Фото: katemangostar (freepik)
Адресная справка может потребоваться в разных ситуациях: для банка, на учёбе или работе, а также в некоторых сделках с недвижимостью. Этот документ подтверждает регистрацию человека по месту жительства в прошлом или настоящем. Получить её можно только в отделениях МВД по личному требованию, на другого человека взять не получится.
Сложность в том, что в разных регионах справка имеет разные названия, есть несколько форм в зависимости от места требования. При этом суть документа остаётся неизменной. Рассмотрим, где взять справку о регистрации, её основные виды и какие документы нужны.
Что такое справка с места жительства или адресная справка
Адресная справка — документ, подтверждающий место жительства человека. Выдача справки регламентируется законом о праве гражданина РФ на выбор места пребывания и жительства, а также приказом МВД.
Адресная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по запросу в уполномоченный орган — территориальное подразделение МВД по вопросам миграции. Её можно заказать и через портал Госуслуг, который выступает посредником в передаче информации.
При заказе адресной справки часто возникают путаницы, так как есть несколько форм этого документа. Технически они отличаются только внешним видом и названием, но данные схожи.
Особенности определяются номером формы. Например, №1–3 касаются временной регистрации и переезда в другой город, в №4 указываются данные о прописке, в №9 есть дополнительная информация о самом жилье, в №8 — данные о прописке ребёнка до 14 лет.
Справки №8 и 9 — самые распространённые варианты справок с места жительства. Перед тем, как заказать документ в паспортном столе или на сайте Госуслуг, нужно уточнить, какая форма требуется в конкретном случае.
Справка о составе семьи и выписка из домовой книги упразднены в 2017 году — все полномочия на передачу адресной информации по запросу граждан перешли МВД. Требование таких документов является незаконным. Их могут попросить предоставить при сделках с недвижимостью, утверждении местных льгот или для того, чтобы встать в очередь на получение соцжилья. Если сотрудники государственных организаций настаивают на предоставлении этой информации, можно запросить эти данные в управляющей компании или в ТСЖ. Госуслуги или МВД откажут в предоставлении такой информации.
Форма №8
Это справка о прописке ребёнка до 14 лет по месту жительства. Документ подтверждает факт регистрации сына или дочери по определённому адресу. В отличие от других вариантов, такую справку может получить не само зарегистрированное лицо, а его родитель или законный представитель.
Форма №8 может быть необходима для школы или детского сада, при переезде в другой город, покупке-продаже недвижимости или для получения различных льгот. Документ ограничен только возрастом ребёнка — справка выдаётся единоразово и действует вплоть до достижения 14 лет и получения первого паспорта.
Форма №9
Это обычная или архивная справка о месте проживания. В ней указывают следующие данные:
- все лица, в данный момент прописанные в квартире или доме;
- собственники жилья;
- наличие родственных связей между собственником и жильцами;
- даты регистрации и снятия с учёта всех проживающих;
- информация о жилом помещении: количество комнат, общая и жилая площадь.
Форма №9 — самая распространённая форма адресной справки, которая в народе называется по-разному: «О прописке», «С места жительства», «О составе семьи».
Форма №9 может быть запрошена в разных случаях: при оформлении сделок с недвижимостью и наследством, приватизации, получении государственных льгот.
При заказе справки по этой форме нужно уточнять, какая информация требуется — текущая или архивная. Но следует учесть, что собственник имеет право на получение информации только за время владения им квартирой. Если нужна справка за более ранний период (о прошлых собственниках), придётся обращаться к прошлым владельцам. На деле такие случаи редки.
Кто может получить адресную справку
На основании закона адресную справку любой формы могут получить следующие лица из списка ниже.
- Собственники жилья вне зависимости от наличия прописки в своей квартире или доме.
- Все жильцы, прописанные в помещении.
- Законный представитель ребёнка, который является собственником или проживает в помещении.
- Официальный представитель заявителя, действующий по нотариально заверенной доверенности.
Иные лица, включая риелторов и сотрудников агентств недвижимости, не имеют права на получение сведений о регистрации, если на это нет доверенности. Информация, содержащаяся в документе — персональные данные, которые защищаются законом.
Куда требуется адресная справка
Документ, который подтверждает местонахождение человека и его регистрацию, может потребоваться для разных ситуаций. Вот некоторые из них:
- оформление социальных льгот и других мер господдержки;
- судебное разбирательство;
- сделки по оформлению жилья, купля-продажа и наследование недвижимости;
- зачисление в учебное заведение;
- передача жилья в залог кредитной организации;
- обращение в некоторые финансовые организации и налоговые инспекции.
Для большинства случаев подойдут справка №9 и №8. Чтобы перестраховаться и не потерять время на ожидание документа, необходимую форму лучше уточнить по месту требования.
Где брать справку о регистрации
Есть несколько способов, как получить справку с места жительства. Сделать это можно в паспортном столе по месту жительства, а также через портал Госуслуг.
Предоставление адресно-справочной информации для физических и юридических лиц в отделении МФЦ «Мои документы» не предусмотрено. При этом в некоторых регионах получение такой услуги возможно, уточнять нужно в отделении конкретного города.
В паспортном столе
Заказать справку о регистрации можно в подразделении по вопросам миграции МВД по месту пребывания, проще говоря в паспортном столе. При личном обращении в отдел нужно быть готовым отстоять живую очередь, чтобы попасть к специалисту.
Заявление можно заполнить на месте или скачать типовой бланк на сайте ГУВМ МВД конкретного региона. Первый вариант надёжнее — сотрудник поможет ответить на актуальные вопросы и перепроверит заполненный бланк, чтобы избежать ошибок.
Вместе с заявлением потребуются документы: паспорт и подтверждение права собственности на жилое помещение. При заказе справки для ребёнка необходимо подтвердить полномочия законного представителя — предъявить свидетельство о рождении или усыновлении.
Если заявление составлено не на русском языке, а на иностранном, к нему нужно приложить перевод. Его подлинность или подпись переводчика должны быть нотариально заверены в установленном порядке.
На Госуслугах
Самый простой вариант получения справки о регистрации — через портал Госуслуг. Для этого нужно пройти следующие шаги из списка ниже.
- Подготовить документы для заполнения формы.
- Заполнить бланк заявления: скачать его можно на странице услуги, где указываются данные о заявителе и лице, о котором запрашивается адресная информация.
- Дождаться уведомления о приёме заявления в течение одного рабочего дня. Статус документа изменится на «Принято».
Получить уже готовую справку можно лично в паспортном столе, заказным письмом на почте по месту пребывания или на электронную почту. Максимальный срок предоставления услуги — 30 дней. Как правило, справку готовят в течение 1–2 недель.
Отказ в предоставлении справки
Уполномоченный орган вправе отказать в выдаче в случае ошибок в заявлении, если был предоставлен неполный или некорректный набор документов, либо заявитель не имеет права на получение таких сведений.
На практике нередко случаются ситуации, когда сотрудники паспортного стола отказывают в предоставлении справки из-за долгов по коммунальным услугам. Заявителю предлагают погасить долг, после чего обещают выдать требуемый документ. Этот метод воздействия на должников ЖКУ незаконный.
Что делать в случае, если отказали:
- запросить уведомление об отказе в выдаче информации о регистрации,
- написать жалобу на имя начальника паспортного стола по месту обращения,
- подать претензию руководителю отделения УФМС или заявление в прокуратуру.
Если и после этого специалист не принимает документы, можно обратиться в суд. Но проще подать заявление на сайте Госуслуг и получить документ дистанционно.
Стоимость и сроки выдачи
Время на подготовку справки по месту регистрации зависит то того, через какое ведомство оформлялся документ и его нагрузки в конкретном регионе. Максимальный срок для справок по форме №1, №2, №5 и №6 составляет до 30 календарных дней, для форм №3, №4, №7–12 — 10 дней. Как показывает практика, при заказе через портал Госуслуг срок выдачи обычно не превышает 5 дней с момента обращения.
За получение адресной справки оплата госпошлины не предусмотрена. При заказе документа через специализированные компании, например, находясь в другой стране, придётся оплатить посреднические услуги. Обычно это не более 3000 рублей.
Срок действия
Адресная справка выдаётся на ограниченный срок от 10 до 90 дней (при временной регистрации). Действие зависит от требований организации или ведомства, куда она требуется. Перед тем, как предоставить адресную справку, нужно уточнить срок действия в учреждении по месту требования.
Коротко о главном
Согласно законодательству, любой гражданин РФ имеет право на получение справки о месте регистрации. Документ может потребоваться в разных ситуациях: для оформления льготы, различных сделок с недвижимостью, поступления в учебное заведение или при эмиграции. Адресная справка имеет несколько форм, самые распространённые — №8 и №9, конкретный вид нужно уточнять по месту требования.
Выдаётся справка бесплатно, за подготовку документа отвечает подразделение МВД по вопросам миграции. Заказать адресную справку можно в паспортном столе по месту жительства или онлайн на сайте Госуслуг. Для этого потребуется заполнить заявление и предоставить минимальный пакет документов.