Что такое доверенность на проживание в квартире и зачем она нужна

Нередко жильцы, которые долго снимают одну квартиру, просят собственника оформить постоянную регистрацию (прописку). Если владелец недвижимости не против, он подаёт заявление вместе с документами лично в отделение миграционной службы или онлайн через «Госуслуги».

Однако бывают ситуации, когда он не может этого сделать: в таких случаях жилец может сам заняться регистрацией, но для прохождения процедуры необходимо будет оформить доверенность на проживание в квартире собственника. Выясним, что это за документ, как его правильно составить и какие права он даёт жильцу.

Доверенность: что это такое

Доверенность — это документ, позволяющий человеку от имени другого лица или компании совершать юридически значимые действия. Например, представлять интересы в суде, заключать определённые виды сделок и прочее. Они бывают разные: нас интересует та, что даёт право на регистрацию (прописку), соответственно, и на проживание на чужой жилплощади.

В документе обычно участвуют две стороны, реже — больше:

  • Доверитель — в нашем случае собственник квартиры.
  • Доверенное лицо (представитель) — человек, которому владелец разрешил проживать в своей недвижимости.

Важный момент: стороной доверенности может быть не один, а сразу несколько человек.

Например, у квартиры четыре собственника, и у них есть возможность передать своё разрешение на проживание в долевой квартире одному представителю. Существуют и обратные ситуации: владелец может прописать в доверенности сразу несколько человек, которые вправе проживать на его территории.

Когда доверенность нужна и когда нет

Сразу поясним: если собственник просто впускает в свою квартиру пожить кого-либо из посторонних, тогда достаточно заключить с ним договор найма (аренды). Когда речь идёт о регистрации по месту жительства (прописки) чужого человека, в таких случаях обычно составляют доверенность. Но это актуально не всегда: документ следует оформить, когда жилец самостоятельно решит прописаться в квартире, а собственник не может лично этим заняться.

Постановкой или снятием с регистрационного учёта занимается миграционная служба МВД. Сегодня её не обязательно лично посещать — собственнику достаточно подать заявление на прописку постороннего человека на своей жилплощади через «Госуслуги». Если сам хозяин квартиры сделать этого не может, тогда и понадобится доверенность на жильца, но в таком случае нужно будет предоставить и правоустанавливающие документы на недвижимость.

Что должно быть в доверенности

В зависимости от конкретной ситуации формулировка в доверенности может отличаться. Если речь идёт именно о регистрации и проживании чужого человека, схематичное содержание документа обычно выглядит так:

  1. Дата и место составления. Сначала указывают название населённого пункта, а затем дату оформления доверенности.
  2. Сведения о каждой из сторон. Здесь следует прописать фамилию, имя и отчество, а также полные паспортные реквизиты собственника и жильца.
  3. Причина оформления документа. В этом пункте необходимо описать обстоятельства для выдачи доверенности. Например, собственник прописывает: прошу передать право на регистрацию по месту жительства такому-то гражданину. Далее нужно указать полный адрес квартиры, кадастровый номер объекта и номер регистрации права собственности на жильё.
  4. Список полномочий доверенного лица. Этот раздел — самый важный. Чем конкретнее будут сформулированы права жильца, тем лучше для собственника. В нашем случае следует обозначить действия, которые касаются именно регистрации. К примеру, подача заявления в ФМС, предоставление документов на жилплощадь, внесение изменений в домовую книгу, уплата госпошлины за постановку на учёт и прочее.
  5. Срок действия документа. Этот параметр необязательно указывать. Если его не прописать, срок действия документа автоматически ограничен одним годом.

В конце доверенности собственник ставит подпись. Сам документ следует заверить у нотариуса.

Как прописаться по доверенности

Если человек собирается зарегистрироваться на чужой жилплощади по доверенности, нужно действовать по схеме, указанной ниже.

  1. Для начала следует выписаться из другого жилья. На «Госуслугах» можно одновременно подать заявление на снятие с регистрационного учёта с прежнего места жительства и прописку в другом. То есть к моменту оформления новой регистрации человек не должен нигде числиться в качестве жильца. К слову: срок между выпиской и пропиской составляет максимум семь дней. Если он пропущен, нарушителю придётся платить штраф — от 2 до 5 тысяч рублей.
  2. Собственник оформляет доверенность на представителя. Для этого он должен лично обратиться к нотариусу. Если квартира находится в долевой собственности, у доверителя должно быть с собой письменное согласие от всех владельцев. Присутствие самого будущего жильца при заверке доверенности необязательно.
  3. Доверенное лицо подаёт заявление и необходимый пакет документов в ФМС. Представителю, возможно, придётся оставить в отделении и паспорт. Вместо него он получит соответствующую справку. Далее останется только ждать решения инстанции.
  4. Если ответ от миграционной службы положительный, заявитель посещает отделение МВД для получения паспорта со штампом о регистрации по новому адресу. Иногда паспорт не оставляют, штамп ставят сразу при подаче документов.

То есть сама процедура прописки в чужой квартире отличается лишь тем, что собственнику необходимо оформить доверенность на жильца.

Коротко о главном

Доверенность на право проживания в квартире подразумевает и постановку на регистрационный учёт. Этот документ потребуется в случае, если собственник по каким-либо причинам не может лично прописать человека на своей жилплощади.

Доверенность можно составить самостоятельно или обратиться за помощью к опытному юристу. Так или иначе документ нужно будет заверить у нотариуса. После чего у доверенного лица появится возможность самому зарегистрироваться в чужой квартире. Соответственно, возникнет и право на проживание в ней.

Фотография на обложке: yanalya (Freepik)