ЖК «Одинград. Квартал «Семейный»» (Яндекс Недвижимость)
Яндекс Недвижимость и «Пульс Продаж Новостроек» изучили, как менялся первичный рынок недвижимости в последние два года. Рассказываем, какие 5 основных трендов выявили эксперты.
Тренд 1. Спрос перешёл в масс-сегмент
Из-за экономической ситуации и роста цен на недвижимость бизнес-класса спрос начал перетекать в более доступный сегмент жилья. В 2022 году объём продаж в проектах бизнес-класса снизился на 42% по сравнению с 2021 годом, а в масс-сегменте — вырос на 3%. Недвижимость эконом и комфорт-класса стала популярнее за счёт госипотеки.
В конце 2022 года доля масс-сегмента в структуре продаж достигла 74%. Ранее она четыре года держалась на уровне 55%.
То, что вектор покупателей направлен на масс-сегмент, заметно и по предложениям на рынке недвижимости. В Москве и Московской области доля предложений бизнес-класса выросла на 5,6% в период с января 2021 года до июля 2023 года. По элитному жилью тоже заметен рост предложений — с 1,8% до 7,6% за тот же период. При этом доля комфорт-класса сократилась с 66,9% до 59%.
Тренд 2. Растёт спрос на небольшие квартиры
Доля студий в структуре продаж в 2022 году достигла 16-18%, а в первом квартале 2023 – 20%. Это в два раза выше средних показателей прошлых лет. А совокупная доля студий и однокомнатных квартир достигла 50%.
Изменение выглядит незначительным: до 2022 года доля студий и однокомнатных квартир в среднем составляла 45%. Но с учётом нового подхода к подсчёту комнат реальная доля проданных малометражек может достигать 60-65%. В описание жилья евроформата с кухней-гостиной застройщики добавляют лишнюю комнату, и «однушка» на бумаге превращается в «двушку».
Артём Советников, директор компании «Пульс Продаж Новостроек»
Вместе с этим увеличивается и количество просмотров студий. С начала 2021 года доля просмотров студий выросла на 8%.
Тренд 3. Уменьшение площадей
Эксперты отмечают, что за последние пять лет средняя площадь покупаемого жилья в новостройках Москвы снизилась на 5–10%. Двух- и трёхкомнатные квартиры в среднем «потеряли» по 5 кв. м. Медианная площадь квартир (от студий до четырёхкомнатных) сократилась на 8,7%: с 56,4 кв. м в январе 2021 года до 48,7 кв. м в июле 2023 года.
Тренд 4. Переход на новые и забытые форматы квартир
В 2022-2023 годах самым популярным стал евроформат, когда кухня объединена с гостиной, а зона с диваном в этом пространстве выполняет функцию отдельной комнаты. При этом общая площадь жилья может не измениться, а иногда снижается. Например, бывают «евродвушки» размером 29 кв. м.
2-комнатная квартира (Яндекс Недвижимость)
Кроме того, в новостройки возвращаются проходные комнаты, которые пропали с рынка с концом эпохи хрущёвок. В них дверь в спальню находится в гостиной. Сегодня такие варианты объединяют с евроформатом — за счёт этого в квартире практически не остаётся коридоров. Таким образом застройщикам удаётся ещё больше сократить общую площадь без потери жилой.
Всё чаще появляются планировки с мастер-спальнями, в которых к спальне или гардеробной примыкает ванная комната. Этот вариант тоже позволяет убрать лишние коридоры, при этом обеспечив нужное количество санузлов для семьи.
3-комнатная квартира (Яндекс Недвижимость)
Тренд 5. Конкуренция за счёт условий сделки
Очевидно, что клиента получает тот застройщик, который готов предложить максимально выгодные условия покупки. В ход идут разные варианты, но самые эффективные — разные виды ипотеки с господдержкой.
В 2000-х привлечение покупателя начиналось с рекламы цены квадратного метра. В 2010-х на смену пришло продвижение общей стоимости квартиры. А в 2020-х основной аргумент — выгодность ипотеки. Поэтому в рекламе теперь показывают процентные ставки и суммы ежемесячных платежей.
Артём Советников, директор компании «Пульс Продаж Новостроек»
Коротко о главном
Тренды, выявленные экспертами Яндекс Недвижимости и компании «Пульс Продаж Новостроек», позволяют сделать вывод о том, что в ближайшее время спрос на бюджетную недвижимость небольшой площади или необычного формата будет расти. При этом застройщики на волне конкуренции друг с другом будут предлагать наиболее выгодные условия для покупателей.