Легенда: Лиза и Петя Булочкины купили в Подмосковье однокомнатную квартиру площадью 35 м2, с лоджией 4 м2 и потолками 3 м, в доме 2000-х годов постройки.
Чертёж Марины Лариной
Прежние хозяева прожили здесь 10 лет с ремонтом от застройщика (бумажные обои, линолеум, ванная с окрашенными стенами и кафелем на полу). Лиза и Петя хотят обновить интерьер, но намерены ограничиться скромным ремонтом в скандинавском стиле. Окна и батареи менять не будут, а вот входную и межкомнатные двери поставят новые.
Самостоятельно Булочкины готовы делать уборку, несложный демонтаж, выносить нетяжёлый мусор и красить уже зашпаклёванные стены и потолки. На остальные работы наймут бригаду.
Шаг 1. Составляем предварительный список работ
На этом этапе нужно записать всё, что вы будете делать в квартире (нужен ли демонтаж старой отделки? стены выравниваем? поклеим обои или покрасим? меняем пол или нет? а с потолками что…?), а также то, какие специалисты вам потребуются. В списке фиксируйте цены на услуги.
Лиза и Петя промониторили цены в Москве и Подмосковье и получили вот что:
Демонтаж старой отделки:
- снять обои (75 рублей за 1 м2);
- демонтировать плинтусы во всей квартире (30 рублей за погонный метр);
- снять старый линолеум (60 рублей за 1 м2);
- снять старую побелку с потолков (120 рублей за 1 м2);
- снять старую краску со стен в ванной (180 рублей за 1 м2);
- сбить старый кафель на полу в ванной (140 рублей за 1 м2);
- демонтировать раковину и унитаз в ванной (с сохранением, чтобы их использовать в процессе ремонта и заменить на новые в самом конце) — 1250 рублей;
- чугунную ванну оставить и заказать в неё новый акриловый вкладыш — 1650 рублей за временный демонтаж;
- вывоз мусора — 4000 рублей.
Если дому больше 30 лет, на этом этапе могут быть сюрпризы — например, после снятия плитки в ванной обнаружится трухлявая перегородка, которую нужно перестраивать, а после демонтажа пола придётся менять и лаги и т. п.
Дополнительные расходы могут возникнуть в любой момент — внезапно подорожали услуги строителей, материалы или понравившаяся кровать; потребовалось больше денег на доставку материалов и мебели; понравился дорогой коврик и т. п.
Поэтому в смете обязательно нужно закладывать 5–15% от общей стоимости ремонта на непредвиденные расходы.
Стоимость ремонтных работ:
- электрические работы (штробление под кабели, установка щитка по необходимости, разводка электрики, установка розеток, люстр и выключателей) — от 1000 рублей за 1 м2;
- сантехнические работы — от 10 000 за сантехнический комплект («унитаз + раковина + ванна» или «унитаз + раковина + душевая кабина», сюда же входит монтаж дополнительных труб по необходимости, установка смесителей, дополнительная гидроизоляция стыков).
Стены:
- шпаклёвка (заделывание трещин, выравнивание) — от 300 рублей за 1 м2 (под обои, базовая) до 600 рублей за 1 м2 (геометрически точная, по маякам);
- поклейка обоев (от 300 рублей за 1 м2) или покраска (от 900 рублей за 1 м2);
- монтаж потолочного карниза — от 250 рублей за погонный метр;
- укладка плитки на стены — от 1000 рублей за 1 м2 (с затиркой);
- гипсокартонные работы (монтаж коробов под коммуникацию, стен и т. п.) — от 800 рублей за 1 м2.
Потолок:
- шпаклёвка потолка — от 300 рублей (базовая, под окраску) до 600 рублей за 1 м2 (если хочется геометрической точности);
- отделка потолка — покраска от 300 рублей за 1 м2 , натяжной — от 500 рублей за 1 м2.
Пол:
- укладка линолеума с утеплением и подложкой — от 150 рублей за 1 м2, ламината или паркетной доски — от 500 рублей за 1 м2, напольной плитки — от 1000 рублей за 1 м2 (с затиркой);
- монтаж плинтуса — от 150 рублей за погонный метр.
Двери:
- демонтаж старых дверей — от 500 рублей за одну дверь;
- установка новых межкомнатных дверей — от 2500 рублей за позицию;
- установка входной двери — от 3500 рублей.
Посовещавшись, семья Булочкиных решила, что:
- закажут демонтаж старой отделки и базовую отделку под обои (на стенах) и шпаклёвку потолка под побелку;
- в ванной, на кухне и в коридоре на полу будет плитка, в комнате — ламинат;
- кафель в санузле на стенах дойдёт только до середины высоты, дальше — покраска;
- на кухне появится кафельный фартук;
- в комнате и на кухне по одной стене будет оклеено акцентными обоями со скандинавским принтом, все остальные стены станут однотонными (обои будут везде клеить рабочие);
- установку новых дверей и демонтаж старых закажут в фирме;
- профессионалов наймут на электрические и сантехнические работы по всей квартире и попросят сделать гипсокартонные конструкции (чтобы закрыть коммуникации в ванной);
- чтобы сэкономить на ремонте, красить потолок, потолочные плинтусы, батареи, стены в ванной и на лоджии Булочкины будут сами (по предварительной грунтовке);
- на лоджии сделают летний кабинет.
Шаг 2. Составляем список стройматериалов (с ценами)
Лиза и Петя изучили цены на сайтах крупных строймаркетов:
1. Универсальная шпаклёвочная смесь — 385 рублей / 25 кг / расход 1 кг = 1 м2.
2. Грунтовка — 180 рублей / 5 литров / расход 1 литр = 10 м2.
3. Акцентные обои в комнату (флизелиновые) — 1200 рублей рулон / 10 метров, ширина 53 см.
4. Акцентные обои на кухню (флизелиновые) — 1200 рублей рулон / 10 метров, ширина 53 см.
5. Обои основные (флизелиновые) — 1000 рублей рулон / 10 метров, ширина 53 см.
6. Клей для флизелиновых обоев — 350 рублей упаковка, на 50 м2.
7. Плинтус напольный для всей квартиры — 375 рублей штука, длина 2 метра.
8. Плинтус потолочный (багет) — 400 рублей штука, длина 2 метра.
9. Клей для потолочного плинтуса — 647 рублей банка на 30 м2.
10. Краска для потолка и потолочного плинтуса — 1537 рублей за 2,5 литра / расход 1 кг = 14 м2.
11. Краска для стен в ванной и на лоджии — 1537 рублей за 2,5 литра / расход 1 кг = 14 м2.
12. Краска для радиаторов — 700 рублей банка.
13. Ламинат — 1200 рублей за 2 м2.
14. Полистирольная подложка под ламинат — 600 рублей / 10 м2.
15. Напольная плитка для кухни, коридора и ванной — 800 рублей за 1 м2.
16. Плитка типа «кабанчик» для кухонного фартука и стен в ванной — 900 рублей за 1 м2.
17. Плиточный клей — 135 рублей / 5 кг / расход 0,8 кг = 1 м2.
18. Затирка — 320 рублей / 2 кг.
19. Межкомнатные двери 3 штуки (с фурнитурой и наличниками) — по 3000 рублей каждая.
20. Входная дверь — 16 000 рублей.
21. Расходные материалы, комплектующие (розетки, выключатели, кабели, сантехнические расходники по необходимости, кисти, рабочие перчатки) — 10 000 рублей.
22. Материалы на гипсокартонный короб (гипсокартон, смотровой люк, направляющие) — 2000 рублей.
23. Смесители — от 3000 до 4500 рублей (за штуку; на квартиру нужно три: кухонный; смеситель для рукомойника и смеситель с душевой лейкой для ванны или душа).
24. Полотенцесушитель — от 5000 рублей.
25. Акриловая вставка в ванну — 4000 рублей (с установкой).
Шаг 3. Составляем список мебели и техники
Булочкины подумали, что им предстоит купить из мебели и техники, и записали это на отдельном листе (детальные расчёты на мебель, свет и аксессуары мы не делаем, так как перечень позиций и их цена сильно зависят от вкуса и предпочтений хозяев).
Дополнительно стоит заложить сумму на текстиль, ковры и элементы декора (картины, постеры и т. п.) — эти расходы тоже сильно зависят от вкуса и от того, что у вас уже есть в наличии на момент переезда.
Шаг 4. Делаем замеры для расчёта количества материалов
Нужны: рулетка, линейка, карандаш, блокнот. Потом замеры лучше перенести в программу типа Remplanner, Planer 5D или подобные.
Квадратный метр — это единица подсчёта затрат в смете, причём нужно посчитать не только жилую площадь вашей квартиры (площадь пола), но и площадь всех остальных поверхностей (стен и потолков).
По квадратным метрам считаются работы строителей, а также почти все материалы. Кажется, что это не так: обои-то мы покупаем рулонами, а краску — банками.
Но нужно будет узнать расход той же краски или шпатлёвки на 1 м2, а в случае с обоями — рассчитать площадь стены, которую покроет 1 рулон (при этом расход акцентных обоев с принтом рекомендуется рассчитывать по количеству полос). А покупать всё лучше с небольшим запасом.
Как делать замеры?
1. Рисуем в блокноте примерный план квартиры.
2. Измеряем все стены, простенки и выступы; не забываем про откосы окон, сами окна, дверные проёмы, проходы, ниши и прочее. Все записываем дотошно.
Важно:
- В квартире могут быть перепады высот, если есть встроенные антресоли, подшитые коммуникации, уровневые потолки и пр. Это повлияет на площадь стен. А ещё могут быть небольшие расхождения из-за особенностей строительства: в одном месте ширина комнаты будет 3,5 м, а в другом — 3,6 м.
- Если помещение неправильной формы (имеет больше четырёх углов), разбейте его на прямоугольники и посчитайте их площади отдельно, а потом сложите.
- Если есть в комнате тупые или острые углы — разбейте помещение на прямоугольники + прямоугольный треугольник.
Шаг 4. Рисуем точные планы
На компьютере создаём точные чертежи квартиры, их будет несколько.
Первый чертёж: План отделки
Высчитываем площадь потолка и пола (они чаще всего равны) и каждой стены, умножив её длину на высоту. Из площади стен вычитаем площадь окон и дверных проёмов. Это нужно, чтобы знать, сколько потребуется той же шпатлёвки и сколько заплатить за работу — ведь стекла и двери бригада шпатлевать и оклеивать обоями не будет.
Чертёж Марины Лариной
В итоге у Булочкиных получились следующие данные:
Комната: площадь пола и потолка по 16,13 м2, высота потолка 3 м, площадь оконного проёма 2,25 м2, общая площадь стен — 49,38 м2 (за вычетом окна), периметр комнаты (для потолочного плинтуса) 17,8 м; периметр комнаты по полу (для плинтуса) — 17 м.
Кухня: площадь пола и потолка по 9,8 м2, высота потолков 3 м, площадь оконного проёма (без учёта двери на лоджию) — 2,25 м2, площадь двух дверных проёмов 3,36 м2, общая площадь стен 32,85 м2, периметр по потолку — 12,82 м, периметр по полу — 11,2 м. Площадь фартука (высотой 60 см, с увеличением высоты до 80 см над плитой, где вытяжка) — 1,764 м2.
Санузел: площадь 4,85 м2, высота помещения 3 м, общая площадь стен 24,99 м2 (площадь под настенный кафель — 12 м2), периметр по верху — 8,8 м.
Прихожая: площадь пола 5 м2, высота помещения 3 м, общая площадь стен за вычетом дверных проёмов — 19,45 м2, периметр по потолку — 8,98 м, периметр по полу — 5,58 м.
Лоджия: площадь пола 4 м2, высота потолков 3 м, площадь стен 18,15 м2 (за вычетом внешнего остекления 5,37 м2 и внутреннего окна между лоджией и кухней 2,25 м2 ).
Далее, в зависимости от того, какие работы в квартире предстоят, сделайте ещё 5–8 аналогичных планов с разными данными.
Второй чертёж: План демонтажа. Перегородки, которые необходимо снести. Напомним, что перед тем, как сносить какие-то стены, делать в них проёмы и т. п., убедитесь, что ваша перепланировка безопасна и законна. Подробно об этом мы писали в отдельной статье.
Третий чертёж: План монтажа. На нем чертим перегородки, которые нужно возвести. Важно: после строительства новых перегородок измерения нужно будет пересчитать.
Четвёртый чертёж: План расстановки мебели. Соблюдая размеры мебели, отмечаем, что где будет стоять. Это нужно для плана разводки электрики и понимания, где и какие зоны расположатся (зона отдыха, зона хранения вещей, обеденная зона и т. п.). У Булочкиных получилось вот так:
Чертёж Марины Лариной
Пятый чертёж: План групп освещения. Для расчётов по верхнему свету учитывайте следующие нормы освещения: на 1 кв. м должно приходиться 25 Вт, то есть на комнату 15–16 кв. метров — 375–400 Вт (4 лампочки по 100 Вт). Это может быть одна люстра или несколько светильников. Не забудьте отметить, как будут включаться лампочки — от одного выключателя или от нескольких.
Плюс добавьте рабочее освещение — лампу на столе; вечернее — торшеры для чтения или прикроватные светильники. Важно учесть и освещение для гардероба — его можно продумать самостоятельно или заказать вместе с наполнением или встроенным шкафом.
Шестой чертёж: План групп электрической разводки. Подумайте, где вам удобнее будет заряжать телефон, а где разместите ноутбук или телевизор; где будете ставить гладильную доску, а где — сушить волосы феном. Исходя из этого и из расставленной мебели определите, где монтировать розетки. На каждой стене должно быть минимум по 2 розетки.
Седьмой чертёж: План напольных покрытий. На нем нужно отметить, где какие покрытия будут использоваться и будет ли тёплый пол, здесь же следует пометить плинтусы, порожки и перепады высот.
Восьмой чертёж: План расстановки дверей и дверных проёмов. Указываем, где будут двери, а где просто проёмы (например, у вас есть раздвижные конструкции в квартире), указываем размеры дверных проёмов (они могут отличаться). Также на этой схеме надо определить, куда двери будут открываться — они не должны цепляться друг за друга и мешать свободному проходу по квартире. Стандарт — дверь открывается правой рукой и на себя.
Шаг 6. Составляем смету, попутно уточняя цены
На этом этапе вбиваем в табличку Excel или Google все предстоящие работы, затраты на стройматериалы, доставку, грузчиков и т. п.
Порядок затрат по ремонту квартиры обычно получается такой:
- строительные, монтажные и отделочные работы — 40%;
- материалы — 25%;
- мебель и техника — 25%;
- дизайнерский проект — 5%;
- непредвиденные расходы — не менее 5% (но лучше 10–15% от затрат «работы + материалы + мебель»).
Лиза и Петя в итоге потратят 26 800 рублей на демонтажные работы, 206 854 рубля — на отделочные (с учётом работы электриков и сантехников), 151 677 рублей — на материалы. Ориентировочно в такую же сумму обойдётся покупка мебели и техники (они заложили 150 тысяч). В общей сложности ремонт выльется в сумму около 615 000 рублей (с учётом 15%-ного люфта на транспортные и непредвиденные расходы).
Таблицу затрат Булочкиных можно скачать здесь: её удобно использовать как образец сметы.
А можно, я не буду всё это считать сам?
Да, можно. У многих стройбригад есть услуга профессионального сметчика по ремонту квартир, который всё измерит и рассчитает за вас (обычно это стоит порядка 5–10% от стоимости строительных работ, в «дорогих» компаниях услуга сметы входит в общую цену работ). Вы также можете сами выбрать ламинат, плитку и обои и скинуть сметчику артикулы и цены — он внесёт это в таблицу расчётов.
Смета от дизайнеров
Также сметы (и последующую комплектацию) делают дизайнерские бюро — это необходимая часть проектирования. Если бюджет позволяет, вы можете заказать проект ремонта, дизайнерское решение плюс подробную смету (и комплектацию, то есть услугу набора всех стройматериалов и мебели) в таком бюро. В этом случае нужно будет назвать максимальную сумму, которую вы готовы потратить на ремонт, и попросить дизайнера вписаться в неё.
Татьяна Безверхая, руководитель студии TB.Design:
Самое главное — заранее оценить максимум своего бюджета и подумать, насколько вы можете его превзойти — например, занять у кого-то, взять кредит и так далее. Дело в том, что из-за отсутствия опыта люди обычно склонны занижать стоимость ремонта — в реальности она почти всегда выше. Озвучьте дизайнеру свой предел и попросите работать в рамках бюджета. Он сделает и проект, и смету. Чаще всего при этом дизайнеры делают сметы общие, из расчёта всех затрат на 1 квадратный метр жилой площади. Например, смета для ремонта класса «эконом» от дизайнерской студии выглядела бы следующим образом.
Смета на ремонт от дизайн-бюро — образец
Авторы: команда Яндекс.Недвижимости. Иллюстратор: Ксения Стойлик.