Как зарегистрировать договор купли-продажи в Росреестре

Недостаточно подписать договор купли-продажи (ДКП), чтобы стать владельцем жилья. По закону (ст. 551 ГК РФ) человек становится хозяином квартиры или дома, когда регистрирует своё право собственности в территориальном отделении Росреестра. 

Расскажем, что такое регистрация сделки купли-продажи в Росреестре, как её пройти онлайн и офлайн, какие документы собрать и сколько ждать оформления.

Что такое регистрация права собственности

Росреестр — это государственный орган, который ведёт регистрацию и хранит данные обо всех квартирах, наделах земли и домах, находящихся в России. Когда жильё меняет владельца, информацию об этом нужно передать в Росреестр — зарегистрировать новое право собственности.

При этом важно понимать, какие сделки регистрируются в Росреестре и различать регистрацию договора и регистрацию права. 

  • Регистрацию договоров купли-продажи квартир в 2024 году Росреестр не проводит. Зарегистрировать можно договор аренды, долевого участия в строительстве и аналогичные. 
  • При продаже или дарении жилых и коммерческих объектов, а также при заключении договора ренты регистрации подлежит право собственности, которое передаётся при заключении соглашения.

Подать заявление на регистрацию можно в любой момент после заключения договора купли-продажи, но лучше сделать это как можно скорее. Без подтверждения права собственности нельзя получить налоговый вычет, прописаться в квартире, включить её в завещание и получить деньги от банка при оформлении ипотеки. Получив выписку из ЕГРН, покупатель может убедиться, что стал единственным собственником купленной недвижимости, в ней не прописаны посторонние лица и отсутствуют обременения.

Электронная продажа квартиры через Росреестр

Регистрацию права можно выполнить и дистанционно — c помощью компьютера или смартфона. Чтобы оформить сделку самостоятельно, потребуется квалифицированная электронная подпись. Чтобы её получить, потребуется зарегистрироваться в «Госключе» или обратиться в ближайший аккредитованный удостоверяющий центр. Для оформления понадобится паспорт, карточка пенсионного страхования и ИНН. Сертификаты о наличии подписи выдают только при личном присутствии заявителя. Подпись действует 12 месяцев. Непростая процедура получения электронной подписи защищает от мошенничества и продавца, и покупателя. 

После получения подписи нужно установить ПО с сайта удостоверяющего центра, а затем перейти в личный кабинет на портале Росреестра. Авторизоваться в нём можно через аккаунт на Госуслугах. 

В разделе «Госрегистрация возникновения и перехода права на недвижимость» потребуется заполнить форму, загрузить фотографии ДКП и паспортов участников сделки. Если продавец квартиры находится в браке, потребуется согласие второй половины. При покупке жилья в кредит нужен будет договор с банком. 

Государственная пошлина составляет 2000 рублей. На проверку документов сотрудникам Росреестра потребуется 2–7 дней. Сделку, заверенную у нотариуса, проверят за 1 рабочий день. 

Если в ДКП нет ошибок, подан полный пакет документации и на объекте нет обременений, в указанные сроки покупатель жилья получает выписку из ЕГРН на email — электронная подпись даёт документу полноценную правовую силу. 

Онлайн-регистрация прав экономит время участников сделки и удобна для тех, кто покупает и продаёт жильё в другом городе. Для прохождения процедуры придётся потратить деньги на квалифицированную подпись и, при желании, на услуги нотариуса.

Очная регистрация в Росреестре при купле-продаже квартиры

Сдать оригиналы бумаг можно в МФЦ или Росреестре самостоятельно. С собой нужно взять:

  • подписанный договор купли-продажи;
  • акт приёма-передачи жилья;
  • паспорт заявителя;
  • доверенность представителя;
  • учредительные документы юрлица, если он является одной из сторон сделки; 
  • согласие супруга, заверенное у нотариуса, если продавец недвижимости находится в браке;
  • квитанцию об оплате государственной пошлины.

Заявление покупатель заполняет и подписывает в Росреестре или МФЦ. 

Нотариальное заверение ДКП не обязательно, если жильё продаётся целиком, при покупке не использован материнский капитал и оба участника сделки — совершеннолетние граждане.

Регистрация прав в многофункциональном центре проводится за 9 рабочих дней, если договор составлен в простой письменной форме. Если соглашение заверил нотариус, на проверку потребуется до 5 рабочих дней. В отделениях Росреестра оформление проходит немного быстрее: 7 и 3 рабочих дня соответственно.

Если всё оформлено верно, заявитель получает оригинал договора и выписку из ЕГРН на бумаге. Документ защищает QR-код, по которому можно проверить подлинность выписки.

При очной регистрации не нужно тратить деньги на электронную подпись, но потребуется потратить время на посещение МФЦ: сначала — чтобы подать документы, а потом — чтобы получить их.

Регистрация купли-продажи в Росреестре через посредника

Если нет желания разбираться с правилами онлайн-регистрации и оформлением квалифицированной подписи, есть возможность зарегистрировать договор-купли продажи в Росреестре через посредника. Такие услуги оказывают агентства недвижимости, кредитные организации, нотариусы и представители застройщиков.

Посредник выполнит все работы «под ключ»: соберёт и подготовит документацию, выпустит электронные подписи для продавца и покупателя — никуда ходить не придётся. Представитель сам заполнит заявление в регистрационную службу, останется его подписать. Затем он отправит документы через сервис быстрого взаимодействия с ведомством, чтобы клиенты получили готовые документы в срок до 7 дней. При этом придётся оплатить не только госпошлину и стоимость квалифицированной подписи, но и услуги агента.

Если посредником выступает нотариус, участникам сделки не потребуется оформлять личные электронные подписи. Заявление будет подписано электронной подписью нотариуса.

Посредники подают заявление онлайн, поэтому покупатель квартиры получает онлайн-выписку из ЕГРН на свою электронную почту с полной юридической силой.

Регистрация через посредника — достаточно быстрый и наименее хлопотный вариант, который требует дополнительной оплаты его услуг.

Коротко о главном

  • Государственная регистрация обязательна при продаже жилой и нежилой недвижимости для подтверждения права собственности.
  • Онлайн-регистрация позволяет сэкономить на госпошлине и сроках рассмотрения заявления, но требует наличия квалифицированной электронной подписи.
  • Заявления на бумаге принимают МФЦ или отделения Росреестра: в таком варианте не потребуется ни электронная подпись, не онлайн-грамотность.
  • Посредники могут облегчить процесс регистрации, но потребуют дополнительных затрат.

Фотография на обложке: freepik