Что делать после приёмки квартиры в новостройке: инструкция

Ура — свершилось: вы подписали документы и теперь считаетесь полноправным хозяином новой квартиры! Но можно ли считать, что всё закончено? Не совсем. Осталось ещё несколько шагов, которые нужно сделать после подписания акта приёма-передачи квартиры. Рассказываем о них подробнее.  

Сразу после приёмки квартиры

Вернёмся на шаг назад — к моменту, когда вы только что приняли квартиру. Точнее, сначала получили по почте официальное письмо от застройщика с приглашением на приёмку. После чего, возможно, приехали вместе со специалистом — профессиональным приёмщиком. Все проверили, остались довольны, подписали документы и получили ключи от квартиры. 

Два важных совета, которые пригодятся на этом этапе:

  1. Сохраните все документы, в том числе письмо от застройщика. В непредвиденных ситуациях любые официальные уведомления могут пригодиться.
  2. Проследите, чтобы застройщик выдал столько актов приёма-передачи, сколько будет дольщиков плюс ещё один акт. Все они вам потребуются для оформления права собственности. Впрочем, можно дополнительные оригиналы можно заменить нотариально заверенными копиями.

Вы приняли квартиру в новостройке, что делать дальше?

Теперь вам предстоит оформить право собственности на недвижимость. Самый простой вариант — обратиться в любое отделение МФЦ для подачи в Росреестр все необходимые документы, предварительно оплатив госпошлину. Её размер для физических лиц составляет 2000 рублей.

Всю недвижимость в России государство контролирует с помощью Росреестра, который ведёт Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Там находится вся информация о домах и квартирах, а также о земельных участках.

Какие документы потребуются для регистрации собственности:

  • паспорта дольщиков;
  • свидетельство о браке — если квартира будет оформлена в качестве совместной собственности супругов;
  • договор (долевого участия или уступки права требования);
  • квитанция оплаты госпошлины;
  • оригиналы акта приёма-передачи квартиры (на один оригинал больше числа дольщиков);
  • кредитный договор (оригинал и копия). 

Регистрация собственности занимает 7–9 рабочих дней с момента подачи документов. После этого вы можете получить выписку из ЕГРН, которая подтверждает ваше право распоряжаться имуществом. Если квартира куплена в ипотеку, то в выписке будет содержаться информация о том, что жильё находится в залоге у банка.

Полноценным собственником квартиры официально вы будете считаться не после того, как получите ключи, а после того, как сведения о собственности внесут в базу Росреестра. Эта выписка из ЕГРН — ваш основной документ, подтверждающий право владеть жильём.

Важно: право собственности на имущество может быть оформлено только после того, как здание поставят на кадастровый учёт (в многоквартирных домах иногда это делает застройщик, но с 2017 года постановка на учёт перестала быть его обязанностью. Это требуется для закрепления права собственности — после того, как данные о квартире будут внесены в кадастр, государство сможет подтвердить ваши на неё права.

Обычно, процедура постановки здания на кадастровый учёт занимает примерно шесть-восемь месяцев после его введения в эксплуатацию. За это время застройщик завершает все формальности, и налаживает вспомогательное оборудование. Часто на этапе подписания акта сдачи-приёмки с застройщиком дом уже состоит на кадастровом учёте.

Что ещё важно сделать на этом этапе

После приёмки квартиры можно поменять регистрацию (прописку). Для этого необходимо подать документы в МФЦ или через приложение Госуслуги. После чего через несколько дней вам поставят соответствующую печать в паспорте.

Ещё одним небольшим, но важным пунктом обязательной программы будет посещение управляющей компании — это важно, чтобы стать плательщиком по лицевому счёту квартиры, плюс так можно сразу разделить оплату между собственниками. Её сотрудникам вы должны сообщить о том, что собственник сменился, и подписать новый договор на коммунальное обслуживание. Из документов достаточно будет предоставить паспорт и выписку из ЕГРН.

Если вы купили квартиру в ипотеку

Ваши действия после подписания акта приёма-передачи квартиры, купленной в ипотеку, будут следующими.

  1. Сначала надо отправиться в банк, где вы оформляли ипотеку, и передать копию акта приёма-передачи. Время, в течение которого это надо сделать, у каждого банка своё, оно обычно указано в договоре.
  2. Как и в случае покупки квартиры без ипотеки, вам необходимо оформить право собственности. После чего необходимо предоставить в банк выписку из ЕГРН, отчёт об оценке стоимости недвижимости, а также полис страхования недвижимости.
  3. Отчёт об оценке надо заказать сразу после того, как был подписан акт приёма-передачи. Он нужен банку для определения рыночной стоимости квартиры. Чаще всего банки предлагают своему клиенту перечень оценочных организаций, с которыми они сотрудничают и которым доверяют. Можно выбрать одну из них. При этом организация обязательно должна быть в реестре саморегулируемых организаций оценщиков.
  4. Полис страхования недвижимости необходим: пока ипотека не будет выплачена, ваше жильё является залоговым объектом.

После того, как завершены все формальные процедуры с документами, можно запланировать подачу заявки на получение налогового вычета. Но сделать это можно только через год после получения собственности.

Коротко о главном

Стать хозяином своей квартиры не так просто, как может показаться на первый взгляд. Недостаточно подписать акт приёма-передачи квартиры и получить на руки ключи — нужно стать полноправным собственником.

Для этого надо подать документы в Росреестр, чтобы сотрудники ведомства внесли информацию о недвижимости в базу данных. Если квартира уже находится в ипотеке, что часто бывает при долевом строительстве, алгоритм практически не меняется, но подписанный акт приёма-передачи сначала нужно отдать и в банк.

Опрос доступен в полной версии сайта.