«Вкусы у всех разные!». Отвечают дизайнеры
Дизайн интерьера — очень эмоциональная тема. Люди вкладывают в него всю душу и деньги (иногда тоже — все) и на критику реагируют болезненно. Этой статьёй мы хотим вдохновить вас на то, чтобы вы смогли посмотреть на привычные вещи по-другому.
Елена Черных, дизайнер, руководитель студии D-vision:
Морально устаревшие приёмы из российских интерьеров за пределами страны никогда популярны не были. Это не придуманные дизайнерами и художниками стили и решения, которые просто вышли из моды (так бывает), а сиюминутные, часто эмоциональные явления, возникшие у нас как гиперкомпенсация после однообразного быта СССР. Отсюда показная роскошь, увлечение фресками, золотыми арками и прочее.
Наталья Преображенская, руководитель студии дизайна интерьеров «Уютная Квартира»:
Если вы не собираетесь сдавать или продавать квартиру, её, конечно, можно делать и «под себя». Но интереснее найти компромисс между привычными решениями и современными тенденциями. Даже чувствовать вы себя будете в такой квартире иначе: хорошо выверенный интерьер — это ещё и про уют, и про психологию человека, и про функциональность.
Устарело: показная роскошь / интерьеры «тон в тон»
Дизайн «всё самое дорогое и модное сразу» находит всё меньше поклонников. Устарели и квартиры, сделанные «под себя», когда интерьер собран из того, что понравилось в данный момент в магазине, без какой-либо определённой концепции. В итоге — ничего ни с чем не сочетается (оранжевый диван, синий коридор, коричневые двери, алая кухня). Другая крайность интерьеров, которые делали без дизайнера, — «всё сочетается» и подобрано тон в тон. Обычно в этом случае выбирают бежево-коричневую гамму как самую беспроблемную. У таких интерьеров даже немало поклонников, потому что они кажутся приемлемыми почти для всех из-за своей безликости. Но в этом и кроется их проблема: они лишены индивидуальности и такая квартира, скорее, напоминает гостиницу.
Хорошо: сделать нейтральный интерьер и придать ему индивидуальности современными акцентами.
Елена Черных, дизайнер, руководитель студии D-vision:
Многие дорогие «замки» в Москве на Рублёвке годами не могут найти покупателей, их хозяева вынуждены снижать цены: тех, кто разделяет тягу к «золотым» интерьерам, осталось не так много. Люди хотят жить в современных домах и квартирах и понимают: чтобы переделать такую недвижимость, нужно вложить очень много средств.
Наталья Преображенская, руководитель студии дизайна интерьеров «Уютная Квартира»:
Пышные интерьеры часто обходятся неоправданно дорого в реализации, а затем — и в эксплуатации. Те же арки, сложные радиусные конструкции, лепнина — всё стоит денег, даже если это крашеный гипс. В таких квартирах сложнее делать уборку: чего стоит только раз в три месяца перестирать и перегладить пышные шторы во всей квартире, чтобы они выглядели прилично! Корпусная мебель со сложными витиеватыми филёнками и вензелями тоже требует постоянной заботы.
Сдержанный по дизайну интерьер поможет сделать ремонт дешевле, а радовать он вас будет намного дольше. Вы сможете с комфортом жить в нём лет десять-двадцать, обновляя лишь некоторые детали.
Устарело: акцент на ТВ-зоне
Раньше ТВ-зоны в гостиной выделялись помпезно — рамками, молдингами, обоями с шелкографией, зеркальными накладными панелями с росписью, фотообоями и т. п.
Были популярны заказные шкафы-стенки с акцентом на место под телевизор — с цветными панелями позади него, фасадами шкафов вокруг другого оттенка. Интерьер строился вокруг ТВ-зоны.
Хорошо: Никак не выделять место под телевизор вообще (это просто бытовая техника, вы же не ставите чайник на постамент?). Часто в современных дизайнах телевизор и вовсе «прячут» — например, красят всю стену за ним в матовый чёрный цвет, чтобы он не бросался в глаза.
Дмитрий Строев, дизайнер, руководитель New Life Studio:
Когда появились большие плазменные панели, зона просмотра телевизора считалась главной в квартире. Её всячески «украшали». Сегодня молодёжь часто вообще не покупает телевизор. Но даже если плазменная панель планируется, не нужно помещать её в центр композиции. Телевизор — это просто предмет, висящий на стене.
Устарели: очень яркие, глянцевые и «королевские» кухни
Моветоном стали все чрезмерно яркие и визуально «тяжёлые» кухни — кричащих цветов (красные, малиновые, кислотно-зелёные, оранжевые и т. п.), с фасадами, украшенными позолотой и резьбой, кухни с цветистыми фартуками (морские миры, 3D-фрукты и прочее), а также просто массивные кухни.
Лучше: проектировать кухню, чтобы она очень деликатно вписывалась в пространство. Например, фасады кухонной мебели могут быть даже чёрными или графитовыми, но тогда само помещение должно быть продумано соответственно (допустим, вся стена оформлена графитовой штукатуркой, чтобы кухонная мебель как бы пряталась в ней).
Становятся модными кухни без верхнего ряда шкафов — их заменяют открытые полки, так кухня смотрится легче. Уходят из дизайна угловые кухни (поворот отрезает минимум 60 сантиметров, угол не становится функциональным, а места теряется много).
Дмитрий Строев, дизайнер, руководитель New Life Studio:
Сейчас кухни не акцентируются в дизайне, а наоборот, инсталлируются под стену. Поэтому я бы советовал также отказаться от отдельно стоящего холодильника, но если нужно сэкономить, то обычный, невстроенный холодильник можно подобрать под интерьер в скандинавском стиле или стиле лофт.
Также считаю устаревшими невстроенные вытяжки. Бывают с такими вытяжками и удачные интерьеры — например, верхнего ряда шкафов на кухне нет, а вместо них висит стильная вытяжка. Хорошо смотрятся профессиональные по стилю вытяжки над кухонным островом. А вот в кухнях классического дизайна лучше вытяжку встраивать.
Вообще, полагаю, что очень большие кухни в обычных квартирах не нужны, а прямые кухни всегда смотрятся интереснее, чем угловые.
Устарели: «богатые» обои и фотообои
Обои с блёстками, с шелкографией, с узором «дамаск», с детскими картинками и большая часть обоев с рисунками вообще, виниловые и моющиеся обои, обои, имитирующие мозаику и каменную кладку, фотообои с райскими пейзажами и небоскрёбами.
Хорошо: Декоративная штукатурка, стены или обои под покраску. Обои уместны, но нужно выбирать более современные — с геометрическим рисунком или однотонные. Для любителей цветочных принтов есть обои в шведском или британском стиле с флористическими мотивами — сдержанные и утончённые. Фотообоям — тоже да, но лучше выбрать бессюжетные акварельные — это могут быть просто красивые пятна, огромные цветы или листья.
Наталья Преображенская, руководитель студии дизайна интерьеров «Уютная Квартира»:
Не стоит клеить разные обои во всех помещениях — обои с Биг Бэном для коридора, обои с шелкографией для гостиной, обои с мишками для детской, обои с каменной кладкой и подсолнухами для кухни, обои с цветочным узором для спальни и так далее. Намного современнее смотрятся обои под покраску или просто крашеные стены. Необязательно уходить в нордический абсолют: стены могут быть любого цвета, сейчас в тренде сложные и насыщенные оттенки.
Дмитрий Строев, дизайнер, руководитель New Life Studio:
В гостиной и коридоре удобнее всего сделать краску или декоративную штукатурку — это покрытие более стойкое к повреждениям, стильно выглядит и проще в нанесении. И выравнивать стену необязательно — современные интерьеры терпят разумные несовершенства. А ещё краска и декоративная штукатурка легко обходят углы (в коридорах их всегда много), где с обоями всегда проблемы.
Если вы сами делаете ремонт, то научиться наносить эти материалы проще, чем правильно клеить обои. Широкая кисть, крестообразные движения, немножко тренировки, и всё получится. Экономия и по цене получается серьёзная: рулон хороших обоев сейчас стоит в районе 2500, его хватает на 3 полосы примерно, это максимум 1,5–2 метра по поверхности стены. Ведро декоративной штукатурки типа «Марракеш» (в профессиональной среде её часто называют «песок» из-за структуры покрытия) отечественного производства стоит столько же, а хватает его на 40–50 квадратных метров.
В детской же я бы посоветовал клеить обои, особенно если дети маленькие, —проще переклеить, когда малыши их изрисуют. Перекрашивать стены в детской обычно получается плохо: рисунки просвечивают, надо будет сбивать верхний слой краски. Но не стоит выбирать кричащие и откровенно «мультяшные» по дизайну обои — лучше, чтобы дети привыкали к хорошему вкусу. Тем более растут они быстро, а интересы у них меняются ещё быстрее.
Мы писали, как сделать современную правильную детскую «на вырост».
Устарели: арки и «высокохудожественные двери»
Гипсокартонные или деревянные арки, дверные проёмы, оклеенные по контуру фактурными обоями «под каменную кладку», проёмы, увитые искусственной виноградной лозой, и прочие конструкции делают интерьер морально устаревшим. Отжили свой век также «очень красивые двери» — с разнообразными витражными вставками, витиеватой расстекловкой и многоярусными филёнками.
Лучше: Обычные дверные проёмы с обычными наличниками. В недорогих интерьерах упор делается на двери простого дизайна, нередко это глухое полотно без вставок или с какими-то очень небольшими вставками.
Цвет — матовый серый или белый, под светлое или тёмное дерево (рыжее выглядит уже менее современно, поэтому лучше от него отказаться или проконсультироваться о его целесообразности с дизайнером).
Хорошо смотрятся визуально лёгкие двери с большими квадратными вставками из матового стекла. В более дорогих интерьерах встречаются двери, установленные скрытым способом — у них нет наличников, а петли располагаются внутри, поэтому их часто красят в цвет стен, и они становятся практически невидимыми.
Елена Черных, дизайнер, руководитель студии D-vision:
Увлечение арками — чисто наша, локальная мода. Наверное, это идёт ещё от постсоветской усталости от всего типового и прямоугольного. Арка сама по себе — красивый классический элемент архитектуры здания, ничего плохого в ней нет. Но когда это не проём в историческом здании, а гипсокартонная конструкция, которую специально нагородили в обычной квартире, — это маркер устаревшего интерьера.
Устарели: шторы с ламбрекенами
Помпезный дизайн штор «старит» любую квартиру. Кроме того, длинные шторы в привычном нам наборе «тюль+гардины» визуально уменьшают пространство комнаты.
Лучше: Полное отсутствие штор, римские или рулонные шторы, короткие шторы сдержанного дизайна. Длинные гардины используются только для затемнения, поэтому чаще всего они уместны лишь в спальне (нередко их вешают даже без тюля). Традиционный набор «тюль+гардины» тоже возможен, но тут есть опасность перегрузить пространство.
Наталья Преображенская, руководитель студии дизайна интерьеров «Уютная Квартира»:
В оформлении окон сейчас чем проще, тем лучше. Во многих интерьерах вовсе отказываются от штор — так в помещение проникает больше дневного света и визуально оно смотрится легче и просторнее. Если без штор не обойтись, то отдайте предпочтение лаконичному текстилю и полупрозрачным занавескам. Сложносочинённые портьеры с ламбрекенами в обычных квартирах смотрятся морально устаревшими.
Устарели: «интересные» потолки
Многоуровневые, асимметричные, глянцевые, натяжные блестящие, цветные, под звёздное небо, с художественной росписью, навесные системы типа «Армстронг» и подобные «оригинальные» потолки.
Хорошо: Обычный белый матовый потолок — просто побеленный (даже не выровненный), матовый натяжной или из гипсокартона. В сталинках или исторических зданиях уместны аккуратные лепные розетки (если они сохранились, их лучше отреставрировать). В лофтах и японском минимализме отлично смотрятся потолки в бетоне (если высота их не меньше 2,8–3 метров, чтобы не возникало давящего ощущения). Круто смотрятся цветные матовые потолки, крашеные краской.
Дмитрий Строев, дизайнер, руководитель New Life Studio:
В обычном ремонте из потолка не стоит делать предмет украшательства. Многоуровневые потолки могут смотреться уместно только в определённых интерьерах: при больших бюджетах, больших площадях и в высоких помещениях.
Ещё одна ошибка, связанная с потолками, — точечный свет, используемый как замена основному освещению (я имею в виду «глазки», которые вставляют в потолки рядами и с частым чередованием). При небольшой высоте потолка (до 3,5 метров) от точечного света в принципе лучше отказаться. Задача точечного света — давать направленный луч на определённый предмет или элемент интерьера; это акцентный приём. Он не создан для того, чтобы освещать комнату в бытовом понимании — для этого нужно продумывать основное освещение, дополнять его бра, настенными светильниками, напольным светом и пр.
Устарела: цветастая плитка в санузлах
Несовременно смотрится почти любая «весёленькая» плитка по всему санузлу и декоративные элементы по периметру ванной. Также уже не очень актуально выглядят санузлы, полностью зашитые каким бы то ни было кафелем от пола до потолка.
Лучше: Сдержанные, однотонные — не обязательно скучные! — поверхности. Например, до середины стены в санузле может быть плитка «кабанчик», а дальше стены красятся в один тон каким-нибудь насыщенным оттенком (скажем, тёплым жёлтым или глубоким серым). Это помогает освежить, облегчить пространство. Цветная плитка используется, но более благородная по дизайну — например, под метлах, и только на одной стене или на её части.
Устарели: конструкции из гипсокартона (особенно криволинейные)
Радиусные полочки, арки, псевдониши, разделители зон в комнате и прочие «строения», заменяющие декоративные элементы, выглядят анахронизмом и загромождают пространство.
Лучше: Если нужна мебель — просто закажите или купите мебель. Исключения: могут быть встроенные системы хранения, у которых боковые стенки сделаны из гипсокартона, а двери — обычные, поэтому вся конструкция просто выглядит как хорошо вписанный в пространство шкаф.
Наталья Преображенская, руководитель студии дизайна интерьеров «Уютная Квартира»:
Гипсокартонные ниши и разделители комнат — это пережиток прошлого. Более актуальные способы зонирования пространства — матовые двери-купе и перегородки. Например, с деревянными балками. Зонировать пространство можно также за счёт света, грамотной расстановки мебели, в некоторых случаях — с помощью перепланировки.
Устарели: пузатые диваны и кресла
Крупная, громоздкая мягкая мебель, особенно с высокими спинками, толстыми подлокотниками, с цветистой тканевой обивкой или перетяжкой из искусственной кожи. Многие такие диваны и кресла стоят дорого, но выглядят не очень современно, особенно если по габаритам не сочетаются с размерами комнаты.
Лучше: Мягкая мебель сдержанного, минималистичного дизайна. Её можно сочетать с современными вариантами классических кресел (например, та же ИКЕА выпустила жёлтое кресло «с ушами» — британскую классику).
Дмитрий Строев, дизайнер, руководитель New Life Studio:
Условная «классическая» мягкая мебель в современном интерьере смотрится плохо, особенно когда большие развалистые пузатые диваны пытаются поставить в маленькие квартиры. Такие решения относятся к признакам устаревшего дизайна: разумнее подбирать мебель, которая по стилю и габаритам подходит пространству.
Наталья Преображенская, руководитель студии дизайна интерьеров «Уютная Квартира»:
Минималистичный диван сдержанного оттенка можно дополнить мягкими яркими подушками — он будет не менее удобным, чем диван с пухлыми подлокотниками и спинками, но визуально более лёгким.
Устарела: одинаковая каркасная мебель
Кухня с фасадами из одинакового ДСП «под дерево», мебель для гостиной тон в тон, прихожая, подобранная чётко к кухне и гостиной.
Лучше: Каркасная мебель должна сочетаться по стилю, но быть разной. Например, в спальне шкаф может быть матовым тёмно-серым, кровать и комод — белыми, а прикроватный столик — припылённого жёлтого оттенка.
Наталья Преображенская, руководитель студии дизайна интерьеров «Уютная Квартира»:
Несовременно смотрятся комнаты, в которых все предметы «из одного гарнитура». Интерьеры с разнообразной мебелью — вне быстротечной моды, а значит, будут дольше оставаться актуальными. Чтобы смешение мебели разных стилей и форм было удачным, нужно придерживаться правила «80/20»: 80% мебели должно быть в одном стилевом направлении и 20% в другом.
Устарели: угловые ванные, готовые пузатые душевые кабины, сауны в квартире
Угловые ванные-джакузи, инфракрасные сауны в квартире и крупные «космические» душевые кабины не очень функциональны, при этом они «съедают» пространство ванной. Готовые душевые кабины по большей части тоже неудачное решение, потому что разрушают единообразие стиля. И мыться в них менее удобно, чем в обычном душе, особенно если у вас довольно высокий рост: создаётся давящее впечатление из-за низкого потолка.
Хорошо: Обычные ванные, ванные на ножках (если позволяет площадь), а также построенные индивидуально душевые кабины со съёмным поддоном.
Дмитрий Строев, дизайнер, руководитель New Life Studio:
К большому дизайнерскому сожалению, душ строительного исполнения со сливом в пол и поддоном из плитки уже нельзя согласовать и сделать законно. Поэтому этого решения тоже надо избегать. Но есть готовые литые поддоны, которые позволяют обслуживать коммуникации — их согласовать можно. Какое-то время было очень популярно делать в квартирах сауну или хамам. Однако через год в квартире начинает пахнуть баней; в итоге все, кто устроил себе сауну, сейчас используют её как чулан — просто хранят там вещи.
Елена Черных, дизайнер, руководитель студии D-vision:
Угловые ванны, когда-то считавшиеся непременным атрибутом шикарного ремонта, сейчас выглядят не так модно — плюс они не очень удобны для использования. Лучше выбирать более простые по форме классические ванны.
Устарели: «картины» из супермаркетов для дома
Напечатанные на холсте «картины» для масс-маркета, изображающие цветы, Нью-Йорк, Париж или обнажённых красоток, а также «настоящие» картины типа «Русские берёзки» кисти любимого соседа, всевозможные копии Шишкина, гобелены с пастушками, фрески и репродукции Микеланджело и так далее сильно упрощают интерьер.
Лучше: Картины современных художников, подобранные дизайнером или искусствоведом специально для вашего интерьера. Это не всегда дорого — например, в регионах неплохую графику или художественные фотографии можно купить от 1000–1500 рублей, а живопись — от 3000; в Москве и Петербурге современные художники устраивают распродажи, где тоже всё бывает не очень дорого.
Иногда можно заказать принт с понравившейся картиной — это будет тоже доступно и оригинально. А ещё есть стильные постеры, например ботаническая графика или копии старинных афиш — они продаются в интернете. В букинистах иногда встречаются стильные открытки или книжная графика, которые можно вставить целой серией в рамки — и получится здорово.
Елена Черных, дизайнер, руководитель студии D-vision:
В дорогих домах и квартирах картины в интерьерах 1990–2000-х чаще всего были не слишком удачным подражанием живописи эпохи классицизма — так хозяева чувствовали себя ближе к представителям «голубой крови» XVIII–XIX века. Семьи среднего достатка в какой-то момент стали активно вешать картины из супермаркетов для дома. Это, к сожалению, сразу видно и портит весь облик квартиры, ведь каждый входящий знает, в каком магазине картинка была куплена. Получается, что такая вещица срабатывает как привязка к полке в супермаркете — а у искусства должны быть история, оригинальность, творчество.
А ещё надо оставить в прошлом:
- радиусные полы для разных зон;
- радиусные шкафы-купе;
- решётки на окнах (для безопасности есть рольставни);
- разное по стилю и цвету напольное покрытие в разных помещениях квартиры (чтобы не дробить пространство, лучше постелить везде один и тот же ламинат, линолеум, плитку и т. п., либо выделить несколько зон — кухня+коридор+ванна и жилая зона);
- имитацию камня на стенах (желательно уходить от любых имитаций — меньше лжи, больше правды);
- обшивку пластиковыми панелями чего бы то ни было (стен, потолков и т. п.);
- незаконную перепланировку, например, присоединение лоджии к квартире (хорошие профессиональные дизайнеры ее не любят);
- неудобно расположенные розетки (для компьютера — под столом, около кровати — за тумбочкой, а надо: над столом и над тумбочкой).
Авторы: команда Яндекс.Недвижимости. Иллюстратор: Ксения Стойлик