Было время, когда человечество обходилось без науки, но без искусства — никогда, говорил известный советский скульптор Вадим Сидур. Пещерные стоянки люди украшали сценами охоты, храмы и дворцы — тонкой художественной росписью, витражами и лепниной.
Сегодня искусство тоже не любит оставаться запертым в музейных залах. Как художники вдохновляют архитекторов на строительство штучных домов, в которых обычная жизнь приобретает совсем другие оттенки? Яндекс Недвижимость разбирается совместно с девелопером Sminex-Интеко, построившим пропитанный искусством авторский дом «Врубеля 4».
Зачем искусство современному архитектору
Никита Токарев, директор московской архитектурной школы МАРШ, уверен, что рисунок, живопись, скульптура и макетирование важны для архитекторов даже в компьютерную эпоху. Ведь именно ручной труд развивает особый тип мышления, соединяющий в себе и логическое, и творческое начало.
Да, раньше связь архитектуры и искусства была прямой: студенты рисовали гипсовые капители, а затем применяли их в каком-нибудь здании. В подобных «красивых» постройках связь искусства и архитектуры очевидна и неспециалисту. Взять хотя бы сталинский ампир — ВДНХ, кольцевая станция «Комсомольская» в Москве — или более ранний стиль модерн рубежа XIX–XX веков с его декоративностью и обилием орнаментов и украшений.
ВДНХ. Фото: Klara Kulikova (Unsplash)
Ярославский вокзал архитектор Фёдор Шехтель строил, опираясь на традиции народного зодчества, и заказал художнику Константину Коровину картины для залов ожидания, посвящённые Русскому Северу, — их репродукции можно увидеть на вокзале и сейчас, а оригиналы находятся в Третьяковской галерее.
Ярославский вокзал. Фото: Shutterstock
В Петербурге дом компании «Зингер» по проекту Павла Сюзора и Елисеевский магазин авторства Гавриила Барановского запоминаются своими фантазийными формами, текучими декоративными элементами на окнах и фасадах и эмоциональными скульптурами Амандуса Адамсона.
Дом компании «Зингер». Фото: Shutterstock
Но и более современные стили так или иначе опираются на художественные традиции и опыт. Так, художник русского авангарда Эль Лисицкий разрабатывал в эскизах облик минималистичных небоскрёбов, которыми сегодня уже никого не удивишь. А объёмные контррельефы Владимира Татлина легли в основу эстетики конструктивизма, ярким примером которого служит застройка 1920-1930-х годов в центре Екатеринбурга (есть даже термин «свердловский конструктивизм»). Кубизм Пикассо отразился на работах архитектора Ле Корбюзье, автора ставшей хрестоматийной Виллы Савой под Парижем и здания Центрсоюза на Мясницкой улице, где сейчас располагается Росстат. А сегодня отчетливые отсылки к Пикассо видны в проектах современного архитектора Стивена Холла, создателя ритмичного образа Школы искусств Glassell в США.
Школа искусств Glassell. Фото: Shutterstock
Как художники учат переосмыслять городские пространства
Архитектура и урбанистика в наше время становятся всё более гуманитарными профессиями — в том смысле, что они направлены на человека, его потребности и интересы. И креативные течения искусства часто помогают в этом.
К примеру, арт-направление дадаизма, возникшее во времена Первой мировой войны, отрицало рационализм и логику — как источник жестокости и конфликтов. В противовес дадаисты воспевали принципы свободы, гармонии и простоты. Им во многом был созвучен сюрреализм Дали, который отличался использованием аллюзий и парадоксальных форм. Из этих арт-направлений родился деконструктивизм и экспрессионизм в архитектуре — в этом стиле построены фантазийные здания бионических форм вроде концертного зала Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, музея Гуггенхайма в испанском городе Бильбао или офисного «Танцующего дома» в Праге.
Музей Гуггенхайма. Фото: David Vives (Unsplash)
Концертный зал Уолта Диснея. Фото: Linda Pomerantz Zhang (Unsplash)
«Танцующий дом». Фото: Alice (Unsplash)
Чаще всего необычные архитектурные решения, вдохновлённые творчеством художников, разрабатывают для коммерческих и общественных проектов, что вполне логично. Строительство неординарного объекта обходится дорого — важно, чтобы таким зданием могли пользоваться многие. В Москве кампус Школы управления «Сколково» построен как подражание картине Казимира Малевича «Супрематизм» — британский архитектор Дэвид Аджайе создал здание, которое состоит из нескольких геометрических блоков с диском в основании.
Кампус Школы управления «Сколково». Фото: Shutterstock
Как искусство влияет на жилые дома
Искусство способно сделать жилой дом поистине запоминающимся и концептуальным, даже если речь идет о типовом жилье. В советские времена активно привлекали художников-монументалистов, чтобы они создавали на фасадах жилых домов мозаичные панно или панно технике сграффито. Таким способом можно было оживить и разнообразить застройку из хрущевок и брежневок, не меняя типовой проект.
Чаще всего это были довольно простые изображения: геометричные узоры, олимпийский мишка или цветик-семицветик: дорогие и сложные мозаики делали в основном на общественных зданиях — домах культуры, поликлиниках, санаториях и заводах. Но иногда создавались целые монументальные картины и на жилых домах. Так, например, в Екатеринбурге заслуженный художник Герман Метелёв сделал панно «Времена года» на доме по улице Малышева, 76. А в Нижнем Новгороде на торце обычной панельной 9-этажке по адресу Березовская, 118 — смонтировали колоссальное панно на олимпийскую тему по эскизам монументалиста Валентина Любимова.
В наше время такие проекты тоже есть: «Врубеля 4», единственный новый дом премиум-класса в районе Сокол, создан под влиянием знаменитого русского модерниста Михаила Врубеля. Девелопер проекта Sminex-Интеко даже заключил специальное соглашение с Третьяковской галереей об использовании творчества художника — это сделано для популяризации творчества известного модерниста и придания дополнительного шарма дому.
Здание мягко изогнуто — это отсылка к московскому модерну, а фасад дома окольцовывает резной орнамент из ирисов — это частый мотив в творчестве художника. В облицовке использован премиальный натуральный камень — доломит. Его цвет варьируется в благородной светлой гамме от холодно-белого до насыщенно-серого — это аллюзия на сложные живописные нюансы врубелевских полотен. Такие, как на знаменитой картине «Царевна Лебедь» 1900 года.
Мощение центральной площадки в приватном дворе тоже вдохновлено работами Врубеля. Внутреннее пространство превращено в своеобразное патио с зонами для отдыха и детских игр, цветниками и вазонами, раскидистыми липами и живописной сиренью — кстати, Михаил Врубель любил её писать.
Реклама / АО «Интеко»
Как художники создают новые точки притяжения в городе
За счёт искусства создаются новые точки притяжения в городском пространстве — здание может стать «открыточным», к нему будут стремиться туристы и горожане, а жители такого дома будут чувствовать, что обладают исключительными квартирами.
Иногда решения идут от противного, но в этом тоже есть свое очарование. Художник Фриденсрайх Хундертвассер, у которого никогда не было профильного архитектурного образования, создавал креативное партнёрство с архитекторами и строил фантазийные здания по всему миру. Самый известный жилой дом по его эскизам так и называется: Дом Хундертвассера — Кравины (это фамилия архитектора, партнера художника). Он был построен в Вене на перекрестке улиц Кегельгассе и Лёвенгассе, на месте старого здания, отошедшего под снос.
Дом Хундертвассера — Кравины. Фото: Nick Night (Unsplash)
«Врубеля 4» — напротив, пример бережно вписанного авторского дома. Рассчитанный всего на 196 квартир, он расположен рядом со знаменитым Посёлком художников. На месте села Всехсвятское ровно сто лет назад власти выделили землю под кооператив для технической и творческой интеллигенции — московские учёные, архитекторы, чиновники, учителя и художники построили для себя частные дома и дачи. Улицы здесь названы в честь живописцев — Врубеля, Шишкина, Поленова, Сурикова, Левитана и других. Сегодня Сокол — один из самых комфортных и престижных столичных районов. Это престижное место со сложившейся застройкой, обилием зелени, развитой социальной инфраструктурой и хорошей транспортной доступностью.
Московский модерн, архитектурный стиль времен Врубеля, читается во многих деталях нового дома: деревянных окнах из сосны, декоративных фрагментах на фасадах, резных рустах и величественных террасах, самая большая из которых разместилась на крыше дома и доступна всем жителям. Она же является самой большой среди проектов премиум-класса — 565 квадратных метров. Кроме того, у каждой квартиры есть своя теплая лоджия, где можно оборудовать небольшой зимний сад.
Дом расположен всего в 800 метрах от станций метро «Сокол» и МЦК «Панфиловская». Есть удобный выезд на Волоколамское и Ленинградское шоссе. Во «Врубеля 4» можно жить с комфортом, сохраняя размеренный темп и наслаждаясь очарованием исторической Москвы.
Реклама / АО «Интеко»