310 м² дом, 8 соток участок, Яндекс Недвижимость
Прописка — это устаревшее понятие, которое означало наличие штампа в паспорте с постоянным местом жительства. Сейчас в России граждан уже не прописывают, а регистрируют по месту постоянного или временного пребывания. Жить без регистрации дольше семи дней в России нельзя — за это могут оштрафовать.
Прописаться можно не только в квартире, но и в частном доме, но у этого процесса есть свои особенности: не в каждом жилье разрешат зарегистрироваться. Рассказываем, как правильно оформляется прописка в частном доме.
- Регистрация в частном доме: основные этапы
- Как составить заявление на регистрацию в МФЦ
- Какие документы нужны для прописки в доме?
- Как зарегистрироваться через Госуслуги?
- Как зарегистрировать в частном доме другого человека?
- Сколько длится процедура регистрации?
- Сколько стоит прописка в доме?
- В каких домах зарегистрироваться не получится?
- Выводы
Регистрация в частном доме: основные этапы
Прописаться в частном доме можно онлайн, подав заявку на Госуслугах, либо офлайн — через МФЦ или отделение МВД. Для этого нужно:
- убедиться, что в доме, где планируется регистрация, можно жить весь год. Подходящему под эти требования дому присваивается статус жилого — это подтверждается решением муниципальной комиссии;
- собрать документы для прописки в дом;
- сформировать заявление. Его рассмотрят в течение трёх дней, при этом отказать могут только на этапе подачи документов, если чего-то не будет хватать или какая-то из бумаг будет неверно оформлена. Если с документами всё в порядке, отказать в регистрации не могут;
- получить паспорт со штампом о регистрации.
- 18,3 млн ₽Барышевский сельсовет, посёлок Каинская Заимка, коттеджный посёлок Сигма, 224
- 26 млн ₽Кубовинский сельсовет, коттеджный посёлок Лаки Парк, Рождественская улица
Как составить заявление на регистрацию в МФЦ
Форма заявления есть в Приказе МВД России от 31.12.2017 N 984. В какой бы орган ни обратился гражданин для постановки на регистрационный учёт, бумага будет одинаковой.
В заявлении указывают:
- название подразделения МВД, куда должен быть передан пакет документов;
- ФИО заявителя (или его ребёнка), дату и место рождения, телефон;
- адрес, по которому заявитель, его ребёнок или подопечный был зарегистрирован ранее;
- ФИО собственника дома, степень родства с ним;
- документ, на основании которого происходит вселение (например, о праве собственности);
- адрес новой регистрации;
- паспортные данные заявителя.
Какие документы нужны для прописки в доме?
При подаче заявления очно в МВД или МФЦ нужно предоставить документы для прописки в частный дом. Потребуются:
- паспорт: его оставляют в отделении на срок оформления регистрации, а затем возвращают заявителю со штампом. На этот период выдаётся расписка о принятии документов, в которой указывают данные паспорта. Удостоверением личности она не является: с такой бумагой не пустят в поезд или самолёт, а также не окажут другие услуги;
- свидетельство о праве собственности на жильё: если сведения о доме есть в Росреестре, то его можно не предоставлять;
- согласие от всех собственников, если регистрация происходит в чужом доме. Им также нужно будет прийти на приём или заранее сходить к нотариусу и заверить согласие.
Если регистрируются не только взрослые, но и дети, ещё потребуются:
- свидетельства о рождении и свидетельства об их регистрации — для детей до 14 лет;
- паспорта — для детей от 14 до 18 лет, при этом подросткам обязательно нужно будет прийти в МФЦ или МВД вместе с родителями;
- для детей, находящихся под опекой — документ из соответствующих органов.
Если второй родитель не сможет присутствовать при регистрации, нужно принести его паспорт, а если дети воспитываются только матерью или отцом, потребуется документ, подтверждающий это.
При регистрации недееспособного человека в МФЦ или МВД обращается его попечитель. Он должен предоставить:
- паспорт опекаемого;
- документ, подтверждающий права законного представителя.
Фотография: wayhomestudio (Freepik)
Как зарегистрироваться через Госуслуги?
Онлайн-прописка в доме оформляется только для членов семьи — заявителя, его мужа или жены, а также несовершеннолетних детей.
Чтобы подать заявление, нужно иметь подтверждённые учётные записи на портале (в том числе — для детей старше 14 лет), а также знать реквизиты свидетельства о праве собственности или договора социального найма. Если регистрация производится в чужом доме, нужно указать данные собственников.
Когда заявление проверят, всех регистрируемых пригласят в МВД. С собой нужно будет взять паспорта — в них сотрудники сразу поставят штамп.
Как зарегистрировать в частном доме другого человека?
Без согласия собственников дома зарегистрировать можно только несовершеннолетнего ребёнка любого из жильцов. При этом неважно, имеет ли он долю в доме или нет — достаточно факта прописки.
В остальных случаях для регистрации других людей нужно получать согласие от всех собственников. Для этого они должны лично прийти на приём в МФЦ или МВД либо оформить своё согласие нотариально.
Сколько длится процедура регистрации?
При любом способе подачи заявления и документов штамп о регистрации должны проставить в течение шести рабочих дней.
Сколько стоит прописка в доме?
Если дом признан жилым и в нём можно зарегистрироваться, то за проверку документов и постановку штампа в паспорта денег не возьмут.
В каких домах зарегистрироваться не получится?
Правила прописки в частном доме разрешают регистрацию только в жилых помещениях. Если по документам дом садовый (только для летнего проживания), его статус нужно изменить. Для этого нужно убедиться, что на участке вообще можно что-либо строить: например, если земля оформлена для сельскохозяйственных нужд, присвоить дому статус жилого не получится.
Порядок переоформления дома описан в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 N 47. Заявление подаётся через МФЦ либо напрямую в орган местного самоуправления — администрацию СНТ, посёлка и др.
Перед подачей заявления нужно пригласить комиссию, куда входят представители пожарной безопасности, госсанэпиднадзора и других контролирующих органов. Они проверяют дом на соответствие требованиям жилого помещения:
- несущие стены должны быть без дефектов. Например, если будут обнаружены трещины, комиссия признает постройку аварийной и не выдаст разрешение на смену статуса;
- к дому должно быть подведено электричество, отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализация, а также обустроена вентиляции. Отсутствие воды и канализации разрешено только для домов, находящихся в СНТ и ОНТ;
- высота потолков в жилых комнатах и кухне должна быть не менее 2,7 м в холодных районах России, в остальных регионах — не менее 2,5 м. Коридоры и холлы должны иметь высоту не менее 2,1 м;
- кухни, туалеты, ванные комнаты и душевые не должны располагаться над жилыми комнатами;
- жилые помещения и кухни должны иметь естественное освещение, а площадь окон должна соответствовать нормам;
- все комнаты должны соответствовать нормативам по звукоизоляции, уровню вибрации, электромагнитному излучению, напряжённости электрического поля и концентрации вредных веществ в воздухе.
Жилыми точно не признают дома, построенные на участках, где возможны сходы оползней, лавин, годовые подтопления, или есть риск техногенных аварий.
Если дом подходит под требования, комиссия выдаст разрешение, с которым можно подавать заявление. Из документов ещё потребуются:
- выписка из ЕГРН;
- согласие от остальных собственников, имеющих доли в доме.
Выводы
- Зарегистрироваться в частном доме можно, но для этого он должен иметь статус жилого.
- Документы можно подать онлайн через Госуслуги или лично в МФЦ или МВД.
- Штамп о регистрации в паспорт ставят в течение шести рабочих дней.
- Если дом оформлен как садовый, можно изменить его статус и прописаться в нем. Для этого нужно получить акт о пригодности постройки для круглогодичного проживания и обратиться с заявлением в МФЦ или местную администрацию.