли изменения о новом собственнике. Список необходимых документов мы предоставим ниже. 

Шаг 2 — записаться в МФЦ

Для этого нужно явиться в тот МФЦ, куда планируется подать документы, и взять талон. Будут назначены дата и время сделки. 

Шаг 3 — прийти на сделку 

К указанному времени и дате нужно явиться на приём с полным пакетом документов. Также среди бумаг должно быть заявление о переходе прав собственности. 

Шаг 4 — получить справку с номером обращения 

Во время приёма будет проверено наличие всех документов. Сотрудники МФЦ сделают копии и составят перечень, который выдаётся в качестве справки заявителю. На этом этапе сотрудники должны сообщить о дате следующего приёма — заявителю нужно будет явиться за выпиской из ЕГРН

Шаг 5 — получить выписку из ЕГРН 

В выписке будет указано имя нового собственника. После этого сделку можно считать завершённой.

Госпошлина и документы 

Перед подачей заявления обязательно нужно оплатить госпошлину (350 рублей), если участок относится к одной из этих категорий: 

  • ИЖС (индивидуальное жилищное строительство); 
  • для садоводства; 
  • под строительство гаража; 
  • сельскохозяйственного назначения; 
  • для ведения личного подсобного хозяйства; 
  • для огородничества. 

Если участок не подходит ни под одну из этих категорий, то размер госпошлины составит 2000 рублей для физлиц и 22 000 рублей — для юрлиц. 

Документы для оформления сделки купли-продажи участка через МФЦ: 

  • паспорта продавца и покупателя; 
  • договор купли-продажи; 
  • свидетельство о праве собственности продавца; 
  • документ, подтверждающий приобретение участка продавцом — договор купли-продажи, дарения или наследования; 
  • выписка из ЕГРН; 
  • кадастровый паспорт или план; 
  • согласие супруга на продажу (при наличии); 
  • квитанция об оплате госпошлины. 

В зависимости от ситуации могут потребоваться и дополнительные документы — например, справка об отсутствии обременений. Точный список бумаг рекомендуем уточнить непосредственно в МФЦ. 

Если получилось так, что продавец или покупатель не может лично подать документы, то это имеет право сделать доверенное лицо. Предварительно для этого нужно оформить доверенность и заверить её у нотариуса. При обращении в МФЦ представитель тоже должен иметь при себе паспорт. 

Помимо госпошлины, может потребоваться заплатить налог, если недвижимость была во владении у продавца менее 5 лет. Размер налога — 13% от суммы сделки. 

Важно отметить: налог с продажи можно не платить в случае меньшего срока владения. Достаточно трёх лет, если выполняется одно из этих условий:

  • участок — подаренное близкими или полученное в наследство имущество;
  • земля приватизирована;
  • участок достался собственнику по договору ренты. 

Заплатить налог придётся, если стоимость участка больше 1 млн рублей, при этом налогом облагается только та сумма, которая выходит за пределы 1 млн рублей.  

Пример: человек владеет участком 8 лет и продаёт его за 1 млн 300 тысяч рублей. В таком случае при расчёте будет учитываться только 300 тысяч рублей: 300 000 – 13% = 39 000 рублей — сумма, которую необходимо оплатить в качестве налога.

Сроки проведения сделки и возможные причины отказа 

При подаче документов через МФЦ срок регистрации купли-продажи земельного участка составляет 12–13 дней. Если продавец и покупатель посетили МФЦ не одновременно, то срок рассмотрения увеличивается до 21 дня. Точную дату сообщают после принятия документов. 

Как мы уже упоминали ранее, в регистрации договора купли-продажи участка могут и отказать. Причин может быть несколько.

  1. Продавец — не владелец участка. Например, такое возможно, если свидетельство о собственности было аннулировано или сделки с недвижимостью уже были совершены. 
  2. Есть обременения. Например, земля в залоге у банка. 
  3. Не хватает документов. 
  4. Не оплачена госпошлина. 

В случае отказа Росреестр указывает причину. После устранения недочётов можно снова подать заявку и направить документы повторно.

Чтобы продать дом, квартиру, комнату или участок, разместите объявление на Яндекс Недвижимости. Умная форма сама заполнит часть информации о жилье и подскажет, как сделать предложение более привлекательным. Чтобы завершить сделку как можно быстрее и выгоднее, можно воспользоваться дополнительными опциями.

Как составить договор купли-продажи на участок 

Договор купли-продажи недвижимости составляют по шаблону. В документе обязательно должны быть прописаны пункты, указанные ниже. 

Предмет договора. Документ должен содержать информацию о договорённостях сторон. Например, можно указать ФИО продавца и покупателя и прописать, что один из них продаёт участок, а другой — покупает. Также нужно указать данные об участке — кадастровый номер, площадь и вид разрешённого использования. 

Цена и способ оплаты. В договоре необходимо прописать стоимость участка и способ оплаты. Порядок расчётов стороны определяют сами и прописывают это в договоре. 

Права и обязанности сторон.  Право продавца — получить деньги, а обязанность — передать участок. Право покупателя — получить участок в собственность, а обязанность — заплатить полную сумму, прописанную в договоре. 

Также обязанность продавца и право покупателя — предоставление и получение действительной информации об участке — об обременениях и ограничениях его использования. В противном случае покупатель имеет право расторгнуть договор. 

Порядок решения споров. Стороны должны решить, как они будут решать споры — путём переговоров или в судебном порядке. Также можно определить допустимый срок рассмотрения претензии. 

Реквизиты.  Продавец и покупатель указывают свои паспортные данные и ставят подписи. Если один из участников сделки — индивидуальный предприниматель, то нужно указать и другие данные — ИП, ОГРНИП, адрес, номер телефона, расчётный счёт. Юридическое лицо должно предоставить полное наименование организации, адрес, номер телефона, ИНН, ОГРН, расчётный счёт, ФИО руководителя.

По желанию в договор можно включить и другие пункты — например, состояние и порядок передачи участка, условия изменения и расторжения договора и т. д.

Как продать участок без посредника: советы

  1. Сделать презентабельные фото для объявления. Для этого желательно вывезти мусор, покосить траву, сделать снимки в солнечный день. 
  2. Составить максимально полное объявление, к которому будут приложены фотографии, указаны расположение участка, назначение земли, информация об инфраструктуре и коммуникациях, а также цена.
  3. Заранее подумать над тем, какие вопросы могут задать потенциальные покупатели, и подготовиться к ним. 

Коротко о главном

Продажа участка через МФЦ — довольно простая и быстрая процедура. Перед продажей нужно выполнить несколько действий: 

  • определить тип недвижимости; 
  • подготовить участок к продаже; 
  • найти покупателей;
  • подготовить документы к продаже; 
  • составить договор купли-продажи;
  • заплатить госпошлину;
  • оформить сделку через МФЦ. 

В сделке могут и отказать — как правило, для этого должны быть серьёзные причины, и если ошибку исправить, то заявление можно подать ещё раз.

Фото на обложке: Freepik

Остались вопросы? Задайте их в комментариях!

Поделиться
Подписка
Обещаем присылать в почту только самые интересные и важные статьи!
Комменты (0)
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Войти