Покупка вторичного жилья многих пугает — и, надо сказать, весьма справедливо! — перспективой дорогого и сложного ремонта. А если хочется штучный авторский интерьер с оригинальной мебелью, бюджет должен быть и вовсе запредельным… Или нет?
Главное в авторском проекте — личность дизайнера, его вкус, креативность и умение найти и воплотить в жизнь крутые и доступные решения. Петербурженка Лиза, автор блога «Пенсия Леопарда», самостоятельно сделала ремонт в двухкомнатной квартире в доме 1970-х годов постройки — на всё ушло 350 000 рублей. Интерьер получился необычным, жизнерадостным и запоминающимся. Публикуем историю этого необычного творческого проекта, рассказанную самой Лизой.
Как мы купили «квартиру-дачу» в древнем русском городке
«Для меня Суздаль — город-праздник: здесь 45 церквей, и все они строились так, чтобы отличаться друг от друга, все разноцветные и жизнерадостные. Плюс городок готовится к большому юбилею, в 2024 году ему исполняется тысяча лет, поэтому всё отреставрировано и утопает в красках.
В Суздале проводится масса народных гуляний и необычных мероприятий — таких как фестиваль воздухоплавания, интерактивные фольклорные программы с хороводами и играми, проекты с современными театральными постановками, зимние гуляния и концерты духовного пения. Скучать точно не приходится!
Мы с мамой буквально влюбились в Суздаль и решили, что хотим приезжать сюда почаще. В декабре 2022 года мама купила здесь двухкомнатную квартиру площадью 41,1 кв. м на первом этаже двухэтажного кирпичного дома 1970-х годов постройки.
Поскольку это город-заповедник, строить в Суздале высотные здания запрещено, да и вообще новое строительство тут строго ограничено. В 2016 году город был включён в перечень исторических поселений федерального значения — Суздаль берегут, чему я бесконечно рада.
Мы живём в Петербурге, а эта квартира задумывалась как «дача»: планировали, что мама будет приезжать сюда на весь тёплый сезон, а мы с детьми — гостить, когда захотим. Этим летом с большим удовольствием прожили в Суздале полтора месяца и планируем отпраздновать здесь и Новый год.
Наш дом — настоящий таунхаус, пусть и старенький. В нём всего несколько квартир, а участок вокруг жители засадили цветами и используют для отдыха. Мы под своими окнами обустроили площадку для пикников, вокруг — зелень и чудесные частные домики, а до Ризоположенского монастыря идти буквально две минуты, и это невероятная, добрая и позитивная атмосфера.
Как я придумала дизайн и сделала ремонт
Бюджет на ремонт был минимальный, а состояние квартиры — весьма удручающим. В каждой комнате и даже в туалете имелись свои «весёленькие» обои, полы застелены старым линолеумом, причём разными кусками, потолки — в пластике, кухня — тоже в пластиковых панелях, и всё в грязи. Из нового и приличного были только пластиковые стеклопакеты, и это сильно сэкономило нам бюджет. Ремонт я делала сама: это не первый мой опыт, несколько лет назад мы купили квартиру в старом фонде в Петербурге, которую я тоже привела в порядок самостоятельно.
Пару слов о себе: я дипломированный дизайнер, с базой академического художественного образования, но пока делала проекты только для себя и своей семьи. Реставрации и ремонту училась самостоятельно по всяким видео на YouTube.
В Суздале мы нанимали рабочих только на установку новой сантехники и замену электропроводки, а с остальным справлялась я сама. Какие-то физически тяжёлые работы помогал делать папа — приезжал, чтобы демонтировать старые кухонные навесные шкафы или утилизировать строительный мусор.
Концепция интерьера родилась из моего ощущения от Суздаля. А ещё мне вспомнился красочный и добрый фильм Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» — он снимался как раз в этих местах. Поэтому в нашей «квартире-даче» я захотела поиграть с флёром «мещанского шика», сделать интерьер одновременно ярким, необычным и простым, не перегружать его лишней мебелью и отделкой.
Кадры из фильма «Женитьба Бальзаминова»
Общую идею дизайна я постоянно держала в голове, а какие-то вещи и решения придумывала на ходу. Чтобы сохранить суздальскую чистоту, простоту, ощущение близости к церквям и побелённых купеческих домов, стены я намеренно не выравнивала и даже кое-где скругляла углы, а потом просто красила белой краской. Сперва начала ровнять всё по маячкам, но дом старый, стены кривые — и я решила, что это лишнее: пусть всё будет небрежное, немного неровное, напоминающее дореволюционную мазанку.
Главным подарком для меня стал качественный, в идеальном состоянии советский деревянный пол 1970 года. С первого взгляда о нём ничего хорошего нельзя было сказать: он был покрыт какой-то странной зелёной пенкой, и в каждой комнате было по пять видов линолеума, приклеенных какими-то заплатками, кусками. Снять всё это оказалось непростой задачей — пенка почти не плавилась строительным феном, и счищать её вручную было очень тяжело. Но в итоге приноровилась: очистила строительным феном и болгаркой с лепестковыми дисками.
Когда занялась полом, сначала думала, что придётся его выравнивать фанерой, а затем заказывать укладку деревянного пола у рабочих. В петербургской квартире мы поступили именно так — и получилось, откровенно говоря, не очень качественно, но выхода не было: там «родной» пол был прогнившим, кривым, так что восстановить и отреставрировать его было нереально дорого. Но в Суздале мне страшно повезло: во всей квартире оказался идеально собранный деревянный пол, крепкий, без всяких порожков, гладенький. После того, как я отшлифовала его болгаркой и покрыла яхтенным лаком, квартира обрела свой цельный образ — белые крашеные стены и деревянный пол, по которому так приятно ходить босиком.
Я начала делать ремонт в январе и полностью закончила в августе. Расскажу о самых ярких деталях интерьера и о том, что мне помогло уложиться в 350 000 рублей.
Как я делала мебель и на чём удалось сэкономить
В квартире минимум мебели, потому что мы не живём здесь постоянно и не храним много вещей. Также я повсеместно использовала шторки вместо дверей и дорогих фасадных решений: и на кухне у меня шторы, и в ванной, в детской на шкафу, и даже в туалете, за унитазом, чтобы закрыть трубы, повесила бархатную алую штору.
Перестирать всё это на стиральной машинке раз в полгода совсем не трудно, а так как квартира отпускная, хотелось сделать её немного несерьёзной, лёгкой, озорной.
Также сильно сэкономить помогла моя страсть к старым вещам. У меня просто болезнь — постоянно сижу на сайтах объявлений, и алгоритмы там уже хорошо подстроились, поэтому всё время выдают какую-то несусветную прелесть за небольшие деньги. Практически вся «обстановка» суздальской «квартиры-дачи» уже была куплена раньше — прикроватный столик в спальне, этажерка, сундук и многое другое.
Большую часть декора я также брала с рук, покупала б/у вещи, реставрировала и расписывала яркими цветами, чтобы всё это выглядело не старьём, свезённым на дачу, как на свалку. Некоторые предметы, конечно, покупала новыми, современными: посуду, постельные принадлежности и бельё, основы для кроватей — сборные каркасы с ламелями — и прочее.
Кровать с чёрным расписным изголовьем в спальне
Кровать — самый яркий элемент в квартире, который запоминается в первую очередь. Изголовье сделано из старинного фортепиано — я купила его на сайте объявлений в Петербурге. Инструмент был нерабочий, находился на четвёртом этаже старого дома без лифта, плюс там была очень узкая парадная, так что продавался он, можно сказать, за копейки — 5000 рублей. Доставка из-за сложностей с транспортировкой обошлась мне втрое дороже, в 15 000 рублей.
Чтобы убедиться, что я не пущу на мебель какую-нибудь музейную ценность, я провела небольшое исследование. Фортепиано было выпущено в начале ХХ века на фабрике «Мюльбах». Это предприятие в конце XIX века было лидером по продаже фортепиано на российском рынке — затем, после национализации, его оборудование перешло советской фабрике «Красный Октябрь».
Хотя пианино марки «Мюльбах» — безусловный раритет, оно невысоко ценится на рынке, особенно если инструмент сломан — ведь фабрика занималась массовым производством. И пускай звук у этих инструментов когда-то был неплохой, реставраторы сейчас не берутся их восстанавливать. Специалисты мне сказали, что вернуть пианино к жизни будет очень затратно, многие детали придётся делать на заказ — и никто не возьмётся вкладывать в обычное фортепиано такие деньги.
Так что я со спокойной душой распилила инструмент и сделала из него потрясающее изголовье. Кое-где пришлось принимать решения на ходу. Ширина у фортепиано была 150 сантиметров, а стандартная удобная кровать — минимум 160, разница всего 5 см с каждой стороны. Ещё я подумала, что в целом будет не очень удачно смотреться такой монолитный чёрный блок за изголовьем.
Тогда я решила взять основу кровати шириной 180 сантиметров, с каждой стороны получалось по 15 сантиметров дополнительной площади — на эту ширину я дополнила изголовье полочками (для телефона или стакана воды), выпилила деревяшки нужного размера, собрала всю эту конструкцию, покрасила чёрным, а затем расписала элементы. Смотрится, словно так и было!
Из оставшихся частей фортепиано я сделала изголовье для кровати в детской — там она огромная, размером 2 на 2 метра.
Шкаф в спальне и дверь в Нарнию
У мамы дома было четыре антикварных шкафа: два — классических голландских с короной, а два — в другом стиле, добротные, но не очень удобные. Они глубокие, 80 сантиметров, и шириной всего 1 метр 10 сантиметров. Внутри нет полок, только штанга. По современным меркам для хранения они не очень подходят.
Мама как раз переезжала в другую квартиру и не знала, что делать с таким пузатым шкафом: он здоровый, занимает много места, но ни выкинуть, ни продать мы его не могли — жалко.
Так что решили сделать из него вход в Нарнию! Я как раз недавно познакомила детей с этой сказкой, сыну сейчас семь лет, дочери — пять. Идеальный возраст, чтобы оценить такое. Спустя четыре года, например, сын вряд ли бы всерьёз заинтересовался уже этой темой, а если дети слишком маленькие, они тоже не поймут такой радости.
В итоге я распилила шкаф на две части: заднюю мы использовали как открытый шкаф в спальне, а из передней, с дверью, мы сделали вход в детскую.
Фальшпечка и потайное хранение на кухне
Любимая моя инженерная находка в этой квартире — переделка кухни. Изначально помещение было в очень плохом состоянии, всё старое и грязное. Делать навесные шкафы я не хотела, потому что это отпускная квартира, нам ни к чему там много готовить и хранить гору посуды.
При этом полностью открытой стену над плитой оставить было нельзя — там проходит газовая труба, причём разводка странная и не очень красиво торчит в двух местах. Тогда я решила сделать имитацию русской печи, тем более что у меня были в запасах старинная печная дверца и вентиляционная решётка.
«Печку» я облицевала белой плиточкой, а по бокам остался свободный доступ к газовым трубам. Чтобы убедиться, что всё в порядке, я вызывала специалистов, которые подтвердили, что проблем нет: через печную дверцу доступ к вентилю остаётся.
Хранение посуды я также организовала за «печкой». Купила несколько плоских выдвижных систем-бутылочниц и смонтировала их между стеной и фанерной конструкцией. В таких бутылочницах как раз помещается комплект посуды на четверых человек, нам для отпуска — предостаточно.
Столешница сплошная, от стены до стены, в ней я вырезала две дырки: под двухкомфорочную газовую плиту и под мойку. Внизу, за шторкой, прячутся посудомоечная машина и мини-холодильник. Стиральную машинку я установила под раковину в ванной, тоже за шторкой.
Какой квартира получилась в итоге
Больше всего денег ушло на технику, электроразводку и новую сантехнику, а также на каркасы для кроватей, матрасы и напольное покрытие в санузлах. Всё остальное делала сама, открыто рассказывая о ремонте в своём блоге.
Мне пишут много восторженных отзывов — читателей впечатляет, как ловко я управляюсь с инструментом и придумываю какие-нибудь изыски. Да, моя мебель в итоге выглядит дорого, но чаще всего это какой-то красивый старинный элемент, снятый с полной «гнилушки» и приделанный к новой деревяшке. Потом всё это покрасить — и успех гарантирован! Так что основной мой секрет — страсть к покупке всякого старья с рук.
Бывает довольно много хейта: например, про эту квартиру мне писали, что такой стиль — это «от бедности», ругали за аляпистость и шторки. Но я считаю, что для этого интерьера все эти ходы оправданы. Это в городской квартире мы не можем себе позволить лишнего и думаем в первую очередь про функционал. Сюда я приезжаю — и погружаюсь в атмосферу безудержного праздника, где всё диковинно, легко и ярко.
Фотографии из архива героини статьи