За что платит квартиросъёмщик при аренде квартиры: что входит в стоимость?

Фотография из объявления об аренде квартиры

Ежемесячная плата за проживание в съёмной квартире – это только одна часть расходов арендатора, хотя и самая большая. К ней плюсуются и некоторые другие траты. И вот тут нужно разобраться, за что должен платить квартиросъёмщик хозяину квартиры, а за что – нет.

Если обобщить расходы арендатора по максимуму, то вот примерный список опций, которые входят в стоимость аренды квартиры (или могут входить):

  • комиссия риелтору, который помог найти квартиру,
  • оплата первого месяца проживания и затем ежемесячные платежи,
  • депозит в размере ежемесячного платежа за проживание,
  • оплата коммунальных услуг и интернета,
  • расходы на мелкий ремонт,
  • возмещение убытков собственнику за порчу имущества, если страховка их не покрывает.

Но давайте разберёмся, за что должен платить квартиросъёмщик на самом деле, и все ли указанные здесь расходы в реальности ложатся на его плечи.

Кто платит комиссию риелтору

Это зависит от ценового сегмента, к которому относится квартира. На рынке аренды в основном представлено жильё низких и средних ценовых сегментов. Здесь действует правило: риелтору платит арендатор. Это объяснимо, ведь желающих снять хорошее жильё значительно больше, чем действительно подходящих вариантов. Есть, впрочем, исключение: если и потенциальный квартиросъёмщик, и владелец жилья искали друг друга через агентов по недвижимости, то при заключении сделки каждый из них будет платить комиссию своему риелтору. Кстати, в элитном сегменте, где не очень легко найти подходящих арендаторов, так обычно и происходит (или услуги агента вообще оплачивает собственник).

Комиссия риелтора на рынке аренды составляет от 50% до 100% стоимости одного месяца аренды конкретной квартиры.

Первый взнос за проживание

Оплата первого месяца проживания производится при заключении сделки, а именно – после  подписания договора найма, все пункты в котором заранее оговорены. Но ни в коем случае не раньше: сначала арендатору нужно убедиться, что он имеет дело именно с собственником и что этот собственник единственный (либо у него есть документальное согласие остальных владельцев на сдачу жилья в аренду). Для этого у арендодателя нужно запросить выписку из ЕГРН или другие правообразующие документы на квартиру — договор купли-продажи или мены, свидетельство о вступлении в наследство. Если таких бумаг нет, профессиональные риелторские агентства и вовсе не заключают договор о сотрудничестве.

Предварительно очень важно составить и акт приёма-передачи квартиры с перечнем находящегося в ней имущества и фиксацией дефектов. Вот после этого можно вносить первый платёж.

Как и когда будут осуществляться последующие ежемесячные платежи, стороны договариваются индивидуально: наличными или переводом, лично владельцу или через посредника и т.п. При желании все эти тонкости можно внести в договор, но обычно в документе указывают только сроки, в которые нужно уложиться с оплатой (допустим, не позднее определённого числа месяца), а также санкции за просрочку платежа.

Как оплачивать съёмную квартиру ежемесячно

Самый удобный способ передачи денег владельцу за аренду его жилья – банковский перевод. Он удобен тем, что сторонам не нужно ежемесячно встречаться, к тому же квартиросъёмщик может просто настроить автоматический платёж, например, с зарплатной карты в определённый день. Но этот вариант больше подходит собственникам, которые сдают жильё на законных основаниях.

Те владельцы, которые не платят налоги, предпочитают получать деньги наличными. Тогда оплата аренды квартиры производится при личной встрече с арендаторами. Согласно Федеральному закону № 115 («О противо­действии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»), ежемесячный перевод на карту владельца фиксированной суммы может быть признан банком подозрительным, и есть риск, что счёт  заблокируют. Но если владелец квартиры действует как ИП или самозанятыйи добросовестно платит налоги, то он может не волноваться.

Что такое депозит и как его вносить

Депозит – это страховая сумма, из которой будут возмещаться убытки владельца квартиры, если арендаторы испортят имущество. Депозит вносится в размере первого платежа при заключении договора аренды, как правило, он засчитывается в счёт следующего проживания. Предложений, где не предусмотрен депозит, на рынке сейчас практически не найти, но на Яндекс Аренде более 90% квартир сдаются без депозита: страховку берёт на себя сервис. Арендатору надо заранее подготовиться к тому, что придётся одномоментно выложить денежную сумму, равную трём месячным платежам за проживание: риелтору — комиссионные, а первый платёж и депозит — владельцу. Очень часто собственники соглашаются на рассрочку залогового платежа: его выплату можно разбить на два или три месяца, это нормальная практика.

Когда арендаторы покидают квартиру и договор аренды расторгается или истекает, депозит может быть им возвращён или зачтён как платёж за последний месяц проживания. Часто практикуется второй вариант, поэтому депозит многие называют «платой за последний месяц». Но, напомним, это именно страховая сумма, и зачёт её в виде платы за последний месяц проживания возможен лишь в том случае, если у владельца нет к арендаторам претензий по состоянию квартиры, если всё имущество сохранно и возмещения убытков не требуется.

Возмещение убытков

Арендаторам надо быть готовыми к тому, что страховой суммы (депозита), которую они выплатили владельцу, может не хватить, чтобы покрыть убытки в случае серьёзной порчи имущества. Небольшие поломки депозит покрыть может. Но если по вине квартиросъёмщика произошёл пожар, потоп, вышла из строя мебель или крупная бытовая техника – это уже значительный ущерб. И компенсировать владельцу стоимость ремонта, покупки мебели и техники опять же придётся из своего кармана.

В этом случае владелец самостоятельно составляет акт с указанием ущерба и его стоимости. Арендатор подписывает этот акт, выражая согласие со всем, что указано в документе, и, соответ­ственно, возмещает собственнику убытки. Но это идеальный сценарий, в котором обе стороны подходят к делу добросовестно. В реальности добиться полного возмещения убытков бывает непросто.

Что же делать владельцу, если арендаторы отказываются возмещать ему причинённый ущерб? Если договориться не удалось, собственник может обратиться в мировой суд по месту регистрации. Перед этим следует вызвать независимого оценщика, который определит стоимость ущерба и составит соответствующее заключение. Обращение в суд и проведение экспертизы — платные услуги, но расходы можно включить в иск.

В связи с этим - ещё два полезных совета собственникам:

  • Лучше сдавать квартиру по закону: с выплатой налогов и заключением официального договора найма жилья – это поможет при обращении в суд. Тем более, что при неофициальной сдаче квартиры факт неуплаты налогов может открыться в ходе судебных разбирательств и у налоговой возникнут вопросы к самому владельцу.
  • Сдаваемую в аренду квартиру важно застраховать. В случае пожара, потопа и других серьёзных неприятностей, повлекших порчу имущества, ущерб покроет страховка.

Бытовые ситуации и расходы на ремонт

За что ещё платит арендатор при съёме квартиры? Среди возможных расходов – мелкий или средний ремонт. Вообще, ремонт – это зона дополнительных договорённостей между арендатором и владельцем. Если квартира в целом устраивает квартиросъёмщика, но находится в изношенном состоянии, он может попросить сделать косметический ремонт. Тут возможны варианты.

  1. Владелец сам делает косметический ремонт перед въездом квартирантов. Таким образом он сам контролирует свои расходы на материалы и работу.
  2. Собственник предоставляет арендаторам необходимые стройматериалы, и они делают ремонт самостоятельно. В этом случае владелец обычно тратится только на материалы, а работу выполняет арендатор – своими силами или за свой счёт.
  3. Арендаторы сами закупают материалы и производят работу, а стоимость всего этого при предоставлении чеков и квитанций вычитается из ежемесячных платежей.
  4. Бывает также, что владелец не готов платить за ремонт и заново обустраивать квартиру под каждого нового жильца. Такие квартиры обычно сдаются относительно недорого, и ремонт в них квартиросъёмщики при желании делают за свой счёт и в соответствии со своими предпочтениями.

Ремонт квартиры, починку труб, мебели, сантехники и бытовой техники, если поломки произошли не по вине арендаторов, а в результате естественного износа или других факторов (например, жильё залили соседи), тоже берёт на себя владелец.  Если виноваты арендаторы, то расходы на ремонт или замену испорченного имущества ложатся на них.  Например, если они разбили окно, испортили холодильник или стиральную машину, их дети изрисовали обои, а собака испортила мебель.

Кто платит квартплату при аренде квартиры

Об оплате коммунальных услуг стороны договариваются при заключении сделки. Самый распространённый вариант: арендатор оплачивает электричество по счётчикам и водоснабжение (если в квартире также установлены счётчики расхода воды), а прочие услуги, указанные в единой платёжке (газ, отопление, капитальный ремонт дома и т.п.), оплачивает владелец. При наличии счётчиков вода и электричество – это то, за что должен платить арендатор квартиры обязательно.

Если счётчиков на воду нет, то, как правило, собственник оплачивает всё, кроме электричества. Нередко также стороны договариваются о том, что оплата коммунальных услуг целиком ложится на плечи арендатора. Это часто бывает, если владелец по каким-то причинам не может вносить деньги сам (например, живёт в другом городе или стране). Но в этом случае ежемесячная арендная плата за квартиру обычно устанавливается несколько ниже среднерыночной. Это удобный, но не самый безопасный вариант для владельца – чтобы избежать просрочек, лучше всё-таки контролировать или самостоятельно оплачивать счета за услуги ЖКХ.

Договорённости о порядке и форме оплаты коммунальных услуг желательно отразить в договоре аренды: кто за что и в какие сроки должен платить. Это поможет избежать конфликтных ситуаций и неразберихи в платежах.

Все дополнительные услуги (интернет, кабельное или спутниковое телевидение) во всех случаях оплачивает квартиросъёмщик. Если, конечно, ими пользуется. 

В инициативах ТСЖ обычно участвует (или не участвует вовсе) собственник. Сборы денег на оплату услуг консьержа, смену домофона, ремонт подъезда, установку дополнительной двери на лестничной площадке или благоустройство палисадников – всё это арендаторов, как правило, не касается.

Как оплачивать коммунальные услуги

Тут может быть множество вариантов. Например, собственник сам снимает показания счётчиков, если между сторонами есть договорённость о его ежемесячных визитах, либо арендатор предоставляет ему эти показания любым удобным способом. В этом случае владелец жилья сам оплачивает счета и предъявляет арендаторам набежавшую по счётчикам сумму за месяц. Плата за услуги по счётчикам может взиматься как одновременно с арендными платежами, так и в другой оговоренный день.

Если все платежи за услуги ЖКХ осуществляет арендатор, он предоставляет владельцу либо оплаченные квитанции, либо выписки с банковского счёта, с которого производилась оплата. Словом, здесь всё зависит от того, как договорятся между собой собственник и квартиросъёмщик.

Что делать, если квартиранты не оплачивают коммуналку

Просрочки оплаты коммунальных платежей – одна из самых распространённых проблем, с которой сталкиваются владельцы квартир при сдаче их в аренду. Что же делать, если просрочки стали систематическими?

Самый безопасный для собственника способ – взять все платежи на себя и предупредить арендатора, что он нарушил условия договора. Хоть это и не всегда выгодно: арендатор, который сам не платит по счётчикам, не заинтересован в том, чтобы экономить воду и электричество. Поэтому многие владельцы идут по другому пути: снимают показания счётчиков, самостоятельно оплачивают счета, а оговоренные строки из коммунальных квитанций плюсуют к ежемесячным платежам за проживание.

Если по договорённости арендаторы должны оплачивать счета сами, но не делают этого, для начала необходимо попытаться найти общий язык с ними, определив чёткий срок, в течение которого долги должны быть погашены. Если этого не произошло, владелец может обратиться в суд. На момент подачи иска просрочка должна превышать два месяца. Если суд расторгает договор аренды, то выселением арендаторов и взысканием долгов будут заниматься судебные приставы. Но надо понимать, что судебное разбирательство – дело хлопотное и небыстрое, поэтому владельцу лучше сразу взять контроль за оплатой на себя.