Как в картине Малевича: апартаменты, созданные под влиянием русского авангарда. История ремонта

Как в картине Малевича: апартаменты, созданные под влиянием русского авангарда. История ремонта

Мы становимся всё более взыскательными к тому, как выглядит окружающее нас пространство. Модным трендовым интерьером, созданным по картинкам из Pinterest, уже мало кого удивишь — и люди охотятся за дизайнерами, которые способны создать нечто по-настоящему уникальное. Дизайнерам в свою очередь помогает искусство — если в интерьер добавить картины, он сразу становится штучным. А ещё круче, когда весь дизайн построен на отсылках к искусству. 

Как раз о таком проекте и пойдёт речь в этой истории: дизайнер Пётр Григораш рассказал нашему журналу, как он в партнёрстве с Дарьей Блаженковой создал уникальный интерьер в духе русского авангарда на 32-м этаже небоскрёба в Москве.

От подспудного желания — к концептуальной идее

В начале июля 2021 года к нам в студию обратилась молодая девушка — до этого она пожила несколько лет в Европе, а теперь ждала ключи от своей студии в ЖК «Савёловский Сити» и раздумывала над тем, каким хочет видеть свой будущий интерьер.

Своё желание она сформулировала так: «Хочу светлую и современную квартиру, но с элементами, свойственными русской или советской эстетике». И мы начали искать решение.

Первая концепция, предложенная нами, изображала интерьер в актуальных сегодня светло-бежевых тонах в минималистичной стилистике с вкраплениями деталей из  других эпох, вроде дореволюционного небольшого шкафа в гостиной.

Но «любви» не случилось, и мы продолжили поиск. Хозяйка попросила сделать интерьер более характерным, ярким — так мы пришли к совместному решению сделать в облике пространства с отсылками к русскому конструктивизму и авангарду, в частности, к супрематизму Малевича,  с его оптимизмом и энергией. Ведь в своё время это было прорывное арт-направление, которое повлияло на искусство, архитектуру и дизайн во всём мире.

Единственное, мы приняли решение смягчить палитру, сделать все цвета немного припылёнными — во-первых, открытые тона с картин Малевича сейчас не слишком популярны, в тренде природные оттенки. Во-вторых, в ярком интерьере не так уютно, а заказчица хотела, чтобы её квартира была местом расслабления, средоточием спокойствия.

Параллельно мы работали над планировкой. У новостройки площадью 47 кв. м был формальный статус нежилого помещения, апартаментов — это давало нам известную свободу в распоряжении пространством. Поэтому мы пошли на необычный шаг — сделали прямо напротив входной зоны мини-кабинет площадью 7,6 кв. м, ведь там было большое панорамное окно.

Центральную часть квартиры заняла кухня-гостиная размером 19,5 кв. м, под санузел выделили 5,4 кв. м., а спальня и гардеробной получились компактными, но зато уединёнными — 11 кв. м плюс 2 кв. м.

Уже 10 июля, через 10 дней после начала работы, планировочное решение и концепцию утвердили, а к концу месяца были готовы чертежи рабочего проекта. Правда, многие стилистические идеи были обсуждены заранее, пока заказчица ждала ключи от застройщика, именно поэтому проектная работа велась достаточно быстро.

Реализация: отделка и проектирование авторских столярных изделий

Апартаменты сдавались с предчистовой отделкой, поэтому черновых работ было немного. Тем не менее, предстояло выполнить штробление под электрическую разводку — ведь розетки и светильники должны располагаться в чётком соответствии с планом расстановки мебели.

Также мы выстраивали часть внутренних перегородок заново. В частности, в этом проекте получилась ванная комната необычной конфигурации: в санузле мы спланировали глубокую нишу-шкаф под стиральную машинку, а со стороны спальни — гардеробную.

Стены и потолки у нас шли под покраску. Основной цвет для стен был белый, но в определённых местах использовали акценты. Например, верхнюю часть стены в зоне кабинета и прихожей окрасили в тёмно-синий, почти графитовый.

На пол выбрали необычное покрытие — индустриальный паркет из мелких плашек, который по стилистике напоминает паркет 1920-х. Кроме того, он отлично подошёл по толщине под уже установленную застройщиком весьма качественную входную дверь и отлитую стяжку, поэтому удалось избежать лишних строительных работ и по итогу сильно сэкономить и по времени, и по деньгам, и по материалам.

Двери в спальню и санузел было важно сделать невидимыми, ведь они выходили в гостиную. Поэтому мы задумали установить двери под покраску, отказаться от внешних наличников и даже плинтуса (стык напольного покрытия и стены оформили с помощью пробки). Плюсом к этому спроектировали портал в гостиной, который немного нависает над дверьми как рамка, отвлекая от них внимание. 

Портал выкрасили в серо-голубой цвет, чтобы разбить длинную однообразную плоскость стены, идущую от прихожей по всей гостиной — иначе бы создавалось ощущение вагона, чего-то неуютного. Таким образом все пространство гостиной-кухни стало выглядеть интереснее и объемнее. Вот так этот портал выглядит в своём финальном виде.

Еще один необычный конструктивистский приём реализовали в ванной: там нам не хотелось устанавливать современную стеклянную шторку, чтобы не потерять дух авангарда. В результате мы решили сделать короткую стенку-перегородку и покрыть её терракотовым микробитоном. Она защищает пол ванной от брызг и одновременно служит крутым акцентом.

Параллельно шло проектирование авторских столярных изделий. В частности, в этом проекте у нас полностью нестандартная кухонная мебель со встроенным потайным шкафом.

Все строительные работы были завершены весной 2022 года, в апреле хозяйка уже заехала в полностью готовую студию «с картинки» — студию, которая в каждой своей детали напоминает творчество русских авангардистов. 

Авангардный интерьер: что получилось в итоге

Прихожая

В экстремально функциональной и минималистичной прихожей располагается только скамья и типовая калошница из «Икеи», которую по нашему заказу расписал художник Александр Мершиев, используя принципы супрематизма Малевича. В стене прячется встроенный шкаф — он стыкуется с кухней и практически незаметен, поскольку со стороны кабинета мы разместили огромное зеркало от пола до потолка. 

Еще одно зеркало, круглое на квадратном синем основании, от бренда Lulu Space, также прекрасно вписывается в общую концепцию.

Буквально от порога открывается захватывающий вид на Москву — так как кабинет не отгорожен от прихожей никакими перегородками, то прямо от входа панорамное окно заливает пространство светом.

Кабинет

Хозяйка живёт одна, но ей требовалась отдельная рабочая зона. Расположив кабинет при входе, мы смогли сохранить приватность спальни и не нагружать гостиную дополнительными функциями. Тем более, что итоговый размер кабинета-прихожей получился около 8 квадратных метров — вполне достаточно для комфортной работы.

Здесь мы поставили круглый стол и винтажный стул Repeat Story, перетянутый чёрной тканью. На стене — картина Олега Григораша, а над столом расположен светильник Wishnya с функцией поворота: стол можно двигать и за ним — менять расположение светильника, чтобы он всегда был по центру. 

Кухня

Кухонную мебель мы с Дарьей сделали на заказ по нашим авторским эскизам. Мебель выполнена из фанеры, тонированной белым маслом, а столешница — передвижная, опирающаяся на закруглённую опору. Всё это отсылает к архитектуре и эстетике эпохи конструктивизма.

Высокая часть кухни включает в себя не только холодильник, но и гардеробный шкаф с доступом из прихожей. Несмотря на очень небольшие размеры, кухня имеет весь необходимый функционал. За деревянной столешницей кухонного острова можно сидеть вдвоём и смотреть на панорамные виды. Если пришли гости, можно отодвинуть столешницу от окна и устроить обед на 4 или даже 5 человек.

Гостиная

Здесь мы разместили раскладной диван на тонких ножках в винтажном духе, винтажное кресло и стильную металлическую журнальницу от бренда L’appartement, керамические столики, а также комод со стеклянными дверцами, созданный на заказ по нашим эскизам. 

В небольшом пространстве много искусства, что лишний раз подчеркивает авангардный характер интерьера: здесь собрались тканевое панно Анны Плотниковой, графика Елены Сапрыкиной над комодом, керамические скульптуры Екатерины Пигановой на комоде и картина с лилиями Олега Григораша — над диваном.

Спальня

Мы подобрали кровать в тканевой голубой обивке с полукруглой спинкой, яркую тумбочку и необычный итальянский торшер, который поддержал и цвет, и настроение всей квартиры. 

Из-за проектирования портала в гостиной со стороны спальни образовалась декоративная ниша — тоже весьма удачный элемент, который подчеркнул конструктивистское настроение всей квартиры. В нишу мы поместили постамент с декором.

Ванная

В санузле тумбу под раковину и декор с зеркалом мы опять-таки сделали на заказ по собственным эскизам: было важно, чтобы в небольшом помещении студии каждая деталь честно работала на нужный образ и не выпадала из концепции.

Чтобы уравновесить яркую стенку-перегородку, сделали ещё один элемент из микробетона между стеной и ванной. Во-первых, он позволил вписать типовую ванну в помещение, а во-вторых, так полотенцесушитель на стене получилось расположить не ровно над чашей ванны.

Стиральный функционал спрятали в шкаф со скрытыми дверями: белый цвет визуально «растворяет» их в стене.

Хозяйка и мы, авторы проекта, чрезвычайно довольны получившимся результатом: студия выглядит современно, актуально и одновременно изысканно за счёт прямых и косвенных отсылок к эпохе русского авангарда. Получился действительно штучный и вневременной интерьер, который не устареет и не надоест — и в будущем такую квартиру будет легко продать по высокой стоимости: найдётся немало покупателей, которые оценят бережно воплощённый стиль. 

Фотограф: Евгений Кулибаба. Стилист съёмки: Людмила Кришталева

Опрос доступен в полной версии сайта.